Использование метода проектов на факультативном занятии "Основы православной культуры". "Православные святыни Северного края"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ.

Нравственность есть норма любого общества. Именно на воспитании нравственности должно быть построено современное образование. История, литература, музыка, изобразительное искусство, факультативный курс "Основы православной культуры" - предметы школьной программы, на которых подрастающее поколение может познать истоки своего народа, государства и своих традиций, основанных на вере и нравственности.

Мы живем на Севере, богатом православными традициями. И нам необходимо знать историю своего края. Факультатив "Основы православной культуры" знакомит учащихся с православными истоками Северной земли.

Проект "Православные святыни Северного края" углубляет содержание курса факультатива "Основы православной культуры", рассчитанного на учащихся 6 классов; особенности подхода, в рамках которого он построен, предполагают рассмотрение отдельных тем с точки зрения

  • Литературы
  • Истории
  • Изобразительного искусства.

Знания, приобретенные учащимися в ходе данного проекта, позволяют приобщаться к истории родного края, его культуре, лучше знать духовно-нравственные традиции. Знакомство с материалами проекта способствуют формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости, подлинного патриотизма.

Проект предполагает знакомство учащихся с историей северных монастырей и храмов, знания по этому направлению проекта они получают на уроках изобразительного искусства (тема "Храмовая живопись", истории - "Раскол в церкви", литературы 5 класса - тема "Житие протопопа Аввакума".) А знания о традициях народа - на уроках литературы при изучении глав из повести "Лето Господне" - ("Рождество", "Святки", "Пасха") И.С. Шмелева.

Святая Русь издавна славилась своими монастырями, но ни в одной из ее земель не было такого числа обителей, как на Русском Севере: в 17 в. примерно каждый седьмой монастырь русской православной церкви был северным. Православные монастыри были духовными и культурно-просветительскими центрами Русского Севера, они обладали огромными административными, военно-политическими и хозяйственными полномочиями в северном крае.

Среди многочисленных монастырей северной земли, каждый из которых имеет огромное значение, мне кажется наиболее интересно и значимо изучение истории трех обителей: Михаило - Архангельского монастыря, Соловецкого монастыря, храма Архангела Михаила в г. Мирный.

Помимо знаний о монастырях и храмах шестиклассники узнают о жизни святых преподобных русского Севера. Список новомучеников и исповедников Северного края корректируется, ведется большая исследовательская работа в этом направлении православными учеными. Молитвенное почитание святых Северной земли, уважение к их подвигу во имя людей необходимо каждому, живущему на этой земле. Я считаю, что учащимся 6 классов интересно будет узнать о жизни Иоанна Кронштадтского.

Дидактические цели проекта:

  • Формирование умения искать, обрабатывать информацию
  • Формирование умений видеть проблему, сформулировать её и предложить пути её решения
  • Развитие умения работать в группах, отстаивать свою точку зрения, проводить рефлексию
  • Развитие аналитических способностей учащихся.

Методические задачи:

  • Углубить знания учащихся о православных традициях Северной земли
  • Определить роль православных монастырей и храмов Севера в истории Отечества,
  • Углубить знания учащихся о жизни святых праведников и печальников родного края
  • Формирование духовно-нравственной личности, уважение к прошлому своего народа, его обычаям, традициям, верованиям.
  • Овладеть практическими умениями и навыками ведения научно-исследовательской деятельности
  • Определить и спроектировать возможные варианты изучения истории отечества
  • Приобрести навыки проектной деятельности, научиться представлять результаты исследований с помощью ИКТ.

В ходе проекта учащиеся должны знать:

  • Какую роль в жизни Московского государства играли православные обители
  • Историю рождения города Архангельска и его символа - герба.
  • С какими православными святынями связана история областного центра
  • Жития святых праведников и печальников Северной земли

Уметь:

  • Искать и обрабатывать информацию на различных носителях, анализировать данные разных источников
  • Систематизировать материал
  • Уметь пользоваться словарями, справочными материалами, интернет-сетью с целью изучения нужной темы
  • Готовить и презентовать собственное исследование.

Получить опыт:

  • Участия в групповой работе, дискуссии, устной презентации
  • Планирования при проведении индивидуального или группового исследования
  • Брать на себя и разделять ответственность за решение
  • Ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент интересом общего дела)
  • Рефлексии собственной деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Михаило - Архангельский монастырь

Актуальность изучения герба Архангельска. Имел огромное значение для русского севера: являлся центром духовного просвещения народов Двинской земли.

