Литература
-
Урок с использованием интерактивной доски при изучении темы "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" 2012
Разработанный прием использования интерактивной доски, позволит сохранять его в базе различных демонстрационных и методических материалов, которые можно применять на уроках многократно, записи могут быть вновь открыты при повторении пройденного материала. Интерактивная доска помогает сделать уроки живыми и привлекательными, позволяет преподнести ученикам информацию в разном диапазоне средств визуализации (таблицы, схемы, фотографии и др.) динамическими способами.
-
Урок литературы по теме "Слеза несбывшихся надежд". Рассказ Н.С. Евдокимова "Степка, мой сын". 11-й класс 2012
Актуализируя проблему коммуникативно ориентированного образования, автор предлагает методику обучения школьников целостному восприятию художественного текста как единицы языка, речи и культуры. Проблемный и лингвистический анализы текстовой информации, рефлексивно-аналитические задания (синквейн,"яркое пятно", портреты мира и войны) используются как средство формирования предметных компетенций учащихся и готовят к ЕГЭ по литературе.
-
Урок русского языка в 8-м классе "Стилистические возможности использования сказуемых различных видов в повествовательных и описательных текстах" 2012
Урок позволяет закрепить навык определения вида сказуемого в предложении, рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте, познакомить учащихся с совершенным образцом художественной прозы, используемым в качестве материала для комплексного анализа текста.
-
Урок литературного чтения "Утебай Турманжанов "Стать бы пчелою…"" 2-й класс 2012
Урок формирует навык анализа поэтического текста, дает представление об образных языковых средствах – эпитете, олицетворении, сравнении.
-
Интегрированный урок-обобщение "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" 2012
Интегрированный урок-обобщение по трагедии английского драматурга У.Шекспира «Ромео и Джульетта» прослеживает музыкальные и живописные мотивы в известном произведении. Учащиеся знакомятся с иллюстрациями к трагедии разных художников.
-
Единство проблемных и культурологических аспектов на уроках литературы 2012
Роман-эпопея «Война и мир» дает богатый материал преподавателю для культурологической работы на уроках. В современном контексте уроки литературы и русского языка могут и должны восприниматься как особое национальное явление, воплощающее духовные ценности русского народа, хранящее его историческую и эстетическую память, как источник знаний в разных областях национальной и общечеловеческой и культуры.
-
Театр Островского. Литературная игра. 10-й класс 2012
Цель игры: обобщение изученного материала по теме «Жизнь и творчество А.Н. Островского»; пополнение знаний в области театрального искусства; развитие монологической речи, творческой активности, коммуникативных навыков, умения работать с дополнительными источниками информации; воспитание эстетического чувства, любви к чтению.
-
Русская народная сказка. Обобщение. 3-й класс 2012
Урок с ИКТ проведен по УМК «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л.А. Ефросининой. Тема вызывает познавательный интерес у ребят, формирует чувства коллективизма и ответственности. В структуру урока включены разнообразные этапы, которые развивают эрудицию, стимулируют ученика, нацеливают на работу. Уровень материала высокой сложности.
-
Литературная гостиная "Лелеющая душу гуманность поэзии А.С. Пушкина" 2012
Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной проходит в районном музее (деревянном) при свечах. Цель: раскрыть учащимся гуманность поэзии А.С.Пушкина; прикоснуться к поэтическому творчеству мастера русского слова, сплотить классный коллектив, родителей единым КТД в сотрудничестве с библиотекой, школьным музеем.
-
Искусство преодоления слова. Звукопись. Аллитерация как одно из основных средств создания художественного образа в стихотворении А.С. Пушкина "Анчар" 2012
Цель занятия: расширить и систематизировать представления учащихся об аллитерации, развитие умений анализировать поэтический текст, находить связь между формой и содержанием стиха.
-
Путешествие в сказочные миры 2012
Мероприятие представляет собой викторину с инсценировками. Материалом для заданий и инсценировок служат четыре произведения (Клайв Льюис «Племянник чародея», Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», Дж. Даррелл «Говорящий сверток»). Можно провести мероприятие внутри одного класса или сформировать команды из разных классов внутри параллели. Инсценировки репетируются заранее. Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов.
-
Интегрированные уроки предметов гуманитарного цикла (на примере изучения баллады В.А. Жуковского "Лесной царь") 2012
Работа представляет собой попытку рассмотреть известную балладу "Лесной царь" с позиций интеграции гуманитарных предметов "литература-музыка", "литература-МХК" (6-й класс - литература по программе Т.Ф.Курдюмовой; 10-й класс - на уроках МХК). Имея филологическое и музыкальное образование, автор не только сопоставляет тексты И.В.Гёте и В.А.Жуковского, но и анализирует вокальные и фортепианные воплощения этой баллады, а также манеру современных исполнительских интерпретаций "Лесного царя".
-
Урок внеклассного чтения "Надо помнить…" по повести А.Лиханова "Последние холода" для учащихся 6–7-х классов 2012
Цели урока: воспитание любви к чтению, развитие речи учащихся, воспитание доброты, благородства, человеческого участия.
-
Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Дума". 9-й класс 2012
Урок посвящен одной из актуальнейших проблем – проблеме судьбы поколения. Эта проблема очень четко поставлена в произведении М.Ю. Лермонтова «Дума». Анализируя произведения, написанные до «Думы» и после нее, ученики приходят к выводу, что эта тема была и остается актуальной во все времена и у всех народов.
