Литература
-
Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии 2009
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина.
-
Обличение обывательской жизненной позиции в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" 2009
В представленном материале приводится пример конспекта урока по творчеству Салтыкова-Щедрина с использованием презентации. Так как на уроке вводится новое понятие - гротеск, ему уделено особое внимание. Одна из целей урока - показать, как с помощью этого приема создается новый жанр политической сказки.
-
КВН (математика + литература) по сказкам А.С. Пушкина 2009
В статье представлено комбинированное мероприятие с компьютерной поддержкой, направленное на сплочение коллектива, развитие интереса к математике и литературе посредством решения заданий на смекалку, знание сказок А.С. Пушкина, развитие наблюдательности и логического мышления; на развитие внимания учащихся, усидчивости, настойчивости, логического мышления, математической речи.
-
Конспект урока "Содружество искусств" на интегративной основе (сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи) 2009
Урок разработан на интегративной основе (русский язык, литература, ИЗО), рекомендуется проводить как обобщающий в конце учебного года в 8–9-х классах. Для сопоставительного анализа предлагается фрагмент поэмы «Полтава» А.С. Пушкина и картина А.Куинджи «Ночь на Днепре».
-
"Что есть красота?" Наташа Ростова и княжна Марья. Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Что есть красота? Исследуя этот проблемный вопрос на уроке, учащиеся раскрывают идейно-художественный смысл образов любимых героинь Толстого и приходят к главной мысли: счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которую так ценил писатель в своих героях.
-
Тема урока "Театр жил и будет жить…" 2009
Этот урок завершает тему «Театр». На прошлых уроках говорили об известных личностях, которые связали свою жизнь с театром. Г.Камал – драматург, сам тоже исполнял некоторые роли. Г.Кариев организовал первую театральную труппу, тоже исполнял роли и в то же время руководил труппой «Саяр». Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская первая артистка театра из женщин. До нее женские роли исполняли мужчины.
-
Нравственно–эстетическое развитие учащихся при освоении народно–фольклорных традиций в русской литературе (6-й класс) 2009
Ребёнок должен ощутить себя частицей мира, возникшего давно, испытать интерес к творчеству народа. В проектировке уроков по изучению древнерусской и русской литературы XIX-XX веков сделана попытка выявить её связь с фольклором.
-
Факультативное занятие (литература + информатика) в 7-м классе "Мы видим звук" 2009
В ходе занятия учащиеся работают с текстовыми документами в программе Microsoft Word и создают графические документы в редакторе Adobe PhotoShop.
-
Тема открытого урока: "Сильные духом" 2009
Урок нравственности, цель которого – изучить жизнь и творчество выдающихся личностей, прикованных к постели, инвалидной коляске: татарского писателя Фаниса Яруллина; Марии Логиновой - поэтессы и писательницы, которая живет в нашем городе. Урок учит школьников, как в любом случае нужно научиться побеждать. Только сильные духом люди добиваются свох целей.
-
Информационные технологии на уроках литературы по теме "На пути к истине. «Троица» Андрея Рублева" 2009
Рассмотрение иконы требует высокого профессионализма от учителя. В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом поклонения.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме "Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне (по повести В.Кондратьева «Сашка»)" 2009
К уроку ребята готовят сообщения, находят воспоминания участников сражений подо Ржевом, историю города, результаты деятельности поисковиков сегодня; приносят фотографии из семейных альбомов с изображением родственников-фронтовиков, их письма.
-
"Древо жизни народа". Разработка внеклассного мероприятия по литературе. 5-й класс 2009
Представленная разработка позволяет не только обобщить в игровой форме известные сведения о фольклоре, но и значительно расширить их. В ходе мероприятия ученики смогут восхититься изделиями народных промыслов родного края, проверить себя в различных конкурсах, научить друзей народным играм, проверить свои артистические способности.
-
Классный час с использованием информационных технологий по теме "Имя, знакомое с детства… Памяти А.С. Пушкина" 2009
Материал может быть использован как во внеклассной работе, так и для проведения уроков в начальной школе, среднем звене на уроках литературы и чтения. Текст сопровождается презентацией, в которой использованы фотографии, иллюстрации.
