Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока: рассмотреть развитие, процесс (как?) и причины (почему?) изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни; продолжить формирование умений и навыков по преобразованию традиционной формы информации (текст) в таблицу и опорный конспект и наоборот.

Оборудование: техника для показа сопроводительной электронной презентации.

Предварительное домашнее задание: прочитать/перечитать стихи А.С. Пушкина, указанные в таблице (иметь тексты стихотворений); заполнить вторую и третью колонки таблицы; индивидуальные задания: заполнить все графы таблицы для стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», «Узник», «К морю», «Анчар».

Ход урока

I. Осмысление темы. Словарная работа. 3 мин.

[каждый этап работы сопровождается электронной презентацией]

А) Что означает слово «эволюция»? Что мы называем лирикой? В чем ее своеобразие (отличие от эпоса, драмы)?

Эволюция – развитие, процесс изменения кого-чего-нибудь от одного состояния к другому.

Лирика – один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. (БСЭ)

Вывод: Цель урока – рассмотреть развитие, процесс изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни.

Б) Подберите синонимы и/или ассоциации к словам «рабство», «свобода»: 3 мин.

Слово Синонимы, лексическое значение Ассоциации и/или символы
Рабство Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность, Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания…
Свобода Воля, независимость Воздух, море, небо, птица…

II. Работа с текстами. Составление сводной таблицы

А) «Вольность». Ода. 1817. 10 класс (предварительное домашнее чтение) 10-12 мин.

Проверка умения самостоятельно работать с поэтическим текстом и учебной статьей:

– К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? («Петербургский период – время приобщения Пушкина к либеральным ценностям и время общения с членами тайных организаций – будущими декабристами. Творчество поэта формируется в кругу молодых вольнодумцев». См. В.И.Коровин. Русская литература Х1Х века. Учебник. Стр. 103)

Для какого времени характерен жанр оды? (18 век. Век Просвещения. Просветители верили в силу Разума, поэтому думали, что мир можно исправить, указывая на пороки и говоря Истину власть имущим, призывая их неукоснительно следовать Закону).

Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф:

– Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным? В качестве подсказки обратитесь к статье учебника на странице 104.

Вывод: «Он [Пушкин] призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны народ и царь. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения.

Б) «К Чаадаеву». 1818. (Повторение. 9 класс. Индивидуальное домашнее задани.). 4 мин.

В какой период жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? (Петербургский период)

– Определите жанр стихотворения.

Послание – стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера – популярный литературный жанр в античной и европейской лит-ре приблизительно до 30-х гг. XIX в.
…Особенного расцвета жанр П. достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской лит-ре, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды. [Литературоведческий словарь]

– Выделите ключевые слова, отражающие отношение Пушкина к свободе. («свободою горим», «звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья напишут наши имена»)

Вывод: Юношеское представление о свободе как о романтическом идеале.

В) «Деревня». 1819. (Домашняя работа) 4 мин.

– С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение? (Поездка в родовое поместье Михайловское в Псковской губернии)

Как бы вы определили жанр стихотворения? (Первая часть – сельская пастораль идиллия; вторая – обличение пороков, вызванных недостатком просвещения, черты оды. Обе части – отражение ХYIIIвека: стремление к природной жизни и представление «барства дикого» по Радищеву)

Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе? (Крепостное право – «барство дикое»)

Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?

Вывод: Стихотворение написано «на злобу дня». Поэт надеется на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя.

Г) «Узник». 1922. (Повторение. 6 класс. Индивидуальное задание) 4 мин.

В какой период Пушкина написано это стихотворение? («Стихотворение создано в период южной ссылки и выражает душевное состояние поэта, чувствующего себя узником… Оно написано в то же время под впечатлением некоторых конкретных событий действительности: арест друга Пушкина декабриста В.Ф.Раевского; беседы с арестантами в кишиневском остроге, о посещении которого поэт писал в дневнике 1821года; ночное бегство оттуда нескольких человек, один из которых намекал Пушкину о готовящемся побеге; и, наконец, личные ощущения самого Пушкина, находившегося три недели под домашним арестом». Комментарии к стихотворению. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. 1. М., «Худож. Лит.», 1974. С. 671)

Как бы вы определили жанр стихотворения? (Народная тюремная песня)

– О какой неволе (несвободе) – свободе идет речь? (Физическая несвобода – свободный дух. Свобода – извечная мечта народа, всех узников, народный идеал)

Вывод: Жажда свободы (в том числе физической) – отличительная черта русского народного сознания

Д) «Свободы сеятель пустынный». 1823. 10 класс. 12 мин.

Чтение стихотворения.

– К какому периоду жизни и творчества Пушкина оно относится? Как в это время поэт относился к деятельности патриотических и либеральных движений в разных странах? (См. учебник, стр. 110. 3-й год Южной ссылки. Серьезные раздумья о причинах неудач патриотических и либеральных движений в разных странах: «Вольнодумцы оказались слишком самонадеянны и эгоистичны, они хотели насильственно привести народы к свободе, а народы еще не готовы были стать свободными».)

– Как вы понимаете слова эпиграфа, взятые из Евангелия от Луки? (Не надо сеять семена в каменную почву, т. к. они все равно не прорастут)

Как бы вы определили жанр стихотворения? Почему? Какой характер приобретает стихотворение, написанное в жанре притчи? Притча, литерат., небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели… П. евангельские, особая образная форма проповеди, которой пользовался И. Христос для изложения и уяснения своего учения». [Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона] Стихотворение приобретает философское и поучительное звучание)

Какие слова представляют вам ключевыми для понимания главной мысли стихотворения? («Я вышел рано», «К чему стадам дары свободы?»)

