От каждого класса участвует команда в количестве 6 человек. Игра проводится по возрастным категориям: 5-7 классы, 8-11 классы.
Оборудование:
- Экран, проектор, компьютер, турнирная таблица (приложение 1), листы бумаги для каждой команды.
Открытие игры "Вы помните: когда возник лицей:"
Звучит музыка "Осенняя мелодия" (осенняя история А.Рыбников), фоном читается стихотворение
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий
Ты наш друг, ты наш Учитель,
Славный пушкинский Лицей!
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.
Звучит вальс, на сцене появляются несколько пар.
Остаются лицеисты, изображают живую картинку, ведут себя непринужденно.
1: Начало XIX века:
2: Царскосельский лицей:
3: Такая далекая и в то же время такая близкая, знакомая эпоха.
4: Эпоха новых идей и открытий.
5: Эпоха больших перемен.
1: 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея
2: Для обучения был набран класс из тридцати обыкновенных мальчишек.
3: Таких же как мы. Вот, например, он (показывает на мальчика в очках) похож на Антона Дельвига:
4: А он (показывает на худощавого и высокого) на Кюхельбекера
5: Среди нас даже есть свой Пушкин (смуглый мальчик изображает задумчивого Пушкина)
1: А давайте ребята, хоть на минутку представим, что мы и есть те самые мальчишки, пришедшие в только что открывшийся Лицей:.
Убегают за кулисы
Звучит музыка, появляются барышни.
1 барышня: Милочки, знаете ли вы, что в Сарском Селе открывается лицея. Я слыхала, папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.
2 барышня: Душенька, нужно говорить не Сарское, а Царское Село и не лицея, а лицей!
1 барышня: Мне простительно, это новое же слово.
2 барышня: Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трёх гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалёку от храма Аполлона Ликейского в пригороде Афин - Ликее.
1 барышня: Какая ты умная!
Барышни уходят.
Звучит мелодия из фильма "1814" DJ Gruv
Пушкин.
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей:
Звучит торжественная музыка, выходит Куницын А.П.
Куницын: " ..из родительских объятий Вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут Вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина: Любовь к славе и Отечеству должны быть Вашими руководителями!"
Куницын А.П. Вызывает лицеистов. Каждый делает шаг вперёд.
Горчаков Александр - превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностью, крайняя склонность к учению, с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей:
Дельвиг Антон - насмешлив, упрям, впрочем, добр и весьма усерден, прилежания посредственного. Хладнокровие есть особенное его свойство.
Кюхельбекер Вильгельм - Читал все на свете книги обо всех на свете вещах, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувств.
Пущин Иван - ":при счастливых способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и, кажется, лучше ищет твёрдых, нежели блистательных успехов".
Пушкин Александр - ": больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; имеет особую страсть к поэзии".
"Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколько блистательны"
Под музыку идет видеоряд с фотографиями лицеистов и информацией о судьбе выпускников, фото лицея, фото учителей
И пусть все это было 200 лет назад, но у каждого из нас есть свой Лицей! Свои учителя и свое "Святое братство"
Лицеисты берутся за руки. И по очереди читают строки стихотворения
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам
ВСЕ ВМЕСТЕ: Царское Село.
Звучит мелодия из фильма "1814" DJ Gruv, лицеисты уходят
Ведущий: Уважаемые интеллектуалы, сегодня у нас состоится 2 тур нашего турнира.
Наша игра посвящена 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея.
Состоит из двух этапов: интеллектуального марафона "Листая страницы прошлого" и "Своей игры"
Ход игры
1 этап: интеллектуальный марафон "Листая страницы прошлого" (приложение 2)
Разминка (по 1 баллу за каждое пропущенное слово)
Вам необходимо за 3 минуты вставить в текст пропущенные слова.
