Литература
-
Информационные технологии на уроках литературы по теме "На пути к истине. «Троица» Андрея Рублева" 2009
Рассмотрение иконы требует высокого профессионализма от учителя. В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом поклонения.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме "Характер русского солдата и проблема нравственного выбора на войне (по повести В.Кондратьева «Сашка»)" 2009
К уроку ребята готовят сообщения, находят воспоминания участников сражений подо Ржевом, историю города, результаты деятельности поисковиков сегодня; приносят фотографии из семейных альбомов с изображением родственников-фронтовиков, их письма.
-
"Древо жизни народа". Разработка внеклассного мероприятия по литературе. 5-й класс 2009
Представленная разработка позволяет не только обобщить в игровой форме известные сведения о фольклоре, но и значительно расширить их. В ходе мероприятия ученики смогут восхититься изделиями народных промыслов родного края, проверить себя в различных конкурсах, научить друзей народным играм, проверить свои артистические способности.
-
Классный час с использованием информационных технологий по теме "Имя, знакомое с детства… Памяти А.С. Пушкина" 2009
Материал может быть использован как во внеклассной работе, так и для проведения уроков в начальной школе, среднем звене на уроках литературы и чтения. Текст сопровождается презентацией, в которой использованы фотографии, иллюстрации.
-
Интегрированный урок по литературе по теме "Образ Ивана Грозного в художественной литературе и исторических трудах" 2009
Урок в 8-м классе является заключительным в теме «Изучение творчества А.К. Толстого». Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои способности при самостоятельной работе с художественной, научной, справочной и критической литературой. Урок воспитывает нетерпимость к деспотизму, уважение к человеческому достоинству.
-
Деятельность учащихся на уроке литературы по технологии развития критического мышления 2009
Урок литературы посвящен работе с текстом небольшой миниатюры В.П. Астафьева "Записка" из сборника "Затеси". Несмотря на маленький объем, рассказ дает возможность обсудить важные нравственные проблемы, оценить поступок сына и выразить свое сочувствие к брошенной сыном старой матери, выразить свое отношение к позиции автора - он предлагает публично пороть таких "сынков".
-
Урок литературы "Искусство… к бойцам обращалось оно" 2009
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с историей создания известных стихов, песен, картин о войне; показать роль искусства в годы Великой Отечественной войны; воспитание патриотизма, любви к Родине; чувства уважения к людям старшего поколения; духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности за судьбу Родины.
-
Урок литературы в 7-м классе "«Грозная» эпоха в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова" (смысл обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории в "Песне про купца Калашникова…") 2009
Первый урок в процессе изучения названного произведения. Подобран фактический материал, прослеживаются межпредметные связи, прежде всего между литературой и историей. На уроке используются активные формы деятельности учащихся, ИКТ.
-
Урок литературы в 7-м классе на тему "Уроки доброты и нравственности по заветам Д.С. Лихачева и по рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»" 2009
Цели урока – обсудить проблему гуманного отношения к страдающим людям, к одиноким старикам, воспитывать в детях чувства доброты, чуткости и понимания чужой проблемы, сострадания, милосердия; рассмотреть публицистику как литературный жанр, появившийся еще в древнерусской литературе (на примере «Поучения» Владимира Мономаха).
-
Литературная игра на тему "А.С. Пушкин «Повести Белкина»" 2009
Данный материал в игровой форме позволяет познакомить учащихся с циклом произведений А.С. Пушкина «Повести Белкина». Урок проводится в виде соревнования двух команд. Включены и задания, проверяющие знание текста, и задания творческого характера.
-
Открытый урок по теме "Михаил Зощенко – писатель-сатирик" 2009
Цель урока – познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества М.М. Зощенко, сформировать представление о художественном мире писателя-сатирика и своеобразии его поэтики.
-
Владимир Александрович Киршин "Рассольники". Урок литературы в 10-м классе 2009
Урок литературы в 10-м классе. Тема произведения современного пермского писателя В.А. Киршина – взаимоотношения «отцов" и "детей», старшего и вступающего в жизнь, юного поколения.
-
Урок-исследование "История одной болезни, или Крушение теории эгоизма" 2009
Автор статьи дает представление о понятии "символ" как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Развивает понятие "поэтика", "художественная деталь", работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-
Урок-семинар в 11-м классе "Образ праведника в рассказе А.Кабакова "Перекресток" 2009
Тема праведничества - "вечная" тема русской литературы. В ходе урока-семинара прослеживается, как раскрывается концепция праведничества в русской литературе на материале произведений Н.Лескова, А.Чехова, А.Солженицына и нашего современника А.Кабакова.
