Тема: Моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества.
Цели:
обучающая: показать обличительную силу рассказа, как воплощается мысль автора о моральной ответственности человека за судьбу общества;
развивающая: развитие мышления, творческих способностей;
воспитательная: воспитание милосердия, сострадания, ответственности.
Тип урока: урок-суд
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы, целей урока.
1. Слово учителя.
Сегодня мы проводим урок-суд по рассказу “После бала”. Для нас не является главным процессуальные, юридические особенности судебного производства. Главное - выяснить, какова моральная ответственность человека за жизнь общества, каково влияние общественного строя на судьбу каждого человека, какое место занимают в жизни человека такие понятия, как: честь, достоинство, милосердие, гуманизм.
2. Беседа.
- Дома вы познакомились с отрывком из памфлета “Николай Палкин”. Что вы узнали о телесных наказаниях, которые применялись в армии в 19 веке?
- Почему Л.Толстой в своём рассказе обратился к событиям полувековой давности?
- Итак, 90-е годы были полны ужасов и пыток. Как вы думаете, мог ли состояться в тех условиях суд над полковником Б.?
- Конечно, нет. Почему?
Мы попытаемся воссоздать сцену суда. Задача учащихся-исполнителей: представить своих героев так, чтобы у присутствующих сложилось наиболее полное представление о них, их поведении, нравственном облике.
3. Суд
Действующие лица: судьи, заседатели, защитник, обвинитель, полковник, Иван Васильевич, солдат Васильев, Варенька, эксперт по нравственным проблемам.
Секретарь: Встать, суд идёт.
Судья: Слушается дело о недостойном поведении полковника.
Господин полковник, вы обвиняетесь в том, что отдали приказ о жестоком наказании беглого солдата шпицрутенами. Следствием также установлено, что вы лично нанесли удар по лицу одному из солдат, тем самым унизив его человеческое достоинство. Признаёте себя виновным?
Полковник: Нет, не признаю.
Судья: Расскажите о солдате, которого подвергли наказанию.
- Почему вы не наказали его иначе?
- Почему вы ударили солдата по лицу, ведь он не мог вам ответить тем же?
- Вам не стыдно?
Судья: Суд приступает к допросу свидетелей.
- Приглашается Иван Васильевич, свидетель обвинения. Расскажите, что вы знаете о полковнике.
- Ваше мнение об этом человеке?
- Что вы увидели утром на поле?
Иван Васильевич: Полковник - это отец Варвары Петровны, моей хорошей знакомой. Впервые я увидел его на балу. Он был со всеми вежлив, видно, что хорошо воспитан. Однако после бала я увидел на поле ужасную сцену. Солдаты избивали за побег татарина, и командовал экзекуцией отец Вареньки! От этой картины мне стало так жутко, что меня чуть не вырвало. Ещё долго я не мог забыть это зрелище.
Судья: В чём вы обвиняете полковника? Какие действия осуждаете?
Иван Васильевич: Я обвиняю полковника в жестокости. На балу он был красиво одет, вежлив, воспитан, а с солдатами вёл себя безжалостно. Я осуждаю не только действия полковника, но и весь наш строй, при котором в стране царит беззаконие.
Судья: Вы видели, что полковник лично ударил солдата по лицу?
Иван Васильевич: Да, я видел это своими глазами, меня это ужаснуло, я не мог поверить, что человек, принадлежащий к высшему свету, сможет снизойти до такого поступка.
Судья: Изменилось ли Ваше отношение к полковнику?
Иван Васильевич: После всего увиденного мне не захотелось общаться с семьёй полковника, мне даже не захотелось видеть мою возлюбленную Вареньку, и я решил не идти служить армию. Мне бы не хотелось стать таким, как полковник Пётр Владиславович.
Судья: Приглашается свидетель солдат Васильев. Расскажите о службе в Вашем полку.
Васильев: Что и говорить, трудная служба. Всё-таки 25 лет, шутка ли.
Судья: Подсудимый полковник часто самолично бьёт солдат?
Васильев: Нечасто, но случается. В полку все его побаиваются: и солдаты, и офицеры.
Судья: Вы свободны.
- Приглашается свидетельница защиты Варвара Петровна. Расскажите о своём отце, что он за человек?
