Основная цель данного мероприятия: формирование экологического сознания и нравственной экологической позиции личности через олицетворение Природы с образом Матери, Родины, Вселенной.
Задачи:
-реализация познавательных интересов через информацию о примерах из жизни русских святых, поэтов, ученых;
-развитие личностного экологически ориентированного опыта взаимодействия с окружающим миром;
-формирование коммуникативных навыков коллективного труда, раскрытие творческого потенциала студентов.
Вступительное слово:
Тема нашей встречи отражена в строках стихотворения Тютчева: «Не то, что мните Вы, природа…». Речь пойдет о Природе, о том, что она имеет свое лицо – лик. Она не бездушна и поэтому часто становится источником вдохновения и любви для человека. Своеобразна свобода Природы. Природа живая и говорит с нами на своем языке. Используя жизненные примеры, мы попытаемся рассказать вам об этом.
Видеозаставка – картины природы [11]
1-й: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…[19, с.72]
2-й: Природа часто отождествлялась с образом женщины - матери.
Так было и в жизни русского поэта К. Батюшкова ( идет рассказ о том, какую роль сыграла природа в становлении поэтического таланта рано осиротевшего ребенка )[11]
1-й: Давайте посмотрим, какой видят природу наши студентки – первокурсницы
Смирнова Елена в своем рисунке попыталась выразить вселенскую красоту природы. Она уверена, что в деревне природа всегда очень яркая.
«Я считаю, что природа терпеливо, с любовью наблюдает за всем, что происходит вокруг»,- так подписала свой рисунок Попова Наташа.
По мнению Батаковой Марии, Природа – это одушевленное существо. Она не безлика, скорее необычайна и великолепна. В ней нет постоянства, есть свобода и независимость – этим она и привлекает.
Зиганшина Альбина нарисовала платье природы, в котором отражено многообразие ее красок. Крылья олицетворяют свободу и независимость.
Через красоту цветов, затрагивающую самые сокровенные струны души, передает ощущение удивительной гармонии окружающего мира Исламова Юлия.
Ныробцева Евгения считает, что природа многое прощает человеку. И с грустью наблюдает за тем, как человек потребительски относится к ней.
Каждый из нас видит лицо Природы по-своему. Это «не слепок не бездушный лик»!
(Вокальная группа исполняет песню «Край родной» слова и стихи Гомановой Е.)
1-й: : Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа…[19,с.72]
2-й: В современном же обществе мы наблюдаем потребительское, бессердечное отношение к природе. Облик планеты за два-три поколения изменился очень сильно. Академик Вернадский назвал это «геологическим переворотом».[5, с.25]
3-й: В. И. Вернадский неизменно подчеркивал единство человека и биосферы.
В 1922 году он пришел к выводу о том, что «уровень нравственного и умственного развития человечества можно оценить…,взяв анализ почвы».[10,с.38[
Его опыт натуралиста подтверждал, что состояние природы отражает все общественное устройство, а также уровень знаний людей, хозяйничающих на земле.[10,с.39]
4-й: Замечательный пример хозяйственной деятельности являли монастыри. Первые монахи, уходившие от мира людей в пустыню, в тяжелейших природных условиях строго держались правила: кормиться от трудов своих, не нарушая природного равновесия. Хозяйствование при монастырях не истощало, а обогащало природу.
5-й: Например, Соловецкий монастырь был созидательным трудом основан на необитаемых островах. На Соловецком архипелаге было множество чаек. Когда они несли яйца, из монастыря шли собирать их. Если из гнезда брали яйцо, то рядом, на куст, привязывалась пестрая ленточка, означавшая, что больше это гнездо трогать нельзя. Чайки нисколько не боялись людей и вели себя, как ручные. Было принято отправлять молодых крестьянских парней в обитель. Здесь они получали хозяйственные познания и навыки, а также благочестивый настрой души.
6-й: Пустынножительство пришло к нам от древнейшего монашества. Без подвига пустынников невозможно представить освоение севера страны, Сибири. Пустынножительство явилось мощным импульсом колонизационного движения русских людей. Монахи и крестьяне выкорчевывали лес, распахивали и засевали землю, строили, несли малым народностям письменность и культуру. [7,с.55]
7-й:
Величаво и статно идущая в гору |
Ты на редкость крута, но отходчива в гневе: |
8-й: Преподобный Сергий Радонежский в 1334 году основал под Москвой, возле Радонежа, Свято – Троицкую обитель. Имя Сергий он получил при принятии монашества, а в детстве его звали Варфоломей. Семи лет его отдали в приходскую школу, братья – Стефан и Петр, - учились легко и успешно, а Варфоломею грамота не давалась: буквы плыли и не складывались в слова. Он бежал в поле, подальше от насмешливых товарищей. Здесь, среди трав и цветов, вновь раскрывал книгу, стараясь постичь грамоту чтения. Отец уже начал приучать сына к делам, не требующим грамоты, смирившись с тугомыслием своего среднего сына.
