Анализ стихотворения Н.Гумилева "Жираф" в 5-м классе "Веселые сказки таинственных стран…"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • знакомство с понятиями Золотой и Серебряный век русской поэзии; с элементами художественного мира Н.Гумилева;
  • обучение анализу лирического произведения.

План урока:

1. Слово учителя о двух периодах расцвета русской поэзии (Золотом и Серебряном веке) и о Н.Гумилеве, романтике и путешественнике, чья любовь к экзотическим странам определила главные образы его стихотворений - сегодня речь пойдет о жирафе.

2. Сообщение одного из учеников об этом животном, сопровождаемое слайдами или компьютерной презентацией.

Древние египтяне и греки считали, что жирафы - это помесь леопарда с верблюдом, и называли его "верблюдопардом".

Жираф - самое высокое из всех живущих на Земле животных.

Известный французский зоолог Жан Батист Ламарк выдвинул теорию, что когда - то шея жирафа была намного короче, чем сейчас. Он считал, что она выросла до ее теперешней длины из - за привычки животного доставать до нежных молодых листьев на верхних ветках деревьев.

Туловище жирафа не больше туловища средней лошади.

В шее жирафа, как и у человека, - только семь позвонков. Но каждый позвонок очень длинный. Поэтому шея у жирафа окостеневшая, негибкая. Если он хочет попить воды с земли, ему нужно широко расставить ноги в стороны, чтобы дотянуться до нее.

Жираф питается только растениями, и его огромный рост помогает ему доставать листья с деревьев, растущих в африканской саванне, где очень мало низкой травы.

Язык жирафа часто достигает длины 46 см, и животное может пользоваться им так умело, что ему удается срывать, не уколовшись, самые маленькие листочки с колючих растений.

Жираф в состоянии защититься от опасности многими способами. Прежде всего окраска шкуры делает его практически невидимым, когда он ест в тени деревьев.

У жирафа тонкий слух благодаря хорошо развитым ушам, улавливающим самые слабые звуки, и острое зрение.

Жираф может скакать галопом со скоростью более 30 км/час, если его преследуют, и перегнать самую быструю лошадь!

Когда на него нападают, жираф может показать себя хорошим бойцом, лягаясь задними ногами или используя голову как кувалду. Даже лев, охотясь на жирафа, проявляет осторожность.

3. Прослушаем детскую песенку на сл. Ю.Энтина, муз.Чичкова Ю.М. "О жирафе" и ответим на вопрос: о каких отличительных чертах этого животного поется в ней?

4. Выразительное чтение учителем стихотворения Н.Гумилева "Жираф" под музыкальную композицию В.Преснякова "Зурбаган.

5. Работа с текстом стихотворения:

- Какое настроение передает это стихотворение?

- Обратите внимание на необычную композицию стихотворения. Как вы объясните такой замысел поэта?

- Что на ваш взгляд сказочного в этом стихотворении?

- Вспомним, что такое эпитеты. Какие эпитеты встречаются в стихотворении "Жираф"?

- Прослушаем две сказки, в которых главными героями являются жирафы, и ответим на вопрос: на какие черты этого экзотического животного обращают внимание детские писатели?

Михаил Пляцковский

"Длинная шея"

 - Давай меняться шеями? - предложил поросенок Кнопка жирафу Долговязику. - Я тебе свою отдам, а ты мне - свою.

 - А зачем тебе моя шея? - спросил жираф.

 - Пригодится... - ответил поросенок. - С длинной шеей диктант на уроке списывать легче.

 - А еще зачем?

 - А еще в кино с любого места все видно.

 - Ну, а еще?

 - Яблоки на высоких деревьях доставать можно.

 - Э-э-э, нет? - сказал Долговязик. - Такая замечательная шея мне самому нужна

Геннадий Цыферов

"Разноцветный жираф"

Знаете ли вы разноцветного жирафа? Того жирафа, который боялся дождика. Потому что он думал, что дождик смоет его цветные пятнышки. У этого жирафа был друг. Месяц.
Как-то раз спросил разноцветный жираф у своего друга:
- А что делать, если завтра дождик?
- Нужен зонтик, - объяснил умный месяц.
- А где я возьму этот зонтик? - удивился жираф.
- Вон, - кивнул месяц на пушистую тучку.
На другой день жираф вышел гулять с тучкой на ленточке. Это был зонтик.
Удивительное дело. Дождика стало больше.
Конечно, когда бы это был не жираф,
а кто-нибудь другой, он, наверное, бы сказал:
- Какой странный зонтик, сквозь него идёт дождик.
Но это ведь был разноцветный жираф. И он сказал совсем по-другому:
- Какой странный дождик - он идёт сквозь мой зонтик.

- Вспомним, что такое сравнения и найдем их в стихотворении "Жираф". На каких сходствах основывает сравнения Н.Гумилев в своем стихотворении?

- Что придает стихотворению оттенок волшебства и загадочности?

6. Дифференцированное домашнее задание:

- проиллюстрировать одно из сравнений,

- подобрать музыкальное сопровождение к стихотворению Н.Гумилева "Жираф",

- написать творческую работу.

Рецепт Н.Гумилева от грусти и одиночества "Послушай:далеко, на озере Чад:"

(по стихотворению "Жираф").

Некоторые работы учеников:

Рецепт Н.Гумилева от грусти и одиночества "Послушай:далеко, на озере Чад:"

Я прочитала стихотворение Н.Гумилева "Жираф". Оно родилось у автора в связи с печалью близкой ему девушки, которая была чем-то расстроена. Гумилев решил поведать ей одну сказочную историю, чтобы отвлечь от грустных мыслей: "Послушай:далеко, на озере Чад:" Мне кажется, он не случайно рассказал своей подруге о жирафе. Ведь жираф - это доброе, миролюбивое животное. Пятна на его шкуре коричнево-оранжевые - такие веселые!

Автор так описывает жирафа: "изысканный", "ему грациозная стройность и нега дана", "шкуру его украшает волшебный узор", он живет в "таинственных странах", где пахнет "немыслимыми" травами - разве это не сказочные эпитеты?! Такие яркие, наполненные запахами и звуками! Вдали жираф "подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет:" - какие красивые сравнения использует автор, такие необходимые, чтобы представить всю грациозность и изысканность этого животного.

Своим рассказом о жирафе Н.Гумилев пытается снять с души девушки холодный, "тяжелый туман", хочет заставить ее не отчаиваться, а поверить в то, что в мире очень много добра, поверить в чудесную сказку. Я надеюсь, что после такого рассказа девушка перестанет грустить и все-таки поверит в хорошее. В этом и заключается рецепт Н.Гумилева от грусти и печали!

Ганцева Катя, 5б

Рецепт Н.Гумилева от грусти и одиночества "Послушай:далеко, на озере Чад:"

Рецепт от грусти и печали: В общем, что же это за рецепт? Ведь грусть и печаль - это не диагноз, это временная душевная боль или пустота:Как избавить человека от грусти и одиночества? Наверное, надо его отвлечь: Н.Гумилев предлагает такое лекарство - посмотреть на "изысканного" жирафа, полюбоваться им, его грациозностью, величием, представить волшебную страну, где красуются "стройные пальмы", где манит запах "немыслимых трав":

Так что когда вам станет грустно, не забивайтесь в угол, не верьте только в печальную мелодию дождя - оглянитесь: "далеко, на озере Чад, изысканный бродит жираф".

Дренина Юлия, 5б