Варвара Петровна: Мой папа - очень добрый, чуткий, заботливый человек. Он всё время трудится, чтобы в полку был порядок. Обо мне заботится, возит меня на балы, нанял гувернантку. Скажу по совести, господин судья, редко встретишь такого отца, как мой папа.
Судья: Мог ли он совершить безнравственный поступок?
Варвара Петровна: Что вы, и речи быть не может. Мой папенька не может совершить безнравственный поступок. Ведь он честный, порядочный человек, заботится о солдатах, как о родных детях. Я думаю, что солдаты сами своим возмутительным поведением вынуждают офицеров наказывать их. А ведь военные тоже люди, когда и понервничают. Прошу Вас оправдать моего отца, он ещё послужит государству верой и правдой.
Судья: Приглашается офицер Иванов, сослуживец полковника.
- Что Вы можете сказать о своём командире?
Офицер Иванов: Я служу под командованием полковника уже 4 года. Это смелый, храбрый офицер. Он никому не даёт поблажки. В армии должен быть порядок, иначе это будет не армия, а сброд. А вдруг война? Мы должны готовить хороших солдат. А солдаты всё норовят бездельничать. Да ещё бегут из армии. Конечно, провинившихся мы наказываем, это нам и закон предписывает. Я считаю Петра Владиславовича невиновным.
Судья: И часто у Вас солдаты совершают побег?
Офицер Иванов: Нет.
Судья: А почему они бегут?
Офицер Иванов: Служить не хотят. Да, правда, служба тяжёлая, но это наш долг, и его надо выполнять.
Обвинитель: Ваша честь, позвольте замечание: солдаты бегут от непосильной службы, нечеловеческих нагрузок и жестокого с ними обращения.
Судья: Слово предоставляется эксперту по нравственным проблемам.
Эксперт: Прежде всего, мне хотелось бы познакомить присутствующих со значением слов, необходимых для понимания степени вины подсудимого.
Милосердие -…
Сострадание -…
Достоинство -…
Гуманный -…
Честь -…
Я считаю поступок полковника недостойным. Полковник, как человек цивилизованный, не имеет права применять физические меры наказания. Он не достоин своего звания, если отдал приказ о таком наказании и тем более участвовал в этом грязном, недостойном деле. Обвиняемый, если он человек, должен обладать такими качествами, как: сострадание, милосердие, достоинство, но, судя по его поступкам, о нём этого сказать нельзя. Является ли полковник человеком высоконравственным? Смею утверждать, что нет.
Судья: Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Мы рассматриваем необычное дело. Полковник, которому доверено руководить подчинёнными и заботиться о них, унижает человеческое достоинство, проявляет жестокость, сам участвует в расправе. Поступки, недостойные интеллигентного человека. Полковник с людьми своего круга может быть ласковым, нежным, может страдать от горя. А солдат? Я утверждаю, что солдат такой же человек, как и мы все. Крепостная зависимость, служба 25 лет!.. В этом виноват общественный строй. Самого полковника можно считать жертвой и посочувствовать ему.
Прошу суд считать полковника виновным.
Судья: Слово предоставляется защитнику.
Защитник: (речь защитника)
Судья: Слово предоставляется подсудимому.
Полковник Б.: Я не признаю себя виновным и возмущён происходящим. Законов государства нашего я не нарушал, честно служил ему и надеюсь ещё послужить.
Судья: Суд, посовещавшись на месте, вынес приговор:
1. Признать полковника Б. виновным в совершенствовании безнравственного поступка.
2. Вынести частное определение в адрес Государственной Думы о вредности общественного строя России.
3. Вынести частное определение в адрес военного министерства о недопустимости применения в армии телесных наказаний и унижения человеческого достоинства.
Секретарь: Суд окончен.
4. Состоялся наш импровизированный суд. Вынесен приговор. Пришло время сделать выводы.
Беседа.
- Ответственен ли человек за то, что происходит в обществе?
- Кто из героев сознаёт ответственность за жизнь общества?
- Влияет ли общественный строй на судьбу человека?
- Какое место занимают в нашей жизни такие понятия, как: честь, достоинство, милосердие, сострадание?
- Чему учит нас рассказ?
III. Заключительное слово учителя.
IV. Рефлексия.
V. а) оценки за урок;
б) домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по рассказу “После бала”.