Литература
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэт А.А. Фет. Страницы биографии. Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила…". Гармоничность и музыкальность поэтической речи" 2011
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.А. Фета; у них пробуждается интерес к поэзии А.А. Фета; показывается разнообразие родной природы в лирике А.А. Фета.
-
Урок развития речи "Крылатая мудрость народа…" (по сказке Джанни Родари). 5-й класс 2011
Урок литературы в 5-м классе, на котором происходит знакомство учащихся со сказкой итальянского писателя Дж. Родари. Учащиеся приобщаются к нравственным ценностям, пришедшим к нам из далеких времен разных стран и народов. Наряду с этим идет воспитание духовной культуры, самоутверждение личности каждого ребенка, так как им приходится высказывать свою точку зрения. Обогащается и духовный мир детей.
-
Роль символов в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2011
На уроке учащимся предлагается ответить на вопрос: "В каком значении слово мистика раскрывается на страницах произведения?" А также найти и рассмотреть символы в романе, пытаясь объяснить (по возможности самостоятельно), в чём заключается их функция в произведении.
-
Двусложные и трехсложные стихотворные размеры 2011
Цели урока: формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте; развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы; воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Картины летнего дня (И.Тургенев)" 2011
Урок – знакомство со стихотворением в прозе И.Тургенева «Голуби» из раздела «Природа летом» по программе «Школа–2100». При проведении урока используется презентация со звуковыми файлами.
-
Урок развития речи в 5-м классе "Что на что похоже". Начальное понятие о метафоре и художественном сравнении 2011
Урок даёт учителю возможность в игровой форме дать учащимся представление о художественном сравнении, метафоре, иронии. Занятие поможет выработать у школьников умения выделять сопоставимые признаки у предметов и действий, разграничивать прямое и переносное значение слов, выявлять авторскую иронию в произведении. Урок позволяет развивать творческое мышление, воображение, ассоциативную память. Материал можно использовать во внеклассной работе по литературе.
-
Исследование на уроках литературы и русского языка 2011
Статья рассказывает об исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В ней раскрывается процесс приобщения школьников с 5-го класса к проведению исследований на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время. Приводятся фрагменты урока изучения романа Ф.М. Достоевского, на котором проводится исследование «Как созревала в Раскольникове идея преступления?»
-
Интеллектуальная игра "Путешествие в Математику с Лингвистикой". 9-й класс 2011
Игра может использоваться для внеклассного мероприятия по математике, русскому языку и литературе.
-
Урок литературного краеведения "Память, священная память…", посвященный 65-летию Победы 2011
Материалы урока литературного краеведения знакомят учащихся с творчеством местных поэтов: А.Н. Молькова и В.Г. Верстакова. Урок носит интегрированный характер, т.к. для мотивации школьников, развития их мышления и эстетического вкуса наряду с литературными произведениями используются произведения живописи и музыки. Групповая форма работы, применяемая на отдельных этапах урока, формирует у учащихся коммуникативные навыки.
-
Литературная игра для учащихся 8-х классов (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2011
Данная методическая разработка представляет собой одну из форм внеклассной работы по литературе, также может быть использована в качестве итогового урока после изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Итоговый урок в форме игры позволяет не только закрепить и проверить полученные знания, но и развивает творческий потенциал учащихся, вызывает интерес к предмету.
-
Жанровое своеобразие былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2011
Цели урока: рассмотреть жанровое своеобразие произведения; раскрыть особенности изображения былинного героя; определить нравственные ценности русского народа.
-
Возвращение… А.П. Платонов. "Возвращение". 11-й класс 2011
С точки зрения методики это проблемный урок. Цель урока: раскрывая идейное содержание рассказа, показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе. Выбор этого произведения интересен тем, что А.П. Платонов первый открыл важнейшую тему в послевоенной прозе - тему возвращения с войны домой, по-новому показал трагедию воина.
-
Калининград литературный 2011
Перед учащимися на уроке был поставлен вопрос: знают ли сегодняшние молодые люди творчество калининградских писателей, читают ли их произведения? Студенты сформулировали цель проекта: выяснить степень знакомства молодежной аудитории с творчеством писателей-калининградцев, подготовить информацию о деятельности литераторов Калининграда.
-
Фольклорные жанры, сопровождающие обряды, связанные с рождением ребенка у бурят 2011
Цель работы заключается в том, чтобы познакомить учащихся с традициями и обрядами бурят; показать разнообразие фольклорных жанров, сопровождающих родильные обряды, которые на пути эволюционного развития претерпели значительные изменения и упрощения, определить их функции, проанализировать содержание, рассмотреть поэтику этих произведений.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Петербург Ф.М. Достоевского (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")" 2011
Урок помогает учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; урок дает представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, приводит к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого героя возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.
