Литература
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Елены Нарпи "Долг" 2010
Урок помогает ознакомить учащихся с рассказом Елены Нарпи «Долг», формировать чувство памяти и признательности к людям, оказавшим нам добро, стремление творить добро, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, показать ценность родных мест, ее природы, раскрыть значимость таких понятий, как «честь» и «долг».
-
За добро плати добром (8-й класс) 2010
Урок посвящен Дню матери, или к Международному женскому дню. Главная цель – формирование человечного отношения к близким людям. Отношение к близким людям – острая проблема современности. Дома для престарелых переполнены, молодые люди без жалости и сострадания отказываются от своих родителей. Поэтому, именно такие уроки помогают прививать на уроках литературы такие качества, как сочувствие, сострадание, самопожертвование.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне" 2010
На уроке рассматривается стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется «Няне». Дети учатся приемам анализа стихотворения, готовят текст письменного высказывания об этом стихотворении.
-
Бинарный урок по творчеству поэта-песенника А.Шаганова (8–9-е классы) 2010
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.Шаганова, показывает, как "рождаются стишата", как начинается поэт, как создается песня. Воспитывает желание понять внутренний мир творческого человека, постигать глубину поэтической мысли, красоту художественных образов через поэзию и музыку. Развивает навыки выразительного чтения наизусть; грамотной монологической речи, эмоциональности и душевности при исполнении песен.
-
Интеллектуальная игра по типу телевизионной "Что? Где? Когда? на тему "Литература XIX века" 2010
На уроке по возможности воссоздается обстановка телевизионной версии игры. Учащиеся знакомятся с читательским опытом своих учителей, от имени которых задаются вопросы. Нетрадиционная форма мероприятия способствует повышению интереса учащихся к литературе как предмету.
-
Урок-исследование "Характеры и герои в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка": Емельян Пугачев, Маша Миронова 2010
В ходе групповой работы происходит обобщение материала по характеристике литературных героев на основе таблиц, в которых указаны главы и направления работы с текстом, и клише, продолжающие работу эффективного овладения культурой устного и письменного общения.
-
Урок-суд "Хамелеон" А.П. Чехова 2010
Урок направлен на то, чтобы выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде. Создав проблемную ситуацию, учитель побуждает учеников к высказыванию собственной точки зрения. Основная задача суда – не только осудить, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевшего, свидетеля Очумелова, Елдырина, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки.
-
Стихи и песни военных лет (1941–1945 г.) 2010
На уроке ученики читаются стихи и слушают песни военных лет. Это помогает понять значение поэзии в годы Великой Отечественной войны и развивает интерес к произведениям о героическом прошлом страны.
-
Организация внеклассной работы по предмету "Литература" 2010
В основе структуры разработанных по плану мероприятий лежит технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности. Данная технология помогает включить учащихся в разные виды деятельности, позволяет им находить место в коллективной работе сообразно своим интересам и способностям. В качестве примера прилагается сценарий театрализованного классного часа по мотивам книги С.Алексиевич «У войны – не женское лицо».
-
Интегрированный урок "Женский и мужской образ в искусстве" 2010
Предлагаемый урок по литературе и изобразительному искусству поможет учащимся разобраться с такими понятиями, как «женственность» и «мужественность». Анализируя произведения славянской мифологии, русского фольклора, древнерусской литературы и картины русских художников В.Васнецова, М.Врубеля. К.Васильева, авторы урока дают возможность ученикам понять, какими художественными средствами создаются образы женщины и мужчины в словесном и изобразительном искусстве.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "На дне души горит подводный Китеж" 2010
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по программе Г.С. Меркина проводится с целью расширить представление учащихся о Древнерусской литературе и ее темах, развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями; рассмотреть воплощение идеи праведничества в произведениях русской литературы разных эпох; воспитывать уважение к традициям русского народа, стремление изучать их и брать за основу формирования собственной духовности
-
Мотив подаяния в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского 2010
В рамках урока реализуется одна из актуальнейших идей современной педагогики – идея интеграции: это будет урок, на котором осуществится синтез знаний различных учебных дисциплин (литература, православная культура, изобразительное искусство).
-
Заключительный урок литературы в 7-м классе по разделу "Минувшее проходит предо мною…" (Программа под ред. Г.И. Беленького) 2010
Урок в форме телевикторины «Своя игра» может послужить альтернативой зачёту, позволив в ненавязчивой форме обобщить сведения по пройденной теме. Класс разделяется на 3 команды, формируется жюри, которое ведёт подсчёт очков и по окончании определяет команду-победительницу. На доске крепятся два ватмана с таблицами, по которым командам предстоит выбирать категорию и цену вопроса.
-
"Все говорило о любви…" 2010
Урок может проводиться либо в самом начале изучения творчества И.С. Тургенева, либо на завершающем его этапе как литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству писателя.
-
Звуки и краски в поэзии А.А. Фета 2010
Автор знакомит учащихся с творчеством А.А. Фета, учит анализировать поэтический текст и находить изобразительно-выразительные средства.
