Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Разделы: Литература


Цели:

  • Показать восприятие родной природы русскими поэтами;
  • Познакомить с творчеством Фета и Тютчева;
  • Способствовать пониманию учащимися поэзии о русской природе;
  • Формирование целостного отношения к поэзии о природе.

1. Индуктор. Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где посторонних не бывает, здесь все творят.

- Человечество со времен своего возникновения задается вопросами: “Что нас окружает? Как мы относимся к природе? Чувствуем ли мы ее?” И сегодня мы попытаемся понять тайну природы.

-Запишите слово природа. Какие ассоциации и созвучные слова у вас возникают.

Ассоциации

Созвучные слова

Пейзаж, лес, горы, реки, красота, гармония, вселенная, любоваться, наслаждаться, доброта, радость, зелень, тайна

Родина, возрождение, родник, род, рождение, прирожденный, родной

Социализация (в группе, в классе).

Социоконструкция.

Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева и Фета. У каждого поэта есть свой творческий секрет, его нам надо разгадать.

Запишите: “Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века”.

- Я предлагаю вам познакомиться со стихотворением Ф.И.Тютчева.

Приложение 1. “Не то, что мните вы, природа” (учащиеся получают текст, учитель читает стихотворение)

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф.Тютчев.

-Выпишите из стихотворения то, что Тютчев отрицает в природе, и то, что характерно для нее.

Отрицает в природе

Характерно для природы

Слепок

Бездушный лик

Душа

Свобода

Любовь

язык

Социализация. Обсудите в группе. Поделитесь с классом. Дополните.

Социоконструкция. Какие ассоциации возникают у вас при чтении слов из первого столбика? Какие – при чтении слов из второго столбика?

Социализация. Поделитесь со всеми своими открытиями.

1.- мертвый, неживой, бесчувственный.

2. чувство, страсть, речь, живой.

- Как говорит поэт о природе? (как о живой, олицетворяет ее).

Социоконструкция.

Познакомтесь со стихотворением “Как весел грохот летних бурь” (учащиеся читают самостоятельно). Приложение 2.

- Даша, прочти данное стихотворение вслух). (Читает выразительно.)

Приложение 3.

-Проанализируйте данное стихотворение по вопросам.

1. О чем рассказывает это стихотворение? (о летнем дожде, о грозе).

2. Что, по-вашему, привлекает поэта в грозе? (его радует быстрая смена природы, которая напоминает смену времен года. Быстро течет время и как коротка человеческая жизнь. Это огорчает. Об этом говорит поэт в стихотворении.)

3. Сравните начало и конец стихотворения. (Весело – грустно).

4. Как изменяется настроение поэта от начала к концу стихотворения? (весело - тревога).

5. В чем выражена драма быстротечности жизни?

Сравните жизнь и природу.

(Жизнь коротка, а природа вечна, постоянно обновляется, увядает и снова расцветает, ее красота бессмертна. Человек любит природу. Об этом Тютчев говорит в своих стихах).

Социализация. (Учащиеся обсуждаю в группах.)

- Поделитесь своими открытиями. (Отвечают на вопросы).

Социоконструкция.

Послушайте стихотворение А.Фета.

Приложение 4. “Шепот, робкое дыхание…”

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,

Серебро и колыханье
Сонного ручья

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,

Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,
И заря, и заря!

Социоконструкция.

- О чем это стихотворение? (О любви, о свидании, о природе).

- Какие слова создают:

Картину ночи

Картину рассвета

Свет ночной

Ночные тени

Сонный ручей

Трели соловья

Дымные тучки

Пурпур розы

Отблеск янтаря

заря

Социализация (в группе, в классе).

Социоконструкция.

- Какой части речи нет в стихотворении (глаголов)?

- Что обозначает глагол (действие, жизнь)?

- О чем Фет говорит в стихотворении (о чувствах, впечатлениях, описывает природу, восхищается ее красотой)?

- Как вы думаете, что открывают нам стихи Тютчева и Фета (единство души человека и природы)?

Самоконструкция. Используя свои знания, напишите, как понимали Тютчев и Фет природу. (Самостоятельная работа учащихся.)

Социализация. Поделитесь своими мыслями со всеми.

Рефлексия.

1) Как вы думаете, зачем нам нужны стихи о природе?

  1. Чтобы понять жизнь.
  2. Чтобы увидеть красоту природы.
  3. Чтобы научиться чувствовать природу.
  4. Чтобы разгадать тайну природы и т.д.

2) Вопрос о природе вечный, к нему еще не раз будут обращаться поэты, писатели, художники, ученые, пытаясь разгадать ее тайну.

3) Что я узнал на уроке? Поделитесь своим мнением.

Д/з: 1. Прочертите горизонтальную линию под вашим текстом. Нарисуйте иллюстрацию к стихам Фета или Тютчева по вашему выбору.

2. Подготовиться к конкурсу чтецов, от каждой группы по 2-3 человека.