Тема урока: Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии содержания стихотворения Георгия Пахомова «Апрель».
«Апрель»
Журчит вода в снегах осевших,
Звенит весенняя капель.
И воробьев повеселевших
Пригрел приветливый апрель.Взмахнул лазурными крылами,
Повеял ласковым теплом,
Горит незримо над горами,
Струится над родным селом.Трепещет жаворонком в небе,
Ложится тихо на поля,
Заботой о насущном хлебе
Живет кормилица земля.
Цели урока:
- проанализировать роль изобразительно - выразительных средств языка, лексики и синтаксиса.
- развить эстетический вкус у детей, эстетическую чуткость к слову, чувство красоты, развивать чувство причастности и любви к своей малой родине.
Задачи:
- обучать выразительному чтению стихотворения, организовать наблюдения за изобразительно - выразительными средствами в стихотворении;
- проанализировать особенности глаголов и глагольных форм, выявить какие слова в стихотворении создают настроение и картины весны.
- продолжать обучать детей через рисунок передавать свое отношение к определенному тексту.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит музыка, где слышны пение птиц, журчание ручья, капель, т. е. музыка весны…
После прослушивания (2-3 мин.)
Учитель: Какое настроение у вас? Почему хорошее, радостное? Что вы услышали в этой музыке?
Дети: Услышали звуки весны: капель, птицы поют и т. д.
Учитель: Все верно. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Георгия Пахомова «Апрель».
II. Чтение и анализ стихотворения
1. Работа с текстом до прочтения
Учитель: Стихотворение называется «Апрель». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?
Дети: О весне, солнце, зима прошла и т. д.
Учитель: Давайте проверим, правы ли вы.
2. Чтение стихотворения, подтверждение предположения детей
Учитель: Медленно, про себя, прочитайте стихотворение и попробуйте увидеть те картины, которые поэт создал словами.
(Дети читают стихотворение.)
Учитель: Какие картины вы увидели?
Дети: Как вода журчит, капель с крыш капает, много воробьев чирикают громко, на земле совсем мало снега осталось и т. д.
Учитель: Совпали ваши предположения с содержанием стихотворения? В чем?
Дети: Мы тоже говорили о весне, солнце, тепле и т. п.
3. Чтение вслух по четверостишиям с комментариями
(Учитель предлагает прочитать вслух первые четыре строки.)
Ученик:
Журчит вода в снегах осевших,
Звенит весенняя капель.
И воробьев повеселевших
Пригрел приветливый апрель.
Учитель: Как вы думаете, с каким настроением нужно читать это стихотворение?
Дети: Бодро, весело, живо, громко, с радостью.
Учитель: Верно, с радостью. А почему?
Дети: Потому что все журчит и звенит, пришла весна, тепло стало!
Учитель: Я согласна с вами. Попробуем еще раз прочитать эти строки с радостной интонацией.
(Предлагает прочитать 1-2-м детям.)
- Молодцы! Теперь прочтем второе четверостишие. (Читает ученик.)
Ученик:
Взмахнул лазурными крылами,
Повеял ласковым теплом,
Горит незримо над горами,
Струится над родным селом.
Учитель: А как надо читать эти строки?
Дети: По-доброму, ласково и потише, чем первое четверостишие.
(Учитель предлагает прочесть 1-2-м детям с указанной интонацией. Оценивают чтение одноклассники.)
Учитель: Сейчас мы прочтем вслух последнее четверостишие. (Читает ученик.)
Ученик:
Трепещет жаворонком в небе,
Ложится тихо на поля,
Заботой о насущном хлебе
Живет кормилица земля.
Учитель: С каким настроением читаем эти строки?
Дети: Тихо, нежно с любовью…
(Предлагается чтение 1-2-м детям с указанной интонацией. Оценка их чтения.)
Учитель: Мы прочитали все стихотворение. Скажите, слова какой части речи часто встречаются при чтении?
Дети: Глаголы.
Учитель: Назовите, пожалуйста, эти глаголы.
Дети: Журчит, звенит, пригрел, взмахнул, парит, струится, трепещет, ложится, живет.
Учитель: А что передают эти глаголы?
Дети: Движения, звучания, настроение весны.
Учитель: Какие глаголы звучания вы услышали?
Дети: Журчит, звенит.
Учитель: А настроение передают какие глаголы?
Дети: Взмахнул, струится (апрель), трепещет (жаворонком), живет (кормилица земля).
Учитель: А еще давайте подумаем, что может означать глагол «парит»?
(Если дети затрудняются ответить, учитель поясняет.)
Ученик: Парит (апрель) этот глагол означает пространство (парит над горами).
Учитель: Ребята, а как вы понимаете выражение автора «незримо парит»?
Дети: Незримо, значит, невидимо.
Учитель: Верно. Мы не можем увидеть апрель, мы можем почувствовать, что стало тепло, можем ощутить запах прелой, сырой земли. Вот что означает это слово. А что тогда может быть зримым, т. е. видимым?
Дети: Птицы могут парить в небе и их видно.
Учитель: Правильно. Ребята, а какие слова в этом стихотворении указывают нам на близость к своей родине, и есть ли такие слова?
Дети: Да, есть. Здесь говорится «родным селом», «заботой о хлебе», «кормилица земля».
Учитель: Да, вы правильно нашли эти слова. Хлеб автор называет «насущным». Как вы понимаете это слово?
Дети: Хлеб нужен всем и всегда, наверно, поэтому его называют насущным.
Учитель: Слово «насущный» в толковом словаре русского языка определяется как: «имеющий важное жизненное значение, совершенно необходимый. Хлеб насущный – то, что необходимо для пропитания, существования».
Как вы понимаете выражение «кормилица земля»?
Дети: Весной в землю сеют разные семена, а осенью земля дает урожай, значит, она нас кормит.
Учитель: Правильно, ребята, какие слова в стихотворении вы заметили, которые передают наступление весны, ее настроение?
Дети: Снег осевший, весенняя капель, ласковое тепло, приветливый апрель…
Учитель: Скажите, как вы думаете, автор стихотворения любит весну, свою родину?
Дети: Да, любит.
Учитель: Как вы догадались?
Дети: По настроению стихотворения, по тому, как по - доброму, ласково мы его читаем, по словам о родном селе, кормилице земле и др.
Учитель: Молодцы, ребята. Из нашей беседы нам стало понятно, что хотел передать Георгий Пахомов в своем стихотворении.
III. Домашнее задание
Учитель: Я предлагаю вам дома нарисовать это стихотворение красками, чтобы передать содержание таким, каким вы его «увидели». На следующем уроке мы устроим выставку ваших работ.