У стен этого монастыря "одним годом поставили" город, впоследствии получивший название Архангельского города (ныне Архангельск).

С именем монастыря связаны главные святыни: древняя Владимировская икона Божией Матери, икона Божией Матери "Скоропослушница".

Православные традиции легли в основу истории названия города и историю герба.

Время реализации проекта - 2 урока.

Этапы работы:

Организационный: планирование работы, комплектование групп. Распределение ролей в группах

Сбор материала по теме:

  • Исторические сведения о дате основания.
  • Основание Архангельского города у стен монастыря.
  • Архитектурный ансамбль монастыря на протяжении столетий.
  • Главные святыни монастыря.

Работа со справочной литературой.

Обсуждение методов исследования каждой группой.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

Промежуточное обсуждение полученных данных.

Выполнение рисунков монастыря. Конкурс рисунков.

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.

Роль учителя:

Консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Защита и оппонирование полученных результатов и выводов.

Внутренняя оценка работы каждого.

Внешняя оценка работы групп: Лучшая работа группы по теме "Тайна названия города Архангельска и его символа-герба", выдвинутая для участия в городском конкурсе мультимедийных проектов "Моя малая Родина", заняла первое место" (Приложение 2)

Параметры внешней оценки

Значимость проблемы.

Целесообразность используемых методов исследования.

Степень активности каждого учащегося.

Коллективность в работе, взаимовыручка, поддержка.

Доказательство предлагаемых решений, четкость выводов.

Эстетика оформления результатов проекта.

Популяризация изученного материала

Выступление по изученной теме перед учащимися 4 "а", 4 "в" классов.

Участие в семинаре для одаренных детей 5, 6 класса "Виды исследовательской работы".

Используемая наглядность:

  • Рисунки учащихся (выполнены на уроках изобразительного искусства).
  • Фотографии герба Архангельской губернии, Архангельской области - данные из интернета.
  • Слайды
  • Соловецкий монастырь

Актуальность изучения

Ставропегиальный первоклассный Соловецкий монастырь не только один из самых крупных на севере, но один из наиболее знаменитых по всей России. "Поморская Мекка", "Русский северный Афон", "Морской Синай" - вот далеко не полный перечень образных названий, данных народом этой обители. Его основание связывают с именами трех человек: Савватия, Германа, Зосимы. В настоящее время это центр православия на Севере.

Время реализации направления проекта - 2 урока.

Главные вопросы изучения:

  • История основания обители
  • Значение обители в жизни Московского государства
  • Военно-оборонительная значение монастыря. Раскол в русской православной церкви (тема изучается на уроке истории и литературы - "Житие Протопопа Аввакума").
  • Монастырская ссылка. Узники Соловецкого монастыря (помимо факультатива, изучается на уроке литературы, в связи с именами Д.С.Лихачева, А.И. Солженицына).

Этапы работы:

  • Организационный. Сбор материала по темам. Распределение обязанностей в группах.
  • Чтение и обсуждение газетных публикаций (работа групп).
  • Встреча с Золотаревой Е.Е., побывавшей на экскурсии в монастыре.
  • Изучение фотоальбома "Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря", подготовка заочной экскурсии по Соловецкому монастырю (работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого).
  • Проведение заочной экскурсии по Соловецкому монастырю для учащихся 4 классов.
  • Храм Архангела Михаила в городе Мирном

Актуальность обращения к теме

История храма Архангела Михаила в г. Мирный не богата событиями, однако значение этой обители в жизни горожан возрастает год от года. Мне видится актуальным и значимым

  • познакомить учащихся с историей прихода
  • рассказать об Архангеле Михаиле, во имя которого освящен храм
  • узнать, какие православные традиции чтут прихожане
  • выяснить, какую роль эти традиции играют в семье каждого учащегося.

Время реализации проекта - 2 урока.

Этапы работы над проектом

1. Организационный. Комплектование групп для работы над проектом.

2. Сбор материала по теме.

Организация встречи с настоятелем храма о. Артемием Эмке. Беседа о православии (были организованы встречи с другими священниками: о. Евгением Соколовым, настоятелем домового храма Поморского госуниверситета г. Архангельска, московским православным писателем Ф. Ирзабековым)

Ведение поисковой работы, связанной с именами настоятелей, служивших в приходе.

Интервьюирование прихожан храма с целью изучения православных традиций, чтимых горожанами. Этот материал использовался на уроке литературы в 6 классе при изучении глав "Рождество", "Святки", "Пасха" из повести И.С. Шмелева "Лето Господне".

Просмотр слайдов "Жизнь прихода".

