Литература
-
Особенности лирики А.А. Фета. Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыханье…" 2012
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством поэта, с особенностями его лирики, развивать навыки анализа поэтического текста, воспитывать интерес к поэзии, к творчеству А.А. Фета.
-
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади" 2012
Цели урока: развивать речь и образное мышление учащихся; воспитать любовь к животным, ответственность за братьев наших меньших.
-
Здоровье школьников в современном образовании 2012
В статье обобщается опыт педагогического коллектива МАОУ СОШ № 9 г. Армавира Краснодарского края в проекте "Здоровье". Подводятся итоги работы творческого коллектива по актуальным проблемам сбережения здоровья школьников, которое рассматривается как целостное социально-психологическое явление и представляется комплексным критерием качества современного образования.
-
В мастерской скороговорения. 9-й класс 2012
Урок литературы представляет собой творческую мастерскую, которая не только раскрывает многогранность скороговорок и улучшает дикцию, но и развивает коммуникабельность учащихся, выявляет их творческие способности.
-
Создание межпредметных коллективных проектов. Представление проекта "Красуйся, град Петров" 2012
Проект может быть использован на уроках литературы, истории и для самостоятельной подготовки учащихся. Полноэкранные презентации можно демонстрировать ученикам на уроке с использованием проектора или на ученических персональных компьютерах, оборудованных колонками или наушниками.
-
Литературно-музыкальный салон "Его величество Бал…" 2012
Мероприятие разработано и проведено в рамках работы Пушкинского клуба 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина. Материал сценария может быть использован учителями, классными руководителями в учебной и внеклассной работе с целью воссоздания атмосферы балов русского дворянства, знакомства учащихся с порядком проведения бала, танцами, правилами поведения на балах. Работа сопровождается презентацией, в которую включены видеосюжеты, позволяющие наглядно продемонстрировать танцы эпохи XIX в.
-
Литературный праздник по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" "Про день Бородина" 2012
Литературный праздник посвящен одному из самых героических событий нашего прошлого – Бородинскому сражению. В этом году этому событию исполняется 200 лет. Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, преданность родине, одержал победу, представляют собой предмет гордости русского народа. Мероприятие знакомит со стихотворением М.Ю. Лермонтова “Бородино”, его исторической основой, воспитывая у учащихся уважение к великому прошлому России.
-
Интерпретация стихотворения М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" 2012
В.Г. Белинский считал стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» избранным, в нем выражено «все лермонтовское», это «визитная карточка» поэта. Ученики анализируют произведение поэта.
-
Урок-представление "Каррас (Шотландка) – дорога в бессмертие" 2012
Не каждый город удостоился быть изображённым на рисунках М.Ю. Лермонтова. Посёлок, в котором я живу, изображён поэтом. Здесь, в кофейне Рошке, он любил с друзьями пить кофе, петь немецкие песни, отсюда уехал на дуэль с Мартыновым. Отдыхая в Пятигорске, в непосредственной близости от посёлка Иноземцево (бывшей шотландской колонии Каррас), немногие посетят это историческое место. Для нас, жителей Кавказских Минеральных Вод, всё, что связано с именем Лермонтова – свято, бесконечно дорого сердцу. Прикоснитесь и вы к этой странице истории.
-
Урок с использованием интерактивной доски при изучении темы "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" 2012
Разработанный прием использования интерактивной доски, позволит сохранять его в базе различных демонстрационных и методических материалов, которые можно применять на уроках многократно, записи могут быть вновь открыты при повторении пройденного материала. Интерактивная доска помогает сделать уроки живыми и привлекательными, позволяет преподнести ученикам информацию в разном диапазоне средств визуализации (таблицы, схемы, фотографии и др.) динамическими способами.
-
Урок литературы по теме "Слеза несбывшихся надежд". Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын". 11-й класс 2012
Актуализируя проблему коммуникативно ориентированного образования, автор предлагает методику обучения школьников целостному восприятию художественного текста как единицы языка, речи и культуры. Проблемный и лингвистический анализы текстовой информации, рефлексивно-аналитические задания (синквейн,"яркое пятно", портреты мира и войны) используются как средство формирования предметных компетенций учащихся и готовят к ЕГЭ по литературе.
-
Урок русского языка в 8-м классе "Стилистические возможности использования сказуемых различных видов в повествовательных и описательных текстах" 2012
Урок позволяет закрепить навык определения вида сказуемого в предложении, рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте, познакомить учащихся с совершенным образцом художественной прозы, используемым в качестве материала для комплексного анализа текста.
-
Урок литературного чтения "Утебай Турманжанов "Стать бы пчелою…"" 2-й класс 2012
Урок формирует навык анализа поэтического текста, дает представление об образных языковых средствах – эпитете, олицетворении, сравнении.
-
Интегрированный урок-обобщение "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" 2012
Интегрированный урок-обобщение по трагедии английского драматурга У.Шекспира «Ромео и Джульетта» прослеживает музыкальные и живописные мотивы в известном произведении. Учащиеся знакомятся с иллюстрациями к трагедии разных художников.
-
Единство проблемных и культурологических аспектов на уроках литературы 2012
Роман-эпопея «Война и мир» дает богатый материал преподавателю для культурологической работы на уроках. В современном контексте уроки литературы и русского языка могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее духовные ценности русского народа, хранящее его историческую и эстетическую память, как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой и культуры.