-
Тесты по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" 2011
Материал может быть использован для проверки уровня осознанности и внимательности чтения учащимися художественного произведения. Предлагаю тесты на знание содержания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Данные задания позволяют эффективно проводить контроль, проверять умение учащихся внимательно читать текст.
-
Нетрадиционный урок литературы по творчеству А.П. Чехова. 6-й класс 2011
Цель изменений в современной школе – рождение творчески активных учеников, способных к самореализации, самообучению, самовоспитанию, т.е. не объектов, а субъектов учебной деятельности. Представленный конспект урока по творчеству А.П. Чехова, построенный по рамочной технологии, позволяет организовать обсуждение учебного материала на уроке между учениками, что приводит к появлению нового видения ситуации, сопоставлению точек зрения, развивает критическое мышление.
-
О влиянии творчества Пушкина на творчество якутских поэтов 2011
Урок якутской (родной) литературы проводится в 9-м классе с использованием ИКТ и обращен к творчеству якутских поэтов, для которых великий русский поэт А.С. Пушкин был путеводной звездой. Урок формирует чувство гордости за своих национальных поэтов и развивает познавательные способности учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
-
Урок памяти "Мы родом не из детства – из войны…". 6–7-й классы 2011
Урок-композиция, который проводится в преддверии Дня Победы как урок внеклассного чтения или как классный час, расширяет знания школьников о Великой Отечественной войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье, доносит до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война», способствует воспитанию подрастающего поколения в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
-
Атрибутивные словосочетания и их роль в лирике Марины Цветаевой. Из опыта работы с текстом на уроке 2011
Методические рекомендации по анализу лирического произведения построены на роли атрибутивных словосочетаний. Являясь особым стилистическим приемом, они необходимы автору для оригинального и красочного выражения его видения и восприятия окружающего мира, служат признаком авторского стиля. С их помощью автор более ярко и полно выражает свое отношение к персонажам и описываемым событиям. Атрибутивные словосочетания являются частью лингвопоэтического и лингвостилистического анализа стихотворения.
-
Инновационные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и литературы 2011
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников.
-
Урок литературы по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа". 7-й класс 2011
Учитель дает ученикам понятие "хамелеонства" и продолжает обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического. У ребят развивается образное и ассоциативное мышление, навыки выразительного чтения.
-
Воспитание толерантности на уроках литературы 2011
Не секрет, что на сегодняшний день в российском обществе можно проследить как положительное, так и отрицательное отношение к принципам толерантности. Как правило, это происходит из-за понимания слова "толерантность" как терпимости и непротивления. В статье даны разные определения толерантности, рассматривается воспитание толерантности на уроках литературы, так как именно уроки литературы должны способствовать развитию высоконравственной личности.
-
Конспект урока чтения в 9-м классе VIII вида. Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед" 2011
Цели урока - знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л. Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед". Урок позволяет работать с текстом произведения, способствует формированию познавательной активности, развитию логического мышления, воспитывает патриотические чувства. На уроке развивается монологическая, диалогическая речь. Учащиеся могут выразить свое мнение по данной проблеме.
-
Пословицы – жемчужины русского языка 2011
В статье рассмотрен вариант урока-конкурса. Целью данного урока является формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи, воспитание у учащихся трудолюбия, доброты, честности, любви к Родине.
-
Урок-проект "Как загадку сочинить?". 2-й класс ("Школа–2100") 2011
Урок-проект литературного чтения во 2-м классе (программа «Школа–2100») призван помочь учащимся в определении понятия “загадка”, закрепить умение выделять у объекта состав и признаки, закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки, формировать самостоятельную учебную деятельность.
-
Литературная игра по роману Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада" 7–8-й классы 2011
Обращение к лучшим образцам приключенческого жанра мировой литературы – один из способов выйти за рамки учебника и привить учащимся интерес к чтению. Предлагаемая литературная игра в форме командного соревнования переносит участников в Карибское море во времена пиратов. Внеклассное чтение романа и его обсуждение в ходе совместной творческой деятельности поможет стимулировать интерес учащихся к произведениям Р.Сабатини.
-
Анализ стихотворения А.А. Фета "Какая грусть! Конец аллеи…" 2011
Анализ лирического произведения – самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. В статье рассматриваются различные способы анализа.
-
Система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе 2011
Данная система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе основана на применении исследовательской технологии. Представлена технологическая карта работы на уроке, составленная с учетом рекомендаций учебно-методического пособия для учителей под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной.
-
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся 2011
В гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета автор использует данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.