Литература
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "На дне души горит подводный Китеж" 2010
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по программе Г.С. Меркина проводится с целью расширить представление учащихся о Древнерусской литературе и ее темах, развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями; рассмотреть воплощение идеи праведничества в произведениях русской литературы разных эпох; воспитывать уважение к традициям русского народа, стремление изучать их и брать за основу формирования собственной духовности
-
Мотив подаяния в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского 2010
В рамках урока реализуется одна из актуальнейших идей современной педагогики – идея интеграции: это будет урок, на котором осуществится синтез знаний различных учебных дисциплин (литература, православная культура, изобразительное искусство).
-
Заключительный урок литературы в 7-м классе по разделу "Минувшее проходит предо мною…" (Программа под ред. Г.И. Беленького) 2010
Урок в форме телевикторины «Своя игра» может послужить альтернативой зачёту, позволив в ненавязчивой форме обобщить сведения по пройденной теме. Класс разделяется на 3 команды, формируется жюри, которое ведёт подсчёт очков и по окончании определяет команду-победительницу. На доске крепятся два ватмана с таблицами, по которым командам предстоит выбирать категорию и цену вопроса.
-
"Все говорило о любви…" 2010
Урок может проводиться либо в самом начале изучения творчества И.С. Тургенева, либо на завершающем его этапе как литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству писателя.
-
Звуки и краски в поэзии А.А. Фета 2010
Автор знакомит учащихся с творчеством А.А. Фета, учит анализировать поэтический текст и находить изобразительно-выразительные средства.
-
Урок в 11-м классе "Тема чести и достоинства человеческой личности (испытание героев русской литературы дуэлью)" 2010
На примере произведений русских классиков рассматривается тема чести и достоинства человека. Перед уроком, за неделю учащимся предлагается перечитать страницы произведений, в которых рассказывается о дуэлях.
-
Тема урока "Жуковский – создатель романтической поэмы" (9-й класс) 2010
Представленный урок не только расширяет представления учащихся о романтизме как литературном направлении, но и способствует пониманию и распознаванию черт романтизма на примере баллады «Светлана». Суть баллад Жуковского – в их «больших чудесах», в мечтательности, в создании особого мира фантастики чувств и настроений, мира, в котором поэт вовсе не подчинен логике действительного, а творит в своей мечте свободно выражать настроение.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "История создания сборника И.С. Тургенева "Записки охотника". Сравнительный анализ описания природы в рассказе "Бежин луг" (7-й класс) 2010
Цель представленного урока - показать взаимосвязь красоты природы глазами художника и писателя. Что результат этого взаимодействия – залог величия будущего страны, вера в простой народ и его созидательные силы. Кроме этого, данный урок поднимает одну из самых важных проблем - отношение человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.
-
Интегрированный элективный курс "Историко-литературная драма XIX века" 2010
Занятие развивает учебно-познавательную деятельность учащихся по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества через эмоционально-нравственную оценку. Также дается представление о литературном процессе в целом на историко-культурном фоне, используя произведения русской литературы XIX века.
-
Мцыри – любимый герой Лермонтова 2010
В ходе урока доказывается, почему литературный герой Мцыри становится символом поэзии М.Ю. Лермонтова, любимым идеалом поэта.
-
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы" 2010
Автор знакомит учащихся с творчеством Е.Замятина. Углубляет устоявшееся представление о жанре антиутопии, учит учеников разбираться в проблематике романа.
-
Система литературных игр как средство приобщения учеников к чтению 2010
В основе развития интереса у ребенка всегда лежала игра. Автор предлагает прививать любовь ученику к чтению, используя различные игровые возможности. В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры.
-
Путешествие в страну сказок. 5-й класс 2010
Настоящая игра может быть организована в 5-м классе после изучения тем «Русские народные сказки» и «Литературная сказка». Цель игры: выявить, как усвоено учащимися содержание самых популярных сказок. Перед игрой учитель дает опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки.
-
Импрессионистическая картина лирики А.Фета 2010
Интегрированный урок литературы и МХК в 10-м классе по программе по литературе под ред. В.Я. Коровиной («Просвещение», 2009). На 2-х уроках изучаются особенности импрессионизма как метода и его воплощение в творчестве А.Фета.