-
Урок в 11-м классе "Тема чести и достоинства человеческой личности (испытание героев русской литературы дуэлью)" 2010
На примере произведений русских классиков рассматривается тема чести и достоинства человека. Перед уроком, за неделю учащимся предлагается перечитать страницы произведений, в которых рассказывается о дуэлях.
-
Тема урока "Жуковский – создатель романтической поэмы" (9-й класс) 2010
Представленный урок не только расширяет представления учащихся о романтизме как литературном направлении, но и способствует пониманию и распознаванию черт романтизма на примере баллады «Светлана». Суть баллад Жуковского – в их «больших чудесах», в мечтательности, в создании особого мира фантастики чувств и настроений, мира, в котором поэт вовсе не подчинен логике действительного, а творит в своей мечте свободно выражать настроение.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "История создания сборника И.С. Тургенева "Записки охотника". Сравнительный анализ описания природы в рассказе "Бежин луг" (7-й класс) 2010
Цель представленного урока - показать взаимосвязь красоты природы глазами художника и писателя. Что результат этого взаимодействия – залог величия будущего страны, вера в простой народ и его созидательные силы. Кроме этого, данный урок поднимает одну из самых важных проблем - отношение человека к природе, к проблеме умения видеть и слышать все, что вокруг тебя, а значит, и умения рассказать обо всем этом.
-
Интегрированный элективный курс "Историко-литературная драма XIX века" 2010
Занятие развивает учебно-познавательную деятельность учащихся по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества через эмоционально-нравственную оценку. Также дается представление о литературном процессе в целом на историко-культурном фоне, используя произведения русской литературы XIX века.
-
Мцыри – любимый герой Лермонтова 2010
В ходе урока доказывается, почему литературный герой Мцыри становится символом поэзии М.Ю. Лермонтова, любимым идеалом поэта.
-
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы" 2010
Автор знакомит учащихся с творчеством Е.Замятина. Углубляет устоявшееся представление о жанре антиутопии, учит учеников разбираться в проблематике романа.
-
Система литературных игр как средство приобщения учеников к чтению 2010
В основе развития интереса у ребенка всегда лежала игра. Автор предлагает прививать любовь ученику к чтению, используя различные игровые возможности. В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры.
-
Путешествие в страну сказок. 5-й класс 2010
Настоящая игра может быть организована в 5-м классе после изучения тем «Русские народные сказки» и «Литературная сказка». Цель игры: выявить, как усвоено учащимися содержание самых популярных сказок. Перед игрой учитель дает опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки.
-
Импрессионистическая картина лирики А.Фета 2010
Интегрированный урок литературы и МХК в 10-м классе по программе по литературе под ред. В.Я. Коровиной («Просвещение», 2009). На 2-х уроках изучаются особенности импрессионизма как метода и его воплощение в творчестве А.Фета.
-
М.Ю. Лермонтов: жизнь и судьба поэта; основные мотивы лирики 2010
Автор знакомит учащихся с личностью поэта М.Ю. Лермонтова, расширяет знания о жизни и творчестве поэта, подчеркивает яркую индивидуальность его поэтического гения.
-
Урок-размышление "Чтобы слышать боль каждого…" (По произведениям В.Астафьева). 10–11-й классы 2010
Для урока учениками были прочитаны произведения Виктора Астафьева, которые помогают старшеклассникам задуматься над нравственными понятиями: добро и зло, честь и бесчестие, правда и ложь. А самое главное, ответить на вопросы. Кто я? Зачем я? Что я сделал, чтобы меньше было зла?
-
Технология группового обучения на уроках литературы 2010
Каждый раз, приступая к изучению романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", волнуюсь: каким образом построить систему уроков, как вести разговор с девятиклассниками, чтобы не отвратить их от романа, а наоборот, надеяться на то, что они уже зрелыми читателями вернутся к нему не раз.
-
Программа лекционно-семинарских занятий на базе музеев Москвы и Подмосковья (2009–2010) 2010
План помогает познакомить учащихся с основами эстетики посредством литературы, мировой художественной культуры, истории, изобразительного искусства, эстетики, этики и лекционно-семинарских занятий на базе музеев Москвы и Подмосковья, с шедеврами мировой и отечественной культуры, а главное - с уникальным творением природы - с человеком, т.е. с самим собой.
-
Фольклорные традиции в литературе. 6-й класс 2010
Основой литературного образования в школе является умение наслаждаться литературным произведением. Это умение закладывается на первом этапе обучения литературе. В нем сосредоточен основной объем эстетической информации. Учащимся предстоит освоить язык литературы - особого вида искусства.
-
Интегрированный курс "Литература - история культуры - эстетика" 2010
Научиться понимать искусство - трудная задача. Курс познакомит учащихся с основами эстетики. Посредством искусства, собственных знаний, жизненного опыта они смогут познакомиться с шедеврами мировой и отечественной культуры, а главное - с уникальным творением природы - с человеком, т.е. с самим собой.