1. 2. Кроссворд (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Вам необходимо вставить в кроссворд фамилии учеников, соответствующие их прозвищам
(3 минуты)
1.3. Устные вопросы (за каждый правильный ответ по 2 балла)
Ответы записываются на оном листе
1. Автор проекта создания лицея. (М.Сперанский)
2. У каждого учащегося на левой стороне шинели были нашиты две цифры. Напишите цифры, нашитые у Пушкина. (14)
3. Назовите фамилию воспитанника, окончившего Лицей с 1-ой золотой медалью. (В.Вольховский)
4. Лицеисты были школьниками или студентами? (студентами)
5. Пушкин, Пущин, Малиновский. Эти трое были влюблены в одну девушку. Кто она? (Екатерина Бакунина)
6. "Для удовольствия и пользы", "Неопытное перо", "Юные пловцы, "Сверчок": это далеко не полный список. Что это? (Журналы, издаваемые лицеистами)
7. Назовите автора единственного портрета А.Пушкина в Лицейские годы. (Е.Гейтман)
8. При выпуске директор подарил лицеистам некий подарок, как символ крепкой дружбы. Как стали называть лицеистов после этого? (Чугунниками)
9. Продолжите слова прощальной клятвы лицеистов: "И последний лицеист:" (":один будет праздновать 19 октября")
10. Поступать в Царскосельский Лицей А.Пушкин приехал в сопровождении:(Дяди Василия Львовича)
1.4. Сопоставьте преподавателей и предметы, которые они преподавали (по 1 баллу)
(2 минуты)
2 этап: "Своя игра" 5-7 класс (приложение 3)
1 раунд "По коридорам Лицея"
На гербе одно учебного заведения изображены: сова, свиток, лира, два венка - дубовый и лавровый. А назовите девиз этого учебного заведения. ("Для общей пользы")
В Царскосельском Лицее существовала такая система оценок: за отличные успехи ставили "1", за очень хорошие - "2", за хорошие - "3", за посредственные - "4". А что ставили за "выражение отсутствия всякого знания"? (Нуль)
"Воспитанники КОРФ, ДАНЗАС, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещания гувернера не имели на них действия:" Где могла появиться эта запись?
(Журнал поведения)
В Царскосельском Лицее по каждому из предметов выставлялась не одна, а сразу три оценки. Причем если первые две оценки изменялись со временем весьма сильно, то третья оставалась неизменной на протяжении всего срока обучения в Лицее.
Первые две оценки ставили за успехи и поведение. А за что ставилась третья оценка?
(за талант или способности)
Первый директор Царскосельского лицея, Василий Федорович Малиновский еще при разработке лицейского устава добился запрета ЭТОГО в Лицее, что было совершенно необычно, для того времени. Этот запрет долго просуществовал, пока его не отменил Николай 1. Что же именно по началу было запрещено в Лицее? (Телесные наказания)
2 раунд "Святому братству верен я:"
2- В журнале "Вестник Европы" появились стихи, под ними стояла подпись: "Александр НКШП". Что это значит? (Александр Пушкин)
4- Насмешливый ум великого поэта осознал, сколько раз в Лицее, и даже после выпуска он, Пушкин, обижал нескладного друга-неудачника.
Он был единственным из друзей, с кем у него однажды дело дошло до дуэли, поводом для которой была некая эпиграмма. Кто ОН, друг-неудачник? (В.Кюхельбекер)
6- Прощальная лицейская клятва Лицеистов звучит так: "И последний лицеист один будет праздновать 19 октября" . А кто исполнил эту клятву? (А.Горчаков)
8- Торжественное открытие лицея, знатные гости, великолепны обед, мальчики-лицеисты.
Все было празднично и прекрасно. Чем же закончился этот праздник? (игра в снежки)
10- Черный ящик.
Современник А.С. Пушкина, Антон Дельвиг, учась в Царскосельском Лицее был очень романтичным молодым человеком.
Возможно, поэтому все девушки казались ему очень красивыми. Но стоило ему окончить лицей, как он понял, на сколько глубоко он заблуждался. Главная причина этого находится в черном ящике. (Очки)
СУПЕР-ИГРА
Знаете ли вы, что, еще учась в Царскосельском лицее, Пушкин участвовал в заговоре против императора, с целью захвата го собственности.
Предмет воровства находиться в черном ящике.
(Яблоко из императорского сада)
"Своя игра" 8-11 класс (приложение 4)
1 раунд "По коридорам Лицея"
В Царскосельском Лицее существовала такая система оценок: за отличные успехи ставили "1", за очень хорошие - "2", за хорошие - "3", за посредственные - "4". А что ставили за "выражение отсутствия всякого знания"? (Нуль)
В Лицее часто проводились соревнования по языкам. Кто случайно заговорит на ЭТОМ языке, того штрафовали. На каком языке нельзя было говорить? (Русском)
По мнению одного благородного человека, в позапрошлом веке метроманией было охвачено целое учебное заведение. Догадавшись, что это за учебное заведение, назовите, что такое метромания? (страсть к стихосложению)
Торжественное открытие лицея, знатные гости, великолепны обед, мальчики-лицеисты. Все было празднично и прекрасно. Чем же закончился этот праздник? (игра в снежки)
А.Пушкин много писал про лицейские годы. Одно из таких стихотворений звучит так:
Вы помните, текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас:
О каком немало известном событии идет речь?
