Цели:
- Показать восприятие родной природы русскими поэтами;
- Познакомить с творчеством Фета и Тютчева;
- Способствовать пониманию учащимися поэзии о русской природе;
- Формирование целостного отношения к поэзии о природе.
1. Индуктор. Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.
- Человечество со времен своего возникновения задается вопросами: “Что нас окружает? Как мы относимся к природе? Чувствуем ли мы ее?” И сегодня мы попытаемся понять тайну природы.
-Запишите слово природа. Какие ассоциации и созвучные слова у вас возникают.
Ассоциации |
Созвучные слова |
Пейзаж, лес, горы, реки, красота, гармония, вселенная, любоваться, наслаждаться, доброта, радость, зелень, тайна |
Родина, возрождение, родник, род, рождение, прирожденный, родной |
Социализация (в группе, в классе).
Социоконструкция.
Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева и Фета. У каждого поэта есть свой творческий секрет, его нам надо разгадать.
Запишите: “Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века”.
- Я предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ф.И.Тютчева.
Приложение 1. “Не то, что мните вы, природа” (учащиеся получают текст, учитель читает стихотворение)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.Ф.Тютчев.
-Выпишите из стихотворения то, что Тютчев отрицает в природе, и то, что характерно для нее.
Отрицает в природе |
Характерно для природы |
Слепок Бездушный лик |
Душа Свобода Любовь язык |
Социализация. Обсудите в группе. Поделитесь с классом. Дополните.
Социоконструкция. Какие ассоциации возникают у вас при чтении слов из первого столбика? Какие – при чтении слов из второго столбика?
Социализация. Поделитесь со всеми своими открытиями.
1.- мертвый, неживой, бесчувственный.
2. чувство, страсть, речь, живой.
- Как говорит поэт о природе? (как о живой, олицетворяет ее).
Социоконструкция.
Познакомтесь со стихотворением “Как весел грохот летних бурь” (учащиеся читают самостоятельно). Приложение 2.
- Даша, прочти данное стихотворение вслух). (Читает выразительно.)
Приложение 3.
-Проанализируйте данное стихотворение по вопросам.
1. О чем рассказывает это стихотворение? (о летнем дожде, о грозе).
2. Что, по-вашему, привлекает поэта в грозе? (его радует быстрая смена природы, которая напоминает смену времен года. Быстро течет время и как коротка человеческая жизнь. Это огорчает. Об этом говорит поэт в стихотворении.)
3. Сравните начало и конец стихотворения. (Весело – грустно).
4. Как изменяется настроение поэта от начала к концу стихотворения? (весело - тревога).
5. В чем выражена драма быстротечности жизни?
Сравните жизнь и природу.
(Жизнь коротка, а природа вечна, постоянно обновляется, увядает и снова расцветает, ее красота бессмертна. Человек любит природу. Об этом Тютчев говорит в своих стихах).
Социализация. (Учащиеся обсуждаю в группах.)
- Поделитесь своими открытиями. (Отвечают на вопросы).
Социоконструкция.
Послушайте стихотворение А.Фета.
Приложение 4. “Шепот, робкое дыхание…”
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,Серебро и колыханье
Сонного ручьяСвет ночной, ночные тени,
Тени без конца,Ряд волшебных изменений
Милого лица,В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,
И заря, и заря!
Социоконструкция.
- О чем это стихотворение? (О любви, о свидании, о природе).
- Какие слова создают:
Картину ночи |
Картину рассвета |
Свет ночной Ночные тени Сонный ручей Трели соловья |
Дымные тучки Пурпур розы Отблеск янтаря заря |
Социализация (в группе, в классе).
Социоконструкция.
- Какой части речи нет в стихотворении (глаголов)?
- Что обозначает глагол (действие, жизнь)?
- О чем Фет говорит в стихотворении (о чувствах, впечатлениях, описывает природу, восхищается ее красотой)?
- Как вы думаете, что открывают нам стихи Тютчева и Фета (единство души человека и природы)?
Самоконструкция. Используя свои знания, напишите, как понимали Тютчев и Фет природу. (Самостоятельная работа учащихся.)
Социализация. Поделитесь своими мыслями со всеми.
Рефлексия.
1) Как вы думаете, зачем нам нужны стихи о природе?
- Чтобы понять жизнь.
- Чтобы увидеть красоту природы.
- Чтобы научиться чувствовать природу.
- Чтобы разгадать тайну природы и т.д.
2) Вопрос о природе вечный, к нему еще не раз будут обращаться поэты, писатели, художники, ученые, пытаясь разгадать ее тайну.
3) Что я узнал на уроке? Поделитесь своим мнением.
Д/з: 1. Прочертите горизонтальную линию под вашим текстом. Нарисуйте иллюстрацию к стихам Фета или Тютчева по вашему выбору.
2. Подготовиться к конкурсу чтецов, от каждой группы по 2-3 человека.