Литературная игра, посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; вызвать интерес к литературному творчеству ученого; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, настольные лампы или игрушки-пищалки для брейн-ринга (2 шт.), 2 репродукции мозаик М. В. Ломоносова, по 9 карточек “0” и “Х”, карточки с заданиями для лингвистического конкурса, стих-лото и “шифровальщики”, черный ящик, писчая бумага, ручки.

Ход игры

Вступительное слово ведущего или демонстрация фильма.

Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю,
что обо мне дети отечества пожалеют.
М. В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был сыном зажиточного крестьянина с побережья Белого моря. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику” Магницкого.

В 1731 г., скрыв свое происхождение, поступил студентом в Славяно-греко-латинскую академию. Жил он в это время в крайней нужде, тратя в день алтын (монета в три с половиной копейки), и, по собственному рассказу, покупал в день “ на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет” (денежка - полкопейки).

В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а уже в сентябре его вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию.

Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Христиан Вольф. Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого, который в кротчайшие сроки овладел немецким языком.

В 1739 Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории.

Во Фрейбурге он встретил свою будущую жену – Елизавету – Христину Цильх, или, как звал её Ломоносов, Лизхен.

Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 Ломоносов самовольно покинул Фрейбург.

Более года он скитался по Германии и Голландии. Во время странствий он повстречал прусских вербовщиков в армию. За попытки к бегству из армии прогоняли через строй, отрезали нос, уши. Рослый, с богатырской физической силой парень бросился им в глаза. Они подпоили Ломоносова, и он очнулся в камере прусской крепости солдатом. Ломоносов взломал решетку в окне и бежал.

В конце 1741 вернулся в Россию. После возвращения он был принят на небольшую должность в Академию наук, с которой остался связан на всю жизнь, став в 1745 г. профессором.

В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями.

Он составил обширную программу исследований свойств растворов.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом, погибшим в 1753 от электрического разряда.

Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.

Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород.

В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).

В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Он пытался добиться приема туда студентов всех сословий, однако не смог, хотя составленный при его участии устав был одним из самых свободных в Европе. “ В университете, - говорил он,- студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды”. Преподавание велось на русском языке.

Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория “трех штилей” сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Ломоносов также автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

В поэзии он более всего прославился одами. Ломоносов свято верил в то, что счастье народу России принесет наука. Он не уставал славить в своих стихах науку и просвещение. Главным же борцом за просвещение он считал правительство, которое ему рисовалось в идеализированном образе Петра I. Петр был его героем - он создал настоящий “миф о Петре”. Это был образ царя-труженика и патриота, героя, вся жизнь которого посвящена России и ее народу

После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаические картины. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

Лингвистический конкурс

В стихотворениях Ломоносова часто встречаются имена собственные.

Задание. Распределите карточки с именами по рубрикам.

Полководец Крез, Перикл
Монарх, правитель Соломон, Цезарь
Поэт, писатель Анакреон, Гомер
Божество Орфей, Минерва
Географическое название Троя, Этна
Философ Сократ, Сенека
Ученый Птоломей, Лютер (Ньютон)

Шифровальщики

Преобразования Ломоносова в литературном языке способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо “бергверк” говорить рудник, вместо “дак” - кровля, “перпендикулы” - маятник, переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат и т.д.

Задание. Расшифруйте предложения, заменив иностранные слова русскими.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. “Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя уже мало стало, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг, достигнем консенсуса по всем вопросам, и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди не злые, можешь сделать инвестиции в наше дальнейшее производство”.

Вот такая демократия!

Для справки.

Импичмент - недоверие

Электорат - народ

Суверенитет - самостоятельность

Референдум - выборы

Маркетинг - изучение спроса населения

Консенсус- согласие

Спонсор - меценат

Приватизация - перераспределение, раздел имущества

Инвестиции - вложения

Демократия - народная власть

Стих-лото

Борьбу за развитие культуры, просвещения Ломоносов начал с первых дней пребывания в Петербургской Академии наук. Он вел её как ученый и как поэт. Оду 1747 года “На день восшествия Елизаветы Петровны на престол” он заканчивает пламенным гимном в честь науки.

Задание. Стихотворные строки выдаются в перепутанном порядке. Сложить из них отрывок из оды.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Черный ящик

В академии широко применялось наказание “каркулюсом”. Смысл этой “педагогической” меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его “наградить” позорным знаком.

Задание. Отгадайте, что лежит в черном ящике?

Ответ: бумажный свиток (“каркулюс”).

Крестики-нолики

М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так как эти слова являются устаревшими.

Задание. От каждой команды участвуют по 9 человек, которые садятся в 3 ряда друг за другом. Вопросы задает ведущий. Игрок из противоположной команды не отвечает на вопрос, а соглашается или не соглашается с ответом человека, выбранного им из числа девяти. Игра заканчивается, когда таблички с крестиками или ноликами выстаиваются в ряд по вертикали, горизонтали или диагонали.

1. Поднимите шуицу.

Шуица - левая рука.

2. Присный - это:

а) родной; б) вкусный; в) несоленый

Присный - родной, близкий.

3. Сколько копеек в полушке?

а) 10; в) 1/2; в) 1/4.

Полушка - четверть копейки.

4. Можно ли употреблять ядь в свежем виде?

а) да; б) нет.

Ядь - пища.

5. Пращур - это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.

Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

6. Какого цвета бывают ланиты?

а) красные; б) зеленые; в) синие.

Ланиты - щеки.

7. Сколько раз в год крестьяне орали?

а) один; б) два; в) сто раз.

Орать (орати) - пахать.

8. Можно ли носить кольцо с аспидом?

а) да; б) нет.

Аспид - ядовитая змея.

9. Из чего делают убрус?

а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.

Убрус - повязка, платок, полотенце.

Турнир красноречия

Участвуют по одному человеку от команды.

Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения “техники” ораторского искусства. Речь красит не пустое “извитие словес”, а глубина, важность её содержания”.

Задание.

Первое испытание. Оратор.

Произнести “речь” на тему “Что меня поразило в личности Ломоносова М.В.?”

Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорил.

Второе испытание. Чтение с листа.

Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”. Приложение 2

Побеждает тот, кто выразительнее прочитает.

Картинная галерея

В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина “Полтавская баталия”.

Задание. Соберите из заработанных пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова. 

Вопросы для дополнительных очков. Приложение 3

Подведение итогов.

Команды демонстрируют получившиеся репродукции.

В этой игре можно сделать 2 варианта подведения итогов.

1. Все участники победившей команды получают отличительные знаки с надписью “ Потомки М. В. Ломоносова”, а проигравшей вручается “каркулюс”

или

2. Команды могут назвать своих самых эрудированных участников, которым вручается отличительный знак с надписью “ Потомок М. В. Ломоносова”.

Использованная литература

  1. Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.
  2. Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.
  3. Литература: 9 класс: Книга для учителя. - 2-е изд. -М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. - 256 с. (Я иду на урок)
  4. Козак О. Н. Литературные викторины. -СПб.: СОЮЗ., 1999. - 272 с
  5. Баландин Р. К. Русские мыслители. -М.: АСТ: Астрель:Хранитель, 2006. -539 с.
  6. Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004. -397 с.
  7. Лотман Ю. М. Учебник по русской литературе для средней школы.- М.: Языки русской культуры, 2001. - 256 с.
  8. Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е,1965. -576 с.
  9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. Современная универсальная Российская энциклопедия.

Приложение 1 (Видео)