Методическая разработка завершающего урока по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" (8-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

  1. Подвести итоги работы по изучению комедии Н.В.Гоголя.
  2. Проверить уровень усвоения и осознания текста комедии учащимися.
  3. Создать условия для воспитания творческого подхода к изучению произведений классической литературы.

Оборудование:

  • Репродукции портретов Н.В.Гоголя, выставка иллюстраций к произведению, документальные материалы и др.
  • Книжная выставка произведений о Н.В.Гоголе, разных изданий комедии “Ревизор”.
  • Работы учащихся; макеты, иллюстрации, эскизы к комедии.
  • Раритеты эпохи (книги XIX века, денежные купюры, предметы быта).

Форма урока: Урок-погружение, урок-спектакль.

Оформление:

Класс делится на сцену и зрительный зал, отдельные места (ложа) выделяются для “господ наблюдателей”. На сцене стоит стол и стулья, (для придания колорита эпохи, покрываю его скатертью, ставлю старинный медный подсвечник, самовар, комнатные цветы). Справа или слева стоит вешалка на которой висит фрак (для актёров, играющих Хлестакова), мундир, дамские шляпы, шарфы, шали.

Во время проведения урока учащимся будут задаваться вопросы по содержанию пьесы или вопросы, рассчитанные на знание эпохи. Важно, чтобы каждый отвечающий был отмечен “господами наблюдателями” (я обычно вручаю знатокам банты, по аналогии с наградами Российской Империи)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Добрый день, сегодняшний наш урок необычен. Дело в том, что мы с вами отправляемся в гости к… “Ревизору”. Да, да не удивляйтесь, мы идём в гости к пьесе, которую прочитали на уроках литературы, над содержанием которой работали на протяжении нескольких уроков.

Ваше участие в событиях этого урока будет оценено как ответ на уроке литературы.

Итак, сегодня вы

  • Можете показать знание текста комедии.
  • Умение разбираться в содержании, в характерах героев.
  • Умение анализировать литературное произведение.
  • Проявите свои актёрские способности.

Я надеюсь, что вы по-иному взглянете на классическое произведение, откроете для себя и в себе что-то новое.

Оценивать Вашу работу сегодня будут “господа критики” (учитель представляет членов жюри, вручает им “ Замечания для господ наблюдателей” см. Приложение № 1)

1 акт

(Рассказ о первом представлении комедии.

Эту часть урока может вести не только учитель, но и ученики класса, старшеклассники и т.д. Она идёт на фоне мультимединой презентации. Подготовлена по материалам книги Докусова А.М Маранцман В.Г. “Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” в школьном изучении” Ленинград. “Просвещение” 1975 г.)

Чтобы разобраться в особенностях любого литературного произведения, необходимо знать, когда, в какую эпоху оно написано, готовясь к сегодняшнему уроку, вы изучали литературу по творчеству Н.В.Гоголя. В своих поисках вы остановились на книге Докусова А.М и Маранцман В.Г. именно эта книга поможет нам перенестись мысленно в то далёкое время.

- Когда была написана пьеса? (1836, 1842 г. – последнее прижизненное издание)

А знаете ли вы, что Н.В.Гоголь в пьесе указал точную дату событий? Откройте действие 4 явление 3.

- Когда на должность назначен судья Ляпкин Тяпкин? Сколько лет прослужил? (1816 +3+3+3-4 г. =1830–1831 год)

Россия 1830–1831 года. Царствование Николая 1, душителя свобод, время процветания чиновников. Об этом времени говорил М.Ю.Лермонтов “Куда ни взглянешь – красный ворот как шиш торчит перед тобой”.

Но оставим политику, обратимся к театру.

Театр занимал большое место в жизни российских обывателей того времени. Репертуар был примитивный, игрались в основном водевили, фарсы, сколько-нибудь важные проблемы жизни страны, общества в театральных спектаклях не поднимались. Театр был местом, где можно было “на людей посмотреть, себя показать”, весело провести время. Вот как Гоголь писал о театре того времени: “Петербург – большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александринского театра, вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка.

…тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру и что же даётся на наших театрах? – какие-нибудь мелодрамы и водевили!”

19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николае 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. П.В.Анненков так рассказывает о впечатлении замечательнейшего спектакля, когда-либо виденного: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах (публика была избранная во всех смыслах)… недоумение это возрастало с каждым актом… совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом. Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика – за то, что смеялась, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: “Это невозможность, клевета и фарс”

Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры.

Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

В дальнейшем, желая показать, что комедия Гоголя – лишь выступление против определённых злоупотреблений, которые случайно укрылись от “всевидящего глаза и всеслышащих ушей” правительства, царь даже велел министрам ехать смотреть “Ревизор”: ничего, мол, страшного в пьесе нет. Но цензор Никитенко записал в дневнике: “Впечатление, производимое его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах от существующего у нас порядка вещей”.

Итак, высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”

Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач, уральский заводопромышленник, учредивший ежегодную премию в 25000 рублей и передавший право её присуждения Российской Академии Наук, 11мая 1836 года писал секретарю академии Фусу: “Милостивый государь…! Не безызвестно Вам, что цель пожертвования моего… содействовать пользе и славе отечественной на поприще литературном. Поприще сие ныне украшено новым произведением г. Гоголя под названием “Ревизор”. Нельзя не отдать справедливости точнейшему описанию нравов… По живописанию характеров сие сочинение г. Гоголя может считаться образцовым… Мне весьма бы желалось, милостивый государь, чтоб сие творение г. Гоголя было увенчано одною из золотых медалей…”

Но Академия была императорской. В просьбе было отказано. Премия за 1836 год была присуждена полковнику Бобинскому за “Курс верховой езды”.

