Цели:
- повторить и обобщить пройденный материал;
- развивать умение связно излагать свои мысли, память, речь учащихся;
- воспитывать любовь к литературе;
- доказать, чем вызван интерес к произведениям Достоевского в сегодняшнем мире.
Форма урока: Урок – пресс-конференция.
Оборудование: выставка произведений Ф.М. Достоевского, записи на доске, эпиграф, учебники, иллюстрации к произведениям, таблички с именами специалистов.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Все специалисты готовы к конференции.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы, ребята, проведем урок-пресс-конференцию, постараемся обобщить пройденный материал по творчеству Достоевского, объяснить значение слов, ответить на интересные вопросы.
3. Работа над темой урока.
Достоевский-мыслитель, художник и человек.
У Достоевского нет ничего кроме человека,
нет природы, нет мира вещей, нет в самом
человеке того, что связывает его с природным
миром вещей, с бытом, с объективным строем
жизни. Существует только дух человеческий,
и только он интересен, он исследуется.
Н.Бердяев
На нашей конференции сегодня присутствуют специалисты: биографы, текстоведы, литературоведы, критики, корреспонденты, которые ответят на наиболее интересные вопросы.
– Какую роль в жизни Достоевского сыграл Белинский?
Литературовед: Творчество Достоевского в 1840-е годы проходило под сильнейшим воздействием Белинского. Великий критик принял участие в судьбе молодого писателя. Он ввел его в кружок передовых русских литераторов, в главе которого стоял сам Достоевский. Однако вскоре наметились серьезные расхождения между взглядами Белинского и Достоевского. Ко времени знакомства с Достоевским у Белинского сформировались революционно-демократические мировоззрение, и главной задачей передовой литературы он считал борьбу с самодержавно-крепостническим строем. Разногласия Достоевского с кружком Белинского отчетливо проявились после выхода в свет повести “Двойник”, которая была воспринята, Белинским весьма сдержанно. А следующее произведение писателя “Хозяйка”, было встречено им с явным разочарованием. Белинский увидел в них отход Достоевского от реализма и идей демократического гуманизма.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы?
Ученик: Художественное значение интерьеров в романе – они показывают душевное состояние героев.
– В чем сущность противоречий, выявившихся в мировоззрении Достоевского в период каторги? В каких произведениях это написано?
Биограф: Но не тяжесть каторжных работ более всего мучила его. Открылась бездна духовных, нравственных мучений, вся предшествующая жизнь оказалась миражом, горькой иллюзией и обманом перед лицом того, что теперь открылось перед ним. В столкновении с каторжниками, в основном людьми из народа, книжными, далекими от реальной действительности представил петербургские планы переустройства всей жизни на разумных началах.
Но вот однажды, когда Достоевский возвращается с работы с конвойным, к нему подошла женщина с девочкой лет десяти. Она сказала: “На, несчастный, возьми копеечку, Христа ради!”. Кольнуло в сердце, и вспомнилось детское, давнее.
Какими-то новыми, просветленными глазами взглянул Достоевский на окружающие его лица каторжан. Он писал брату Михаилу: “…Что за чудный народ! Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как может быть, не многие знают его”.
В чем же увидел Достоевский главный источник нравственной силы народа? В “Записках из Мертвого дома”, книге, в которой писатель подвел итоги духовного опыта, вынесенного им из острога, есть одно примечательное место, особо выделенное Достоевским. Речь идет о посещении каторжанами церкви.
Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный собор. “Тоже ведь и я человек, – может быть, думал он или чувствовал, подавал, – перед Богом – то все равны…”
С выходом из омского острога начался духовный поиск новых путей общественного развития России.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы к Олесе Викторовне?
Ученик: Главные герои романа “Преступление и наказание”?
– Родион Раскольников, Алена Ивановна, Соня Мармеладова.
– Что общего у героев романа “Униженные и оскорбленные” и “Бедные люди”?
Текстовед: В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Отлетели в небытие игры воображения по готовым литературно-романтическим законам. Он как бы заново прозрел, впервые увидев мир глазами “маленьких людей”: бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Возник замысел оригинального романа “Бедные люди”, романа в письмах, где повествование ведется от лица этих героев.
Этот необычный. Принципиально новый подход к изображению “Маленьких людей” отметила и современная Достоевскому критика.
Еще один, на мой взгляд, великолепный роман Ф.М. Достоевского “Униженные и оскорбленные” странное довольство Наташи Ихменевой собственным унижением, как я думаю, связано с судьбой ее отца, доверчивого Николая Сергеевича. Зло, воплощенное в князе Валковском, вот что, как мне кажется, ломало жизнь Ихменева. Коварный и подлый Волконский втянул его в судебный процесс и выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. Сколько горя несет она в себе!
В судьбе Наташи такой семейный крах отозвался безрассудностью ее поступков, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становиться духовной рабыней Алеши, готовая радоваться тому, что он любит, открыто другую девушку.
Такое положение “униженных и оскорбленных” – боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы к Татьяне Евгеньевне?
Ученик: Кто является духовными двойниками Раскольникова?
– Лужин и Свидригайлов.
– Лучшим произведением писателя считается роман “Преступление и наказание”? Как
определить жанр этого произведения?