-
М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба поэта; основные мотивы лирики 2010
Автор знакомит учащихся с личностью поэта М.Ю. Лермонтова, расширяет знания о жизни и творчестве поэта, подчеркивает яркую индивидуальность его поэтического гения.
-
Урок-размышление "Чтобы слышать боль каждого…" (По произведениям В.Астафьева). 10–11-й классы 2010
Для урока учениками были прочитаны произведения Виктора Астафьева, которые помогают старшеклассникам задуматься над нравственными понятиями: добро и зло, честь и бесчестие, правда и ложь. А самое главное, ответить на вопросы. Кто я? Зачем я? Что я сделал, чтобы меньше было зла?
-
Технология группового обучения на уроках литературы 2010
Каждый раз, приступая к изучению романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", волнуюсь: каким образом построить систему уроков, как вести разговор с девятиклассниками, чтобы не отвратить их от романа, а наоборот, надеяться на то, что они уже зрелыми читателями вернутся к нему не раз.
-
Программа лекционно-семинарских занятий на базе музеев Москвы и Подмосковья (2009–2010) 2010
План помогает познакомить учащихся с основами эстетики посредством литературы, мировой художественной культуры, истории, изобразительного искусства, эстетики, этики и лекционно-семинарских занятий на базе музеев Москвы и Подмосковья, с шедеврами мировой и отечественной культуры, а главное - с уникальным творением природы - с человеком, т.е. с самим собой.
-
Фольклорные традиции в литературе. 6-й класс 2010
Основой литературного образования в школе является умение наслаждаться литературным произведением. Это умение закладывается на первом этапе обучения литературе. В нем сосредоточен основной объем эстетической информации. Учащимся предстоит освоить язык литературы - особого вида искусства.
-
Интегрированный курс "Литература - история культуры - эстетика" 2010
Научиться понимать искусство - трудная задача. Курс познакомит учащихся с основами эстетики. Посредством искусства, собственных знаний, жизненного опыта они смогут познакомиться с шедеврами мировой и отечественной культуры, а главное - с уникальным творением природы - с человеком, т.е. с самим собой.
-
Использование визуальных средств и приемов в обучении дисциплины "Литература" 2010
Главная функция визуальных средств и приёмов состоит в образном воссоздании сущности явления, его структуры для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для мыслительной деятельности.
-
Литературная игра по творчеству русских писателей 2010
Литературная игра проводится для учащихся 9-х классов по итогам изучения трех монографических тем: Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Игру можно проводить как в рамках учебного времени, так и как внеклассное мероприятие. Благодаря ее заданиям в игровой форме можно легко проверить знания учащихся по важнейшим темам курса литературы.
-
Образ куклы в истории и литературе. 5-й класс 2010
Автор представляет учащимся куклу, как исторический и литературный образ. Прививает любовь к чтению произведений русской и зарубежной литературы.
-
Урок риторики в 5-м классе 2010
Автор учит детей распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их. Развивает творческие способности обучающихся. Воспитывает коммуникативную культуру школьников.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Легенда и поэзия в мире красоты" 2010
На уроке происходит воспитание чувства прекрасного: любви к окружающей нас среде; знакомство с легендами и литературными произведениями о цветах; приобщение к миру музыки; активизация творческих способностей учащихся.
-
Интегрированный урок литературы и ИКТ "Путь исканий Петра Бузухова" 2010
Представлен план открытого урока в 10-м классе по литературе в интеграции с ИКТ. Основная цель - формирование и развитие у учащихся общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе (работа в Exсel); развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, оценивать свою работу и работу других; защищать и обосновывать свою точку зрения; развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности.
-
Открытый урок по литературе "Трудно быть рыжим" по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро". 7-й класс 2010
В ходе урока происходит изучение рассказа, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа, развитие навыков аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыков коллективной работы, формирование доброго отношения к людям, целеустремлённой личности, преодолевающей трудности, находящей своё место в жизни.
-
Изучение лирики Н.Заболоцкого "Художественная картина мира Н.Заболоцкого" 2010
Урок знакомит учащихся с личностью Николая Заболоцкого, с его видением мира; осуществляется письменный анализ стихотворения "Дождь".
-
Семейные чтения. Любовная лирика А.С. Пушкина (урок-праздник для учащихся и их родителей) 2010
Урок помогает приобщить учащихся к семейному чтению, раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С. Пушкина, обучить анализу лирического произведения.
-
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Урок помогает создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.