Чтение периодической печати "Вестник космодрома", "Дорога к храму" (публикации о жизни храма, шефской помощи космодрома и других организаций храму). Самостоятельная работа учащихся в группах.

3. Отчет групп о проделанной работе, обсуждение о полученных данных.

4. Выставка рисунков, защита работ учащимися

5. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе. Собранная информация использовалась в виде исследовательской работы в рамках Малых Иоанновских чтений в городе Архангельске, тема "История православного прихода в г. Мирный". Работа прошла конкурсный отбор 1-2 туров, заняла I место. (Приложение 1)

6. Популяризация собранного материала. Выступление перед учащимися 6а, 9в классов.

В 2008-2009 учебном году на городском конкурсе мультимедийных проектов "Моя малая родина учащимися представлен проект "История маленькой часовни", проект занял 1 место.

На уроке литературы в 6 классе при знакомстве с творчеством современных поэтов обращаюсь к поэзии Николая Боева (деда моей ученицы Анны Гримайло) и его циклу "Время тихой молитвы", в который входит стихотворение "У нового храма Георгия Победоносца" - это о храме в г. Мирный.

Святые земли Северной.

Цель: воспитание нравственных качеств личности на примере жизни И. Кронштадтского - человека высочайшей христианской любви и нравственности, искренности и милосердия.

Задачи:

  • Познакомиться с жизнью и православными трудами о. Иоанна.
  • Узнать, как почитают имя святого праведного в нашем крае.
  • Познакомиться с некоторыми дневниковыми записями - духовным завещанием отца Иоанна.

Время реализации вопроса проекта - 2 урока.

Этапы работы:

Организационный. Обсуждение алгоритма работы. Комплектование групп. Распределение ролей в группах.

Начало работы. Сбор материла по теме.

Самостоятельная работа в группах по сбору материала о жизни и православных трудах святого отца. Отбор материала.

Работа группы над изучением духовного завещания отца Иоанна "Перестаньте спать, проснитесь". Выделение основных мыслей. Актуальность и значимость обращения святого отца к потомкам.

Составление викторины по изученному материалу. Работа группы.

Поисковая деятельность группы. Изучение вопроса "Имя Иоанна Кронштадтского в городе Архангельске".

Отчет о проделанной работе, оформление презентаций. Изготовление буклета.

Популяризация материала

Выступление перед учащимися 6-х классов, поездка в Плесецкий детский дом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Представленный проект направлен на поиск решения проблемы нравственного воспитания учащихся на примере жизни православных святых Русского Севера, воспитания у учащихся чувства патриотизма, социальной и гражданской зрелости.

В ходе решения проектной деятельности мною использовались частично - поисковые, поисковые, исследовательские, творческие методы, метод обучения в сотрудничестве. Деятельность учащихся осуществлялась индивидуально или в группах, работа в группах стимулировала учащихся к общению, процесс обучения носил неформальный характер. Режим работы чередовал между собой разные ее виды: обдумывание поставленной задачи, поиск нового, неизученного, осознание полученных результатов, формулирование новых задач.

Учащиеся шестого класса, вовлеченные мною в проектную деятельность, с успехом осуществляли приобретенные знания и навыки при решении других задач в других областях знаний:

Готовили презентации по темам "Вулканы", "Змеи", "Цунами" к уроку географии.

На уроке изучения второго иностранного языка (немецкого) делали презентации на двух языках (английском, немецком) - "Рождество в Великобритании", "Рождество в Германии".

Участвовали в проведении Недели иностранного языка в школе.

С успехом выступили на конкурсе мультимедийных проектов "Моя Малая родина".

Знания истории Северной земли, жизни и трудов её печальников и мучеников помогут найти свое место в жизни, быть добрее, чище, справедливее, а значит - быть нравственными.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Боев Н. Озвученное время, Тула, Издательский Дом "Пересвет", 2001.
  2. Булатов В.Н. Русский Север, М., Гаудеамус, 2006.
  3. Газета "Родник", №1, 2003.
  4. Ирзабеков Фазиль. Я зову русских людей в православный храм, "Дорога к храму" №1, 2008.
  5. Кузьмина Е.Н. Основы православной культуры, М., Просвещение, 2006.
  6. Кронштадтский Иоанн. Предсмертный дневник, газета "Духовный сеятель", 2007 г.
  7. Святые земли Северной. Газета "Архангельский епархиальный вестник", октябрь , 2007.
  8. Чернега Ксения. Кому принадлежат Соловецкие святыни. Газета "Архангельский епархиальный вестник", октябрь 2007 г.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.