Цели:
Оформление на доске:
- портреты Хераскова М.М.,
- Сумарокова А.П.,
- Хемницера И.И.
- выставка книг поэтов 18 века (в центре).
Ход урока
I.
Учитель. Петр I, создавая Российскую империю, государство помещиков и купцов, применял крутые меры в борьбе с экономической и культурной отсталостью. Бросок вперед осуществлялся за счет самоотверженного труда и энергии народа, несшего на плечах всю тяжесть преобразований. Но реформы были необходимы. Это хорошо понимали передовые люди той беспокойной, противоречивой эпохи.
Как писал Белинский, при Петре "все завертелось, все закружилось, все помчалось стремглав. Казалось, Русь в 30 лет хотела вознаградить себя за целые столетия неподвижности".
Горячими сторонниками и защитниками прогрессивных преобразований были многие писатели 18 века. К их числу можно отнести Ломоносова, Державина, а также Сумарокова, Хемницера, Хераскова.
II.
Ученик. Александр Петрович Сумароков (1718-1777), сын генерала, аристократ. Как и другие русские поэты 18 века, принял художественные принципы классицизма и взялся за литературное дело профессионально.
Поэт считал своим долгом просвещать дворянское сословие, управляющее народом, и тем самым сделать общество совершеннее.
В его лирических песнях и элегиях раскрывается духовный мир человека, они учат благородным мыслям и чувствам.
В сатирах и баснях указывается на людские пороки, свойственные дворянам. Обличаются глупость, невежество, тунеядство. Свои басни Сумароков называл притчами, подчеркивая нравоучительный характер.
Он автор 9 трагедий, 6 комедий. Поэтическое творчество поражает своим разнообразием, богатством жанров, тем, форм. С лихорадочной поспешностью он переходил от одного жанра к другому, от месяца к месяцу открывая все новые стороны своего разнообразного дарования. Писал много и быстро. За один год он написал 75 стихотворений, многие из них принадлежат к шедеврам поэзии 18 века.
Это элегии, сатиры, сонеты, стансы, эпиграммы, мадригалы, оды, комедии, трагедии.
А басни писал в течение всей своей творческой жизни. Первые были опубликованы в 1755 году, а всего было написано 374.
Учитель. Послушаем басню "Болван". (Приложение 1)
Чтение наизусть.
Беседа
Учитель. - Сколько героев?
Ученик. - Болван, жрецы, судья, молебщики.
Учитель. - Кто главный?
Ученик. - Болван.
Учитель. - Он какой?
Ученик. - Глупый, невоспитанный, неуч, тупица, отрицательный герой.
- Не примечает
- Не слушает
- Не смотрит
Мораль: "Не будет от тебя толка!"
Учитель. Познакомимся с другим произведением.
Ученица читает басню "Шалунья". (Приложение 2)
Беседа
Учитель. - О ком это произведение?
Ученик. - О глупой, необразованной особе.
Учитель. - Откуда такой вывод?
Ученик. - "Из языка не знала ничего, и ставила слова некстати".
Не зная французского языка, можно только "плести вздор".
Учитель. - Что воспитывают у читателя эти произведения?
Ученик. - Стремление к образованию, культуре. Басни разят неучей и болванов.
Учитель. Неподкупный Новиков писал о Сумарокове: "Различных родов стихотворными и прозаическими сочинениями приобрел он себе великую и бессмертную славу не только от Россиян, но и от чужестранных Академий и славнейших европейских писателей".
Наиболее крупной фигурой среди писателей школы Сумарокова, главой русского классицизма послесумароковской поры был Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807).
Он быстро сделался общепризнанным корифеем и учителем всей дворянской литературы.
Весь его облик как писателя и человека соответствовал роли патриарха дворянской литературы.
Ученик. Родовой аристократ (отец его был румынским боярином, мать происходила из знатного княжеского рода), он вырос в семье своего отчима, князя Никиты Юрьевича Трубецкого, человека культурного, ценителя поэзии, мецената, друга Кантемира, связанного с Ломоносовым и с Сумароковым.
Херасков был человеком огромных знаний и утонченной культуры. Он оказался преемником Сумарокова и в смысле самого объема его творчества. Это был исключительно плодовитый и усердный писатель.
Он выступил в печати не позднее 1753 года (20 лет), а последние его произведения относятся к 1807 году!
За 54 года Михаил Матвеевич неослабно трудился в литературе.
В 1760 году он поместил в "Полезном увеселении" 86 своих произведений в стихах и в прозе.
Подобно Сумарокову, Херасков работал во всех литературных жанрах, известных в его время. Он даже расширил жанровый диапазон по сравнению с Сумароковым. Писал оды всех видов, элегии, стансы, эпиграммы, басни, сонеты, мадригалы, сказки в стихах, трагедии, драмы, комедии, комические оперы. Писал поэмы, политические романы. Литературное наследие огромно. Это были обдуманные, обработанные, высококультурные произведения.
Можно сказать, что Херасков Михаил Матвеевич создал целую литературную лабораторию идей, форм, образов.
Учитель. "Знатная порода" Хераскова. (Приложение 3)
Беседа
Учитель. - Что советует поэт?
Ученик. - Не равняйся, не величайся, а будь скромен, мужествен, за это знатным (уважаемым) сочтут.
Знатная - это правильная, сильная.
Учитель. А теперь рассказ о Хемницере.
Ученик. Хемницер Иван Иванович (1745-1784) - разночинец по происхождению, он смолоду узнал жизнь, готовил себя к горному делу, затем солдатчина с 13-летнего возраста, нелегкая служба без родовых связей и светских талантов, постоянное безденежье.
Он начал писать сатиры, близкие по темам и по манере к Сумарокову. Нападал в произведениях на подъячих, на властвующие пороки, не хотел мириться с полицейским произволом и хищнической властью дворянской деспотии.
В 1779 году вышла анонимная книжечка его басен, и с тех пор он писал эти произведения до самой смерти.
Всего вышло 37 изданий его басен (число по тем временам огромное).
Учитель. Послушайте басню "Осел-невежа". (Приложение 4)
Ученик читает наизусть.
Беседа
Учитель. - Назови героев.
Ученик. - Осел и конь.
Учитель. - Какой осел?
Ученик. - Осел грубый, невоспитанный ("как груб родился"), а конь - умный, терпеливый, вежливый. Он выше глупости.
Учитель. - Какова мораль?
Ученик. - "Я не намерен сам тобою быть" (нельзя опускаться до тупости, упрямства).
Учитель. Басни Хемницера - это не обвинение сатирика, а совокупность раздумий о будущем. Вот почему басни имели значительный успех, а в 19 веке они стали популярны.
III. Вывод
Учитель. Итог. Вы услышали интересные этюды о творчестве Сумарокова Александра Петровича, Хераскова Михаила Матвеевича, Хемницера Ивана Ивановича.
Разные поэты одного времени, разные произведения, но объединяет их одна тема: человека спасает, образовывает, воспитывает поэзия, в том числе и поэзия 18 века. Мы до сих пор находим в ней красоту и величие, читаем о достоинстве, задумаемся о мудрости, чувствуем поддержку, находим совет: помни о человеческом в человеке.
IV. Итог урока