– Прочитайте статью учебника на стр. 111. Определите форму рабства и отношение автора к проблеме (можете воспользоваться формулировками из статьи учебника). (Духовное рабство: мысли и чувства народов не пробуждены. «Рабство становится непреодолимым препятствием для достижения вольности». Учебник. Стр. 111)

Е) «К морю». 1824. 9 класс. 4 мин.

Ж) «Анчар». 1827. 9 класс. 4 мин. З) ( Из Пиндемонти). 1836. 10 класс. Учебник, стр. 184. 15 мин.

Чтение стихотворения

– Как вы можете охарактеризовать последние годы жизни Пушкина? («За границами семейного очага он уже отчаивается найти жизненное и творческое удовлетворение». Стр. 175. «Начал борьбу за свою личную свободу». Стр. 146)

– Оставим пока вопрос о жанре. Стихотворение начинается с отрицания. Что отрицает зрелый Пушкин? (Мирскую власть, мирские ценности)

– Что противопоставляется мирским ценностям? (Ценности духовные)

При каком условии противоречие между мирской властью и духовной будет устранено? (Если мирская власть станет человечной, гуманной и начнет обеспечивать права личности)               

Прочитайте статью учебника на стр. 184-185. Отметьте ключевые фразы. Обратите внимание, к какому жанру лирики относят литературоведы это стихотворение. Заполните таблицу.

III. Обобщение.

Итак, перед нами сводная таблица, в которой отражен путь эволюции темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина. Таблица – очень удобная форма для обобщения и систематизации материала, хорошая основа для создания нового речевого продуктамонологического высказывания по представленной теме. Сейчас мы с вами «прочитаем» таблицу по вертикали и горизонтали, одновременно преобразовывая ее в опорную схему.

Вступление: перевод в текст содержания первой колонки.

Тема свободы и рабства – одна из ведущих тем в творчестве А.С.Пушкина. К ней он обращался на протяжении всей жизни, поэтому по стихам поэта можно проследить эволюцию его взглядов на свободу и рабство.

Основная часть: «чтение» каждой отдельной строки таблицы

Так в первый петербургский период он создает оду «Вольность», где излагает свою жизненную программу поэта-гражданина («Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок») и утверждает, что подлинная свобода возможна лишь при верховенстве законов и над властителями, и над народом. Пушкин поучает и предупреждает беззаконных властителей («Тираны мира, трепещите!»). В оде еще очень ощутим классицистический идеал Просвещения.

Дружеское послание «К Чаадаеву», написанное через год, окрашено в романтические тона и отражает мироощущение молодых дворян, для которых свобода – это «звезда пленительного счастья» и которые верят, что, следуя за этой звездой, они уничтожат «самовластье» (то есть беззаконие) и будут за это прославлены.

Однако пройдет еще год, и в стихотворении «Деревня» поэт рисует реалистические картины «барства дикого», обличая бич России – крепостное право. Пушкин высказывает сомнение в том, что увидит когда-нибудь «народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя». «Прекрасная заря» свободы уже не кажется близкой.

Первые годы Южной ссылки Пушкин особенно остро переживает невозможность жить там, где хочется. Он чувствует себя узником, о чем свидетельствует одноименное стихотворение («Узник»), в котором жажда свободы рассматривается как народный идеал, закрепленный в песне.

К времени жизни в Одессе относится переосмысление поэтом проблемы свободы и рабства. Исторические события убеждают Пушкина в том, что народ по-прежнему находится в духовном рабстве, его душа еще не пробудилась для «звуков вольности», дворяне же, подталкивая этот непробужденный народ к решительным действиям, выказывают политическую слепоту. Эти мысли поэт высказывает в форме притчи, отсылая читателя к Евангелию от Луки («Свободы сеятель пустынный…»). Лирический герой стихотворения с грустью отмечает, что «вышел рано, до звезды», поэтому «стада» не откликаются на его призыв к свободе.

Не найдя свободы в мире людей, поэт находит ее в мире природы. Именно поэтому так для него притягателен шум моря – «свободной стихии» («К морю»).

В стихотворении «Анчар», по форме напоминающем древнюю легенду, Пушкин обвиняет как «непобедимого владыку», который «властным взглядом» посылает человека на верную смерть, но раба, послушно исполняющего волю тирана и не помышляющего даже о свободе выбора смерти.

В последние годы жизни зрелый Пушкин поднимается до религиозно-философских высот в осмыслении темы свободы и рабства. Его интересует уже конфликт между властью мирской и властью духовной. Не все ли равно от кого зависеть: от народа или царя – задает Пушкин риторический вопрос в стихотворении «Из Пиндемонти» и утверждает, что самое главное – это личная свобода и духовная независимость. Власть, по мнению поэта, должна создать человеку условия для свободного духовного и нравственного совершенствования.

IV. Заключение:

Таким образом, анализ лирики А.С.Пушкина по теме свободы и рабства, проведенный в хронологическом порядке, убедительно показывает, как эволюционировали взгляды поэта на свободу по мере развития и становления его личности. (По мере проговаривания текста создается ОК. См. Презентацию к уроку)

V. Домашнее задание:

Заполнить все графы таблицы [во время урока многие цитаты только отмечались в тестах стихотворений, но не переносились в таблицу]; письменно ответить на вопрос «Как развивалась тема свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина?»; иметь тексты стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…»