Биограф: Роман опубликован в “Русском вестнике” в 1866 г. Замысел Достоевский вынашивал много лет. Тема разрабатывалась уже в романах “Униженные и оскорбленные”, в “Записках из подполья”.
Первоначальный замысел романа “Пьяненькие”, где была подробно разработана линия Мармеладова.
Своеобразие жанра романа “Преступление и наказание” идеологический, философский, психологический.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы специалисту?
Ученик: Как выглядит Петербург Достоевского?
– Он очень грязный, тара, вонь на улицах.
– Каковы причины, побудившие Раскольникова совершить убийство?
Биограф: Причины преступления Раскольникова следующие:
- “Причина Преступления Раскольникова в его кармане”. (Писарев)
- Желание помочь униженным и оскорбленным, бедным и несчастным.
- Но сам Раскольников утверждает, что не из-за денег убил.
- Идея наполеонизма овладеть им.
- Он хотел проверить верность своей теории сверхчеловека.
- Он не хочет дожидаться счастья и нести кирпичик на его строительство.
- Непомерная гордость, отрывающая человека от Бога.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы Дмитрию Николаевичу?
– Как звали сестру Алены Ивановны?
– Сестру звали Лизавета.
– К какому “разряду” людей принадлежит Родион Раскольников?
Текстовед: За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает “психологическое состояние человека после преступления? Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Коснулся Раскольников в этой статье и “преступления по совести”. Разъясняя позднее эту мысль, герой говорит о двух разрядах людей. В то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в истории человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. Это “властелины судьбы” – Наполеоны, Магометы. Они достигают своих целей через преступление и насилие. Такие “необыкновенные люди”, проклинаемые современниками, затем становятся героями истории.
Из этой теории вытекают мучительные для Раскольникова вопросы: “Вошь ли я,
как все, или человек?”, “Тварь ли я дрожащая или право
имею?”.
Таким образом, теория терпит крах. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает Достоевский. А тем более такой бесчеловечной, как теория о “Дух разрядах”, о сверхлюдях и “вшах”, “недочеловеках”.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы?
Ученик: Как наказан Родион Раскольников?
– Главное в наказании – нравственные, душевные муки. Страдания,
психологические травмы.
– Почему преступления Раскольникова не принесло благо ни ему самому, ни людям?
Литературовед: Задумывая преступления, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он сможет пережить общение с людьми, которые его любят, верят в него. В этом его главная ошибка.
– Спасибо.
– Какие, ребята, у вас еще есть вопросы?
– В каких странах побывал Достоевский?
– Дрезден. Баден. Базель. Женева.
– Дает ли роман “Преступление и наказание” основание для противоречивых оценок?
Представитель литературной критики: Да, дает.
Герои Достоевского сложны, противоречивы, это люди раздвоенного сознания. Даже крайняя степень человеческого зла – Свидригайлов– натура сложная и противоречивая. Этот негодяй, эгоист, циник способен на великодушные поступки, более того – его самоубийство свидетельствует о жесткой буре, разразившейся в его душе. Достоевский показывает, что даже такой человек, как Свидригайлов, не может безнаказанно совершать преступление. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда уже больше невозможно жить. Самоубийство Свидригайлова стало последней каплей в решении Раскольникова признаться в совершенном преступлении.
– Спасибо.
– Какие будут вопросы Данилу Фагимовичу?
– Где был похоронен Ф.М. Достоевский?
– Он был похоронен в Петербурге.
– Чем вызван громадный интерес к произведению Достоевского в сегодняшнем мире?
Корреспондент: Хоть и прошло сто лет со дня смерти Ф.М. Достоевский, его произведения не теряют свою силу, и по сей день пользуются огромной популярностью.
О произведениях Достоевского было высказано немало противоречивых суждений. Но все-таки нельзя недооценить какой огромный вклад внес Достоевский в развитии русской культуры. Лучшие литературные критики, такие как Белинский, Добролюбов, Писарев отметили глубочайшее своеобразие его творений.
Роман “Преступление и наказание” является одним из гениальных творений Ф.М. Достоевского.
Этот роман – одно из самых сложных и современных произведений Достоевского, вокруг которого все еще ведутся споры. Это проблемный “идеологический” роман, подробного которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе Достоевский гневно осуждал любые проявления насилия и произвола, с болью писал о тяжелой доле всех униженных и оскорбленных. По романам писателя сняты фильмы.
– Спасибо.
– Какие вопросы Булату Сагитовичу?
– В каком году родился Ф.М. Достоевский?
– Писатель родился в Москве в 1821 году.
4. Значение слов по теме.
Учитель: А теперь, ребята, объясним значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, социальный.
(Ребята обратились к толковому словарю, и объясняют значение слов).
5. Итог урока. Ребята, я хотела бы завершить нашу конференцию словами Достоевского: “Красота спасет мир”. Он был уверен, что только нравственное перевоспитание человечества сделает абсурдным преступные теории, найдет выход из жизненных тупиков. И “золотой век” придет только тогда, когда люди будут любить друг друга.
6. Домашнее задание. Написать сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского на одну из тем.
Литература.
- Ю.В. Лебедев. Русская литература 19 век.
- Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.