-
Интегрированный урок по литературе по теме "Образ Ивана Грозного в художественной литературе и исторических трудах" 2009
Урок в 8-м классе является заключительным в теме «Изучение творчества А.К. Толстого». Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои способности при самостоятельной работе с художественной, научной, справочной и критической литературой. Урок воспитывает нетерпимость к деспотизму, уважение к человеческому достоинству.
-
Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления 2009
Урок литературы посвящен работе с текстом небольшой миниатюры В.П. Астафьева "Записка" из сборника "Затеси". Несмотря на маленький объем, рассказ дает возможность обсудить важные нравственные проблемы, оценить поступок сына и выразить свое сочувствие к брошенной сыном старой матери, выразить свое отношение к позиции автора - он предлагает публично пороть таких "сынков".
-
Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно" 2009
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне; показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, любви к Родине; чувства уважения к людям старшего поколения; духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
-
Урок литературы в 7-м классе "«Грозная» эпоха в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова" (смысл обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории в "Песне про купца Калашникова…") 2009
Первый урок в процессе изучения названного произведения. Подобран фактический материал, прослеживаются межпредметные связи, прежде всего между литературой и историей. На уроке используются активные формы деятельности учащихся, ИКТ.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Уроки доброты и нравственности по заветам Д.С. Лихачева и по рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»" 2009
Цели урока – обсудить проблему гуманного отношения к страдающим людям, к одиноким старикам, воспитывать в детях чувства доброты, чуткости и понимания чужой проблемы, сострадания, милосердия; рассмотреть публицистику как литературный жанр, появившийся еще в древнерусской литературе (на примере «Поучения» Владимира Мономаха).
-
Литературная игра на тему "А.С. Пушкин «Повести Белкина»" 2009
Данный материал в игровой форме позволяет познакомить учащихся с циклом произведений А.С. Пушкина «Повести Белкина». Урок проводится в виде соревнования двух команд. Включены и задания, проверяющие знание текста, и задания творческого характера.
-
Открытый урок по теме "Михаил Зощенко – писатель-сатирик" 2009
Цель урока – познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества М.М. Зощенко, сформировать представление о художественном мире писателя-сатирика и своеобразии его поэтики.
-
Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе 2009
Урок литературы в 10-м классе. Тема произведения современного пермского писателя В.А. Киршина – взаимоотношения «отцов" и "детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения.
-
Урок-исследование "История одной болезни, или Крушение теории эгоизма" 2009
Автор статьи дает представление о понятии "символ" как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Развивает понятие "поэтика", "художественная деталь", работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-семинар в 11-м классе "Образ праведника в рассказе А.Кабакова "Перекресток" 2009
Тема праведничества - "вечная" тема русской литературы. В ходе урока-семинара прослеживается, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н.Лескова, А.Чехова, А.Солженицына и нашего современника А.Кабакова.
-
"Когда говорят пушки, музы молчат…" 2009
Цели урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; произвести анализ лирического произведения.
-
Урок литературы "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а к концу урока сознательно совершают выбор духовных ценностей. Задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.
-
Повесть Н.С. Лескова "Очарованный странник" 2009
Цель урока: показать художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н.С. Лесков писал: "Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду стояния".
-
"Писать" и "любить" - два неразрывно связанных глагола". Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева 2009
Тургеневское слово и сейчас вдохновляет на творчество. И озаренные, вдохновленные этим словом, мы подготовили литературно-музыкальную композицию, которая поможет вам чуть глубже понять этого писателя, его личность, его творчество, его любовь, его судьбу, его эпоху.
-
Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль) 2009
Игра "Интеллектуальное казино" рекомендована для учащихся школы III ступени. Данная игра позволяет сформировать у учащихся положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла, воспитать дух соперничества, попробовать себя в роли настоящих ценителей слова.
-
Интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий. Тема "Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие" (4-й класс) 2009
Урок знакомит с выдающимися достопримечательностями природы и культуры во всем мире.
-
Система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 2009
Предлагается система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 5-11-х классов. Она представляет собой таблицу, в которой указаны параллели, темы курсов, темы уроков и формы их проведения.