9-й: Однажды Варфоломей отправился разыскивать пропавших куда-то жеребят. В одиночестве брел он по полю. Ветер клонил травы. Просторы дышали теплом. И не было слаще тех минут – в стороне от чужих глаз, от насмешек и увещеваний, сладостно было ощущать себя в колыбели природы. Вдруг Варфоломей остановился, под древним ветвистым дубом он увидел инока, который неслышно творил молитву.
10-й: Выслушав горестные признания мальчика о том, что не дается ему грамота. Старец вознес молитву к небесам, благословил Варфоломея сказав, что Господь даст ему разум в учении. Старец посетил его родителей и перед обедом предложил мальчику прочесть псалмы Давида.
На робкое: «Не умею, отче!» Старец твердо сказал: «Читай!» И неподвластные ранее буквы стали складываться в слова, а из уст Варфоломея стройно полились вдохновенные строки.
Варфоломей стал лучшим из учеников, но тщеславие и гордость не коснулись души мальчика.
2-й: Тяжелые времена переживала Русь: складывалось московское государство, шло объединение земли русской вокруг Москвы, рати ордынские прокатывались по городам и весям русским.
Разоренная семья Варфоломея переселилась в дикий лесистый край, обосновавшись в селе Радонеже. В Варфоломее росло стремление уйти туда, где можно было слиться с природой, где ничего не мешало бы его уединению и молитвенному общению с Всевышним..
Юноша понимал, что только союз с природой даст духовную опору и, обретя эту опору, он сможет помочь людям.
3-й: Но лишь после смерти родителей, ухаживая за ними до последнего их дня, он осуществил свою мечту: ушел от мира в глубь Радонежских дебрей. Он принимает постриг монаха и новое имя Сергий. Как-то к его келье прибрел исхудавший больной медведь. Сергий вынес ему кусок хлеба. Положил на пень. Бурый гость съел угощение. И стал наведываться каждый день. Начал брать хлеб из рук. А когда у Сергия оставался последний кусок, то отдавал он его зверю – чтоб не обмануть его и без еды не отпустить. Зайцы, лисицы без страха подходили к келье Сергия.
4-й: А вскоре и люди потянулись за благодатным теплом, помощью, утешением, за добрым советом, душеспасительной беседой.
Так скромно и буднично родилась обитель, превратившаяся впоследствии в Троице-Сергиеву лавру.[15,с.227-243] отрывок их видеофильма «Троице-Сергиева лавра»[18]
5-й: Не случайно сегодня мы обратились к образу святого Сергия Радонежского.
Он, как и другие святые, а среди них были князья и крестьяне, люди великого ума, учености и не знавшие грамоты, он созидал духовность человека, не разъединяя, а укрепляя его союз с Природой.
6-й:
Преподобный Сергий |
Чтоб открылась пред душою новою |
1-й: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода…[19,с.72]
7-й: Не свобода и анархия, а свобода и закон одновременно существуют в природе. Природа подчиняется своим законам: после зимы идет весна, затем лето, осень. Но в этой предсказуемости и постоянстве она всегда свободна: лето может быть холодным, а может быть и жарким, весна – ранней или запоздалой, зима – морозной или теплой, осень дождливой или засушливой.
Природа свободна в своей несвободе.
Послушайте «Легенду о подснежнике».(Обыгрывается в ролях: 1-й – мальчик.2-й – бабушка. Камин с мерцающим светом. Свеча на камине. Свист бури.)
2-й: «Слышишь, как ветер воет, |
А вдруг лепестками смотрит |
1-й: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь…[19,с.72]
9-й: Отец его был лесничим, и поэтому детство Константина Циолковкского прошло в лесной глуши Рязанской губернии. Веселая жизнь озорного девятилетнего мальчишки после болезни скарлатиной переломилась, а окружающий мир потерял половину своей прелести. Мальчик оглох. «Он перестал слышать голоса людей, пение птиц, журчание воды в ручье. Иногда засовывал палец в ухо и пытался расковырять там какую-то неосязаемую пробку, но все было напрасно. Тогда становилось еще более сиротливо, одиноко и жалко себя» [6, с.9]
10-й: Он любил вечером вместе с матерью посидеть на ступеньках крылечка. Она что-то пела ему, что-то говорила. От ее любви беззвучный мир казался более добрым, чем обычно.
Но вскоре мать умирает, мальчик, чувствуя глубокое одиночество, долго и безутешно плачет.