(Отечественная война 1812 года)
В начале 19 века это было единственное учебное заведение в России, в уставе которого было записано: "Телесные наказания отменяются". Однако однажды Государь лично приказал высечь одного из учеников.
И хоты директор был не высокого мнения о виновном, он рискнул не выполнить императорский приказ. Назовите фамилию этого директора.
(Энгельгардт, виновник Пушкин)
Раунд "Великие о Великом"
2- (ЕМУ):дань сердца и ума!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена:
Кому посвятил эти строки А.Пушкин?
(А.П.Куницин)
4- На одном из уроков некий преподаватель сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста :(ЭТО)-стихами". Пушкин мигом прочел два четверостишья, которые восхитили всех.
Что описывали лицеисты? (Розу)
6- Принято считать, что этот Француз оказал огромное влияние на развитие литературы. Его также считают знатоком в вопросах любви. А где он находился в период войны 1812 года?
(Царскосельском лицее)
8- Знаете ли вы, что еще учась в Царскосельском лицее Пушкин участвовал в заговоре против императора, с целью захвата го собственности.
Предмет вожделения находиться в черном ящике. (Яблоко из императорского сада)
10- "Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском селе.
Милое, живое творенье! Он мне обрадовался и крепко прижал мою руку к сердцу. Это надежда нашей словесности: Нам всем надобно объединится, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет"
Чьи это слова? (В.Жуковский)
12- Несмотря на довольно замкнутый образ жизни лицеистов к ним приезжали и знаменитые литераторы, для того, что бы познакомится с необыкновенным поэтом. Один из них писал в письме:
"Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее : перещеголял всех писателей". Назовите автора этих слов. (Г.Р. Державин)
Раунд "Святому братству верен я:"
3- ЭТОТ человек получил в подарок от Пушкина отдельно изданную 2-ю главу "Евгения Онегина" с подписью "Олосеньке от Француза". Я не спрашиваю вас кто такой француз, назовите фамилию того, кому было подарено издание. (А.Д.Илличевский)
5- Насмешливый ум великого поэта осознал, сколько раз в Лицее, и даже после выпуска он, Пушкин, обижал нескладного друга-неудачника.
Он был единственным из друзей, с кем у него однажды дело дошло до дуэли, поводом для которой была некая эпиграмма. Кто ОН, друг-неудачник? (В.Кюхельбекер)
7- Черный ящик.
Современник А.С. Пушкина, Антон Дельвиг, учась в Царскосельском Лицее был очень романтичным молодым человеком.
Возможно, поэтому все девушки казались ему очень красивыми. Но стоило ему окончить лицей, как он понял на сколько глубоко он заблуждался. Главная причина этого находится в черном ящике. (Очки)
9- Не раз события в лицее оборачивались для лицеистов приключениями. Но об одном из них доложили министру А.К.Разумовскому. За это нарушение лицеисты были наказаны тремя пунктами. Второй и третий постепенно смягчились, а вот первый пункт этого наказания был выполнен буквально.
Назовите ЭТОТ пункт, если Пущин в своих воспоминаниях об этом событии писал: "Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин решили выпить гогель-могелю:"
(две недели стоять на коленях во время вечерней и утренней молитвы)
11- Из Царскосельского лицея первый выпуски вышел в количестве 29 человек, но если быть точным, то в 1811 году в Царскосельский лицей были зачислены 30 мальчиков. Кто был исключен "за дурное поведение"? (Гурьев Константин Васильевич)
13- В ноябре 1812 года в журнале поведения появилась запись о бунте, зачинщиком которого оказался Пушкин. Бунт против Этого человека был опасен для Лицеистов. Они собрались в конференц-зале и потребовали ЕГО ухода, грозя тем, что сами покинут Лицей. Против кого был поднят этот бунт? (М. Пилецкого)
СУПЕР-ИГРА:
Много авторов посвятили свои стихи лицею и его жителям. Закончите стихотворения одного из таких авторов В.Шапошникова словами Пушкина
":Встречаемся по воскресеньям длинным
И просто в будни:Говорим:
"Друзья!..."
Привычно знать нам: к дружбе той стариной
Приблизится и мыслимо нельзя.
И сводит нас не сердце, чаще - вкус
Дань воздаем ему при каждой встрече:.
И вдруг прорвется голос издалече:
:::::::::::"
("Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен")
3. Подведение итогов и награждение (приложение 5)