Цели и задачи урока:
- Развивать представление учащихся о мифах на примере мифов Древней Греции.
- Привлечь учеников к самостоятельному изучению мифов.
- Дать представление о древнегреческих мифах, их главных героях - олимпийских богах.
- Продолжить работу по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.
- Развивать навыки синтеза и анализа учебного материала, создания собственных работ по аналогии.
- Продолжать работу над развитием связной речи учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. А еще их называли эллинами, а их страну - Элладой.
От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы. (Что такое мифы - дать определение) В мифах нашли отражения представления греков об устройстве мира, их попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе. По отдельным мифам мы можем воссоздать картину мира, как ее себе представляли древние греки.
Сначала мир населяли чудовища и великаны и среди них грозные дети Земли и Неба - могучие титаны. (Миф о Кроносе, Рее и их детях).
Впоследствии титаны были покорены Зевсом. На смену титанам пришло царство богов.
Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть.
Первые, самые древние боги были ужасны. Своим видом и своими делами они внушали страх людям. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. В любую минуту они могли принести страдания или даже гибель человеку. Поэтому такими грозными были боги, управляющие этими стихиями.
Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы.
2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете мифологические персонажи. Ваше задание: по описанию определить, о каком боге идет речь.
Кто это?
- Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным, осталась даже поговорка: "Красив, как:..". Он победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств, вдохновения, вокруг него всегда толпятся прекрасные музы.
- Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.
- Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется.
- Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои.
- Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины.
3. Теперь давайте вспомним, какие мифы о богах вы прочитали и что нового о них узнали (рассказ 2-3 учащихся).
4. Вы хорошо рассказываете о понравившихся вам мифах и сюжетах, а теперь попробуем призвать бога Аполлона, покровителя театрального искусства, и с его помощью и с помощью наших артистов оживить мифы. (Инсценировка 3 эпизодов - см. Приложение №3).
5. Кроме богов, героями мифов становились и герои (Прометей, Персей, Геракл, Тесей, Дедал и Икар и многие другие). Герои чаще всего рождались от брака бога или богини с простыми людьми. Кто - то из богов покровительствовал героям, другие им мешали. Расскажите нам о подвигах героев, воспетых в мифах древними греками (рассказ 2-3 человек).
6. Вы очень интересно рассказали о подвигах героев, но, к сожалению, не все так хорошо знают мифы. Перед вами миф, а вы должны найти в нем ошибки, которые допустил автор.
Однажды Геракл - сын Посейдона - решил отправиться в путь за золотым руном. В дорогу Ариадна дала ему клубок ниток, чтобы он не заблудился. Геракл помолился богине Гере, всегда покровительствовавшей ему, и отправился в путь. Охранять корабль Геракл поставил добродушного пса Цербера. Первую остановку Геракл сделал у радушного хозяина - одноглазого циклопа и долго пировали они, долго не мог Геракл покинуть гостеприимный остров. Через несколько дней пути корабль вновь пристал к берегу, но вокруг были только немые камни. Наконец, путешественникам попался старик, который поведал печальную историю о том, что почти всех жителей острова погубила страшная женщина по имени Медуза Горгона. Каждый, кто смотрел на нее, превращался в камень. Пришлось Гераклу опять задержаться, чтобы найти злодейку и убить ее, освободив всех превращенных от ее чар. Но вот он прибыл в царство, хранившее золотое руно, и предъявил права греков на сокровище. Царь очень обрадовался, что приехал законный хозяин руна, и поведал, что давно мечтал вернуть руно в Грецию, восстановив таким образом справедливость.
7. Вы правильно определили ошибки, которые допустил горе - автор мифов. Но сочинять мифы непросто! На дом я задавала вам сочинить свой миф, опираясь на прочитанные вами. Посмотрим, как это у вас получилось. (2-3 мифа).
8. На основе мифов писали свои замечательные произведения писатели древности: Гомер "Илиада", "Одиссея"; Эсхил "Прометей прикованный"; Софокл "Антигона"; Еврипид "Геракл" и многие другие.
Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других.
Скульптурами, созданными на сюжеты древнегреческих мифов, украшали самые богатые дома, в том числе Зимний дворец в Санкт - Петербурге. На мифологические сюжеты написаны картины многими знаменитыми художниками: Леонардо да Винчи "Нимфа", Боттичелли "Паллада и Кентавр", Рубенс "Персей освобождает Андромеду", В.А. Серов "Похищение Европы", Врубель "Пан" и многие другие. Посмотрите на нашу выставку. На ней вы видите иллюстрации, на которых изображены самые известные скульптуры богов и героев мифов Древней Эллады. Эти скульптуры украшают лучшие музеи мира.(Приложение №1)
В современной астрономии названия многих планет солнечной системы и созвездий взяты из античной мифологии: "Андромеда", "Персей", "Пегас".
Именами богов и героев называли корабли: фрегат "Паллада", крейсеры "Аврора", "Диана", линкоры "Прометей", "Геракл", пассажирский корабль "Посейдон".
Теперь давайте посмотрим на вторую выставку. На ней вы видите иллюстрации к различным мифам. (Приложение №2). Какие герои на них изображены? Какие иллюстрации вы бы сами нарисовали? Опишите их устно.
А еще часто в речи мы употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Давайте вспомним их и попробуем объяснить их значение.
9. Определить значение фразеологизмов, объяснить их происхождение:
- ахиллесова пята;
- яблоко раздора;
- троянский конь;
- титаническая борьба;
- олимпийское спокойствие;
- танталовы муки;
- сизифов труд;
- нить Ариадны.
10. Подводя итог урока, я хотела бы задать вам несколько вопросов:
- Как звали воина, ставшего неуязвимым после того, как мать искупала его в подземной реке?
- Какая хитрость помогла Одиссею одержать победу над Троей?
- Как называется соревнование по бегу на очень длинные дистанции?
- Как зовут юношу, любившего в жизни только себя и превращенного за это в белый цветок?
- Кто отправился в плавание за золотым руном и почему?
- Как греки звали бога морей и океанов?
- Куда, по мнению греков, попадали души умерших, кто над ними властвовал и кто их охранял?
- Откуда пошло выражение "авгиевы конюшни" и что оно обозначает?
- Чему покровительствовала богиня Диана и как она выглядела?
- Какая традиция в спорте связана с горой Олимп?
- С каким еще древнегреческим городом связаны традиционные спортивные соревнования?
11. Домашнее задание. Напишите сочинение на одну из тем:
1. "Мой любимый герой мифа Древней Греции".
2. "Боги Олимпа. Какие они?"
3. "Нужно ли в наше время читать и знать мифы Древней Греции?"