-
"Когда говорят пушки, музы молчат…" 2009
Цели урока: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; произвести анализ лирического произведения.
-
Урок литературы "Праведница земли русской" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, а к концу урока сознательно совершают выбор духовных ценностей. Задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.
-
Повесть Н.С. Лескова "Очарованный странник" 2009
Цель урока: показать художественное воплощение того сложного замысла, о котором Н.С. Лесков писал: "Найти хотя бы то небольшое число трех праведных, без которых "несть граду стояния".
-
"Писать" и "любить" - два неразрывно связанных глагола". Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева 2009
Тургеневское слово и сейчас вдохновляет на творчество. И озаренные, вдохновленные этим словом, мы подготовили литературно-музыкальную композицию, которая поможет вам чуть глубже понять этого писателя, его личность, его творчество, его любовь, его судьбу, его эпоху.
-
Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль) 2009
Игра "Интеллектуальное казино" рекомендована для учащихся школы III ступени. Данная игра позволяет сформировать у учащихся положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла, воспитать дух соперничества, попробовать себя в роли настоящих ценителей слова.
-
Интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий. Тема "Всемирное природное наследие. Всемирное культурное наследие" (4-й класс) 2009
Урок знакомит с выдающимися достопримечательностями природы и культуры во всем мире.
-
Система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 2009
Предлагается система использования активных форм урока для раскрытия творческой и познавательной деятельности учащихся 5-11-х классов. Она представляет собой таблицу, в которой указаны параллели, темы курсов, темы уроков и формы их проведения.
-
Личностно-ориентированный урок по литературе в 9-м классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование духовного мира Татьяны Лариной. "Письмо Татьяны к Онегину" 2009
Урок составлен по технологии личностно-ориентированного обучения. Главная цель учащихся – исследуя духовный мир Татьяны Лариной, найти значение понятия «духовность». Получая новые знания, дети смогут научиться различным способам деятельности: исследованию, анализу, обобщению, созданию творческого продукта.
-
Литература и нравственное воспитание личности 2009
Нравственные качества человека вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме. В работе представлены основные этапы нравственного становления личности на материале жизни и творчества писателей, их произведений и практической деятельности обучающихся.
-
Деталь как средство создания образов героев "Мертвых душ" и элемент художественного стиля Гоголя 2009
Урок проводится с целью систематизировать знания по теории литературы в ходе анализа художественного текста; пробуждать творческую мысль обучающихся, приобщать к искусству слова; учить видеть необычное в кажущемся обычном. Урок совершенствования знаний, умений и навыков; умения работать в группах.
-
Литературный праздник как форма внеклассной работы, расширяющая и углубляющая знания по литературе 2009
Внеклассная работа способствует пополнению полученных знаний, повышает интерес к литературе, совершенствует у учащихся навыки анализа, классификации, развитие связной устной и письменной речи учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это 3–4 уроки по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов».
-
Урок-суд над главными героями поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова": "Почему погибают главные герои поэмы? Кто виноват в их гибели?" 2009
Урок-суд носит проблемный характер. Почему погибают главные герои "Песни"? Кто виновен в их гибели? Решение этих и других проблемных вопросов продолжит формирование коммуникативной культуры учащихся, позволит оценить поступки героев с разных точек зрения, углубит понимание идейно-художественного своеобразия поэмы.
-
Урок внеклассного чтения "Мир Владислава Крапивина. Всё начинается в детстве" 2009
Крапивин - потомственный педагог - подхватил и продолжил традиции писателей Ан-туана Сент-Экзюпери, Александра Грина, Константина Паустовского. Его произведения учат детей толерантности, сочувствию друг другу и сопереживанию чужой боли.
-
От притчи к пословице и басне 2009
Цель урока: развитие у учащихся художественно-образного, эстетического и духовно-нравственного восприятия текстов из Библии, художественных текстов, пословиц.
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Вечер" 2009
Настоящая работа ставит своей целью показать, как возможно интерпретировать стихотворение И.А. Бунина в свете философских взглядов поэта, каковы особенности художественной ткани произведения. Исходя из поставленной задачи, в работе последовательно рассмотрены композиция стихотворения, идея и замысел художника.