-
Открытый урок литературы "Поэтический гербарий". 6-й класс 2012
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими произведениями русских поэтов, легендами и песнями о цветах.
-
Урок внеклассного чтения "Шорская поэзия на примере творчества Т.Тудегешевой". 10-й класс 2012
Урок внеклассного чтения посвящен изучению шорской поэзии на примере творчества Т.Тудегешевой (региональный компонент). В своих стихах Т.Тудегешева воспевает красоту природы гор и рек Шории, осмысливает историческое прошлое родины. Как отмечают критики, в ее произведениях постоянно присутствует тема фольклора талантливого шорского народа.
-
Идея и художественные средства воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" 2012
На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Урок-лекция в 9-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы.
-
Лимерики. Из английского в русский. 7–8-е классы 2012
Написание нетрадиционных творческих работ является не только средством формирования умений и навыков речевого общения, но и, развивая образное мышление, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, так как современная система образования в большей степени нацелена на развитие логического мышления. Создание сочинений в жанре лимерика, а также литературный перевод лимериков с английского языка на русский вызывает огромный интерес у учащихся, так как требует от детей фантазии, воображения.
-
В таинственном мире баллады 2012
Мероприятие представляет собой театральную гостиную для учащихся старших классов. В сценарии обозначены баллады, на материале которых строится гостиная. Расписаны роли для участников и чтецов. Данное мероприятие знакомит учащихся не только с самим жанром баллады, но с историей развития жанра, с характерными особенностями данного жанра, с писателями и поэтами, обращавшимися в своем творчестве к балладам.
-
Образ собаки в повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2012
Урок литературы (внеклассное чтение) знакомит с образом собаки в произведении Г.Н. Троепольского, развивает умение классифицировать героев по заданному признаку, а также воспитывает учащихся в духе толерантности, любви к животным.
-
Преподавание литературы с использованием технологии опорных схем 2012
Задача уроков: проследить эстетическую преемственность между произведениями русской и современной литературой (романтизм – реализм – постмодернизм); формировать литературоведческие и исследовательские навыки у учащихся; провести сопоставительный анализ произведений русской литературы, объединенных общей тематикой: Россия и Кавказ.
-
Литературно-художественный конкурс в 9-м классе 2012
Цели урока: обобщение и систематизация знаний по литературе, развитие творческих способностей учащихся, развитие письменной и устной речи.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Весна". 5-й класс 2012
Этот интегрированный урок посвящен теме "Весна". По ходу урока перед учениками раскрывается яркость поэтического слова, его многозначность, звучат стихи о весне, ведется работа с картинами известных художников. Воспитательная роль урока заключается в том, чтобы учиться быть внимательными к поэтическому слову, понимать труд поэта, его душу, силу чувств. На примере видения весенней природы в стихах русских поэтов, у школьников формируется чувство гордости за русский язык.
-
"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина 2012
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути.
-
И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов") 2012
Автор знакомит учащихся особенностях русского национального характера. В ходе урока осуществляется осмысление образа главного героя с социальной, общечеловеческой и нравственной точки зрения, раскрывается атрибутика «лишних людей» и истоки зарождения «обломовщины». Урок способствует развитию художественного вкуса обучающихся, совершенствованию навыка анализа текста и характеристики литературных героев.
-
Тема детства в русской литературе (по произведениям А.П. Чехова "Мальчики" и М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2012
Изучая Стандарты второго поколения, можно заметить некоторые изменения, которые касаются изучения как русской, так зарубежной литературы. Если ранее обзор художественных произведений предлагался только старшеклассникам, то теперь такие темы есть и в средней школе. Таким образом, к 9–11-м классам учащиеся свободно смогут самостоятельно анализировать и обобщать необходимый материал, пользуясь при этом дополнительной критической литературой.
-
В сказочном царстве 2012
Разработка внеклассного мероприятия, в котором участвуют две или более команд, возглавляемых своими капитанами. Урок состоит из нескольких конкурсов. Независимое жюри выставляет командам оценки на подготовленных альбомных листах, на которых написаны цифры от 1 до 5. Каждый член жюри получает один комплект перед началом мероприятия.
-
Проектная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности учащихся 2012
Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволит учащимся «погрузиться» в определенную культурную эпоху, увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова и кисти. Занятие учит мыслить на уровне широких обобщений, получить навыки самостоятельной работы с информацией, воспитывает эстетический вкус и бережное отношение к национальной культуре.
-
Литературный час "…сохранить в себе душу…" (по новелле "Царь-рыба") 2012
"В его произведениях звучит страстный призыв к осознанию ответственности человека за всё, что происходит на Земле...", - так сказал о В.П. Астафьеве В. М. Михайлюк. Учителями-словесниками разработан устный литературный журнал "Диалоги с В.П.Астафьевым "Всему свой час и всякому делу под небесами...". В статье представлена четвертая страница журнала - "...сохранить в себе душу...".
-
Урок по теме "А.Блок и М.Врубель. Тема "демона"". 11-й класс 2012
Цели урока: познакомить учащихся с творчеством художника Серебряного века М.А.Врубеля; углубить понятие об образе-символе в искусстве символизма; совершенствовать навык сопоставительного анализа, коммуникативные умения учащихся.