- Назовите фамилию мецената, заводопромышленника, который желал присудить премию Гоголю за пьесу “Ревизор”. В наше время эта традиция была возрождена. Добавлю, что с именем этого человека связана история металлургии Урала и история нашего города. (Демидов, Демидовская премия)

2 акт

(Работа над содержанием пьесы, инсценирование отдельных эпизодов)

Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.

- Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы? (А.С.Пушкин)

“Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города. Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц.

- Назовите этот документ. Определите, какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев. (Эту работу выполняют 2–3 ученика)

Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Надо сказать, что к пословицам у Гоголя было особое отношение. Он писал: “ Известно, что, если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь её вдруг народу”.

Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии.

- Назовите пословицу, которая стала эпиграфом комедии. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива)

Обратимся к иллюстрациям и макетам. (учащиеся комментируют иллюстрации и эскизы к пьесе русских художников, свои собственные работы)

- Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Интересно, Гоголь, работая над пьесой, стремился достигнуть предельной лаконичности и точности. В первоначальном варианте фраза состояла из 90 слов, затем – 45 -32 и, наконец, 15 слов!

Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”.

- Кто же кого боится? (г. Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова)

Обратимся к “Табели о рангах” (ученики сообщают о результатах работы).

Каково! Чиновники 7, 8, 9 ранга испугались какого-то “елистратишку”!

События разворачиваются стремительно! И сейчас, ребята, для вас начнётся самая активная и, на мой взгляд, интересная часть нашего урока. Вы будете инсценировать фрагменты пьесы и по ходу работы оценивать игру одноклассников, делать выводы по содержанию пьесы.

Итак, во имя спасения, что предпринимают чиновники и что из этого следует? (Кормят, поят, возят по городу и, наконец, все приезжают в дом городничего)

Когда страх чиновников достигает своей кульминации? (Сцена вранья)

Великолепная сцена, в которой Хлестаков “расправляет крылья” и достигает высот необозримых.

Когда мы читали пьесу, мы всё время обращали внимание на то, что и герои, и многие поступки, и некоторые факты жизни уездного города N уж очень похожи и близки нашей действительности. Вам было дано задание перенести г. Хлестакова из XIX века в наше время. Как бы зазвучал сегодня его монолог.

Чтение монолога современного Хлестакова.

Первая встреча с мнимым ревизором произошла. Чиновники, страшась последствий, предпринимают ещё одну попытку откупиться. Что они решают? (Дать взятку)

Кто первый дал взятку, каким образом? (Судья Ляпкин-Тяпкин, деньги просто выпали из его рук)

Обратимся к пьесе. Посмотрим, как же всё происходило. Вам будут представлены некоторые сцены комедии, подготовленные вашими одноклассниками. Задача зрителей – определить место эпизода в сюжете пьесы, оценить игру актёров. Вы же, господа актёры, не забывайте, зачем пришли чиновники к Хлестакову. Проследите, как растут его запросы, как на глазах наглеет г. Хлестаков.

(Учащиеся инсценируют 3, 4, 5, 6, 7 явления 4 действия)

А вот каков Хлестаков в общении с дамам!

(Инсценирование 12 явления 4 действия)

Как бы ни был Хлестаков приглуповат, но и он понимает, что зашёл слишком далеко.

- Кто заставляет его уехать из города от греха подальше и чем заманивает? (Осип. “…а лошади тут славные; как бы закатили! Так бы право закатили славно! А лошадей бы важных дали”.)

- Уезжает Хлестаков, и на вершине “лестницы славы” оказывается городничий. Куда он взлетает в своих мечтах? (Со временем в генералы, орден Андрея Первозданного 1 степени…)

(Инсценирование 1 явления 5 действия)

А о каких двух “рыбицах” он мечтает? (Корюшка и ряпушка)

Но в отличие от Хлестакова городничий оказывается с позором свергнутым с этой высоты! Кто виноват? (Сам Хлестаков, написавший письмо “душе Тряпичкину)

Завершает пьесу блистательная “немая сцена”. Приглашаю всех актёров. (Учитель зачитывает последнюю ремарку из пьесы, а учащиеся принимают соответствующие позы.)

Наша встреча подошла к концу, благодарю всех, кто побывал в гостях у “Ревизора”. Пора и честь знать.

3 акт

(Подведение итогов, выступление “господ наблюдателей”, выставление оценок, вручение почётных “бантов”, представление макетов, иллюстраций, обращение к выставке литературы.)

Выбирая фрагменты пьесы для инсценирования, я исходила из того, что на уроках по изучению пьесы достаточно подробно останавливалась на анализе ключевых эпизодов, поэтому на завершающем уроке я хотела бы заострить внимание на моментах, которые остались без внимания и которые дают возможность глубже проникнуть в суть пьесы и помогают наиболее ярко раскрыть характеры героев. При разработке этого урока я учитывала возможности учащихся, их способности и желания.

Презентация