-
Театр Островского. Литературная игра. 10-й класс 2012
Цель игры: обобщение изученного материала по теме «Жизнь и творчество А.Н. Островского»; пополнение знаний в области театрального искусства; развитие монологической речи, творческой активности, коммуникативных навыков, умения работать с дополнительными источниками информации; воспитание эстетического чувства, любви к чтению.
-
Русская народная сказка. Обобщение. 3-й класс 2012
Урок с ИКТ проведен по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л.А. Ефросининой. Тема вызывает познавательный интерес у ребят, формирует чувства коллективизма и ответственности. В структуру урока включены разнообразные этапы, которые развивают эрудицию, стимулируют ученика, нацеливают на работу. Уровень материала высокой сложности.
-
Литературная гостиная "Лелеющая душу гуманность поэзии А.С. Пушкина" 2012
Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной проходит в районном музее (деревянном) при свечах. Цель: раскрыть учащимся гуманность поэзии А.С.Пушкина; прикоснуться к поэтическому творчеству мастера русского слова, сплотить классный коллектив, родителей единым КТД в сотрудничестве с библиотекой, школьным музеем.
-
Искусство преодоления слова. Звукопись. Аллитерация как одно из основных средств создания художественного образа в стихотворении А.С. Пушкина "Анчар" 2012
Цель занятия: расширить и систематизировать представления учащихся об аллитерации, развитие умений анализировать поэтический текст, находить связь между формой и содержанием стиха.
-
Путешествие в сказочные миры 2012
Мероприятие представляет собой викторину с инсценировками. Материалом для заданий и инсценировок служат четыре произведения (Клайв Льюис «Племянник чародея», Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», Дж. Даррелл «Говорящий сверток»). Можно провести мероприятие внутри одного класса или сформировать команды из разных классов внутри параллели. Инсценировки репетируются заранее. Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов.
-
Интегрированные уроки предметов гуманитарного цикла (на примере изучения баллады В.А. Жуковского "Лесной царь") 2012
Работа представляет собой попытку рассмотреть известную балладу "Лесной царь" с позиций интеграции гуманитарных предметов "литература-музыка", "литература-МХК" (6-й класс - литература по программе Т.Ф.Курдюмовой; 10-й класс - на уроках МХК). Имея филологическое и музыкальное образование, автор не только сопоставляет тексты И.В.Гёте и В.А.Жуковского, но и анализирует вокальные и фортепианные воплощения этой баллады, а также манеру современных исполнительских интерпретаций "Лесного царя".
-
Урок внеклассного чтения "Надо помнить…" по повести А.Лиханова "Последние холода" для учащихся 6–7-х классов 2012
Цели урока: воспитание любви к чтению, развитие речи учащихся, воспитание доброты, благородства, человеческого участия.
-
Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума". 9-й класс 2012
Урок посвящен одной из актуальнейших проблем – проблеме судьбы поколения. Эта проблема очень четко поставлена в произведении М.Ю. Лермонтова «Дума». Анализируя произведения, написанные до «Думы» и после нее, ученики приходят к выводу, что эта тема была и остается актуальной во все времена и у всех народов.
-
Открытый урок литературы "Поэтический гербарий". 6-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями русских поэтов, легендами и песнями о цветах.
-
Урок внеклассного чтения "Шорская поэзия на примере творчества Т.Тудегешевой". 10-й класс 2012
Урок внеклассного чтения посвящен изучению шорской поэзии на примере творчества Т.Тудегешевой (региональный компонент). В своих стихах Т.Тудегешева воспевает красоту природы гор и рек Шории, осмысливает историческое прошлое родины. Как отмечают критики, в ее произведениях постоянно присутствует тема фольклора талантливого шорского народа.
-
Идея и художественные средства воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" 2012
На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Урок-лекция в 9-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы.
-
Лимерики. Из английского в русский. 7–8-е классы 2012
Написание нетрадиционных творческих работ является не только средством формирования умений и навыков речевого общения, но и, развивая образное мышление, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, так как современная система образования в большей степени нацелена на развитие логического мышления. Создание сочинений в жанре лимерика, а также литературный перевод лимериков с английского языка на русский вызывает огромный интерес у учащихся, так как требует от детей фантазии, воображения.
-
В таинственном мире баллады 2012
Мероприятие представляет собой театральную гостиную для учащихся старших классов. В сценарии обозначены баллады, на материале которых строится гостиная. Расписаны роли для участников и чтецов. Данное мероприятие знакомит учащихся не только с самим жанром баллады, но с историей развития жанра, с характерными особенностями данного жанра, с писателями и поэтами, обращавшимися в своем творчестве к балладам.
-
Образ собаки в повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2012
Урок литературы (внеклассное чтение) знакомит с образом собаки в произведении Г.Н. Троепольского, развивает умение классифицировать героев по заданному признаку, а также воспитывает учащихся в духе толерантности, любви к животным.
-
Преподавание литературы с использованием технологии опорных схем 2012
Задача уроков: проследить эстетическую преемственность между произведениями русской и современной литературой (романтизм – реализм – постмодернизм); формировать литературоведческие и исследовательские навыки у учащихся; провести сопоставительный анализ произведений русской литературы, объединенных общей тематикой: Россия и Кавказ.