Отец был всегда занят работой: днем служба, вечером – бесконечная работа в кабинете над философскими сочинениями. Поэтому после гимназии Константин уходил к реке или за город в лес, и бродил по лесным тропинкам. Иногда забирался на дерево и долго сидел там, спрятавшись в ветвях, как большая молчаливая птица. Иногда он представлял себя птицей: вот сейчас взмахнет руками и полетит. Все увидят его и закричат: «Смотрите! Смотрите! Летает!» [6,с.10- 11]
2-й: Тяжело было на душе пятнадцатилетнего подростка после разговора с директором гимназии. Мальчик услышал, что он неспособный, что ни ученого, ни чиновника из него все равно не выйдет. Он ушел к реке и долго сидел на берегу. Хотелось отдалить неприятный разговор с отцом, который уже должен был встретиться с директором. Чтобы никого не видеть, Костя забирается на чердак. Сейчас в сумерках там все было таинственным и страшным. Мальчик вылез на крышу и замер от восхищения.
3-й: Неоглядно время мчится, |
Путь оглядывая Млечный, |
4-й: До сих пор он думал, что мир – это что- то тесное, родное, простое: родственники, дома, деревья, травы, цветы. Величественное, бесконечно высокое и глубокое небо с мириадами звезд заворожило его, его душу, заполонило сознание. Ощутив себя частичкой Природы, Циолковский почувствовал, что он богат и счастлив. Вот она, Вселенная! Она открыта ему. [6,с.12-14]
Именно Любовь пробудила в нем прежде неведомые способности и помогла сделать первый шаг к его научным открытиям в воздухоплавании, авиации и космонавтике.
5-й:В огоньках электрической млечности,
в каждом городе и селе
вижу я торжество Человечности –
это небо мое на Земле![4,с.156]
6-й: Когда мы говорим «русская природа», то представляем бескрайние поля, березовые рощи, реки и речушки, синева которых отражает лазурь неба. Все это дорого нам, как наша Родина.
И разлука с ней становится тяжелым испытанием для каждого человека.
Баратынский Евгений, представитель пушкинской плеяды, так писал о родительском имении Мара, где прошли его детские годы.[17,с.95] Видеофильм «Писатели России»[11]
7-й: Родина. Родина! Может быть, мне солнце постучало |
Колыбель в затейливой резьбе Я давно уже опора маме, |
8-й: Федор Иванович Тютчев так вспоминает родовую усадьбу Овстуг.
Видеофильм «Писатели России» [11]
8-й: Ты шла по широкому лугу, |
Деревьями степь говорила, |
Вокальная группа исполняет песню «Сторона моя» Слова Л. Дербенева, музыка И. Космачева
1-й: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…[18,с.72]
9-й: Язык природы выражен в той гамме звуков, которая завораживает любого человека, особенно в весеннюю и летнюю пору. Весна и лето - это самые высокие ноты Природы.
Видеофильм «Писатели России»[11]
10-й: Человек легко понимает язык природы. Сменяющие друг друга времена года становятся одновременно и этапами жизни человека: весна – это юность, лето – пора взросления, осень – зрелость, зима - старость.
Диалог:( Обыгрывается в ролях).
- Огневая бушует весна. |
Почему ж эта юность крепка? |
2-й: Равноденствие
Вот она, природа,- без фальши, без позы. |
Вам ведь счастье выпало видеть все это. |
(Исполняется танец, символизирующий природу, то безмятежную и спокойную, то страстную и буйную. В ней соединены стихии огня, ветра, земли, воды).
3-й: Каждый образ природы: ветер, тучи, гром, молния. Каждый ее элемент: горы, травы, цветы понятны человеку. С незапамятных времен цветами выражали внимание, благодарность, привязанность. Цветы стали символами чувств человека. Королевой цветов всегда была …роза, поэтому ее можно было дарить одну – единственную, розой всегда выражали глубокие чувства.
4-й: Тюльпаны были первыми вестниками прихода весны, олицетворением надежды и наилучших пожеланий, их можно было преподнести по любому поводу, но красные тюльпаны означали признание… в любви.
5-й: Пионы. Несмотря на пышность, роскошную окраску символизируют осторожность и сомнение. Астры - выражают пожелания многих лет жизни, а бегония – здоровья.
Цикламен – знак верности и дружбы. Фиалки, незабудки говорят: сохрани обо мне память [16, с.59]
1-й: Сегодня мы проникли в суть строк стихотворения поэта Федора Ивановича Тютчева.
Не то, что мните вы, природа:Давайте возьмем за правило относиться к Природе как к Матери- Родительнице всего живого, пора считаться с ее негласными законами, не засорять, а приумножать ее красоту, так необходимую для каждого человека.
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
6-й: Нам жить в одной семье.
Нам жить в одной семье. |
Касатку - в небесах, |
(Вокальная группа исполняет песню «Будет все хорошо», музыка и слова Л. Семеновой)
Заключительное слово:
Вы обратили внимание на книжную выставку: «Умалчивать – безнравственно, забывать – недопустимо». Здесь представлены книги, основная мысль которых заключается в том, что во взаимоотношениях человека и природы накопилось множество проблем.
Надеемся, что с сегодняшнего дня вы по-другому оцените то, что мы называем привычным словосочетанием «окружающая среда».
(Символ гостиной – свеча передается другой группе – хозяевам следующей литературной гостиной.)