ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.
ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать художественный текст; постигать философию произведения, его нравственную сторону; закрепление знаний о художественных средствах языка.
ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии, видеоклип и презентация.
ОБОРУДОВАНИЕ: художественный текст, листы-заготовки для домашнего задания, компьютер для показа презентации и видеоклипа.
ХОД УРОКА
Постановка цели урока. Работа с эпиграфом.
“В жизни у каждого сказка своя…”
Учитель литературы (У.Л.) читает эпиграф. – А какие бывают сказки?
Ученики (у.) дают разные ответы
У.Л. – Как часто вы смотрите на небо, любуетесь звездами?
у. отвечают
У.Л. – Если человек “за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб”. Мы сейчас побываем в сказочной стране. ВИДЕОКЛИП НА ПЕСНЮ “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ”
У.Л. – Сегодня мы с вами познакомимся с необычной книгой – сказкой французского писателя с красивым именем Антуан де Сент-Экзюпери.
Ученик дает биографическую справку и начинается показ презентации.
Биографическая справка. Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в аристократической семье. Когда ему было 12 лет, он впервые летал на самолете, но это пока не стало для него главным в жизни. Во время Второй мировой войны стал военным летчиком. 31 июля 1944 года летчик-разведчик Экзюпери, вылетев на задание, из боевого полета не вернулся. Пропал без вести. Но имя писателя облетело весь мир и ушло в бессмертие. Он был писателем и летчиком одновременно. “Для меня писать и летать – одно и то же”.
У.Л. – Сказку “Маленький принц” Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это произведение стало его писательским завещанием. На первый взгляд, это обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но так ли это? Давайте отправимся вместе с Маленьким принцем в это путешествие и посмотрим, что же завещал нам Экзюпери.
Ученики рассказывают о жизни Маленького принца на его планете.
У. – Он твердо усвоил правило: “встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”. Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.
У.Л. – Чем они опасны? Почему автор говорит нам: “Дети берегитесь баобабов!”
У. – Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья.
У.Л. – Рассказ этот метафоричен. По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Также и в каждом человеке есть семена “дурной сорной травы”. Если вовремя не распознать в себе ростки дурного, то за это потом можно дорого поплатиться.
Работа в группах. Сообщение о планетах.
1 планета – ПОСЕЩЕНИЕ КОРОЛЯ. Ученики делают вывод: “С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна”.
2 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕСТОЛЮБЦА. Вывод: “Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.
3 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ. Вывод: Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это нужно.
4 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Вывод: Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
5 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ФОНАРЩИКА. Вывод: Нужно быть верным своему слову и думать не только о себе.
У.Л. – И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?
У. – он увидел сотни тысяч роз, и заплакал. “А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной”.
У.Л. – Потом Маленький принц повстречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет. Какую мудрость дарит он нам?
У. – чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили. “Ты всегда в ответе за того, кого приручил”.
У. – Маленький принц понял, что его Роза совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца. Он приручил ее и теперь за нее в ответе.
У.Л. – Как вы понимаете слово “приручить”?
У. – надо не только давать живому существу пищу, а понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье. Приручить – значит отдать частичку своего сердца.
У. – Лис сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
У.Л. – Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу, и любить тех, кого мы приручили.
У.Л. – Как заканчивается сказка?
У. – Летчик и Маленький принц расстаются. Маленькому принцу надо вернуться на свою планету к Розе и ради этого он просит змею, чтобы она укусила его. Он должен уйти из земной жизни.
У.Л. – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? (Показ слайда с афоризмами).
Обсуждение высказываний учениками. Ученики самостоятельно выбирают эпиграф к уроку, объясняют свой выбор.
У.Л. – Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она заставила задуматься над очень серьезными жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее, когда станете старше, эта сказка откроется вам по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте.
Показ слайда с изображением памятника писателю.
У.Л. – Почему скульптор изобразил Экзюпери сидящим?
У. – Для того, чтобы автор был наравне с Маленьким принцем. Экзюпери считал, что дети и взрослые равны.
У.Л. – Экзюпери говорил: “Я писал, чтобы сказать моему поколению: вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля”.
Домашнее задание. Заполните листы-заготовки и напишите сочинение-отзыв о сказке Экзюпери “Маленький принц”.