Идея предлагаемого вашему вниманию урока родилась в процессе знакомства с материалами статьи Э.Безносова “Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце”, опубликованной в журнале “Литература – Первое сентября” (№38 за 2004 год). Я очень признательна автору за подсказанные новые подходы к рассмотрению повести М.Булгакова, тем более что это совпало с моими интересами и наработками в области интертекстуального анализа художественного текста и методическими поисками в области активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Данный урок был проведен для учителей-слушателей курсов повышения квалификации Института развития образования Республики Башкортостан.
Урок сопровождается презентацией. Приложение 2.
Урок литературы в 11 классе.
Повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” в контексте эпохи
(проблематика произведения)
- Формирование общекультурной компетенции в аспекте овладения учащимися элементами художественно-творческих компетенций читателя:
- развитие навыков анализа художественного текста (определение проблематики произведения, выявление авторской позиции, сопоставительный анализ, анализ эпизода, умение определять смысл образов-символов);
- обучение основам интертекстуального анализа текста
- Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие навыков устной и письменной речи, умений задавать вопросы, вести дискуссию по предложенной проблеме);
- Формирование учебно-познавательной компетенции (умения обозначать свое понимание изучаемой проблемы, умения формулировать выводы по результатам коллективного обсуждения);
- Формирование ценностно-смысловой компетенции (развитие умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих будущих действий и поступков)
- Формирование информационной компетенции (развитие навыков работы с художественным текстом, дополнительными литературоведческими источниками с целью самостоятельного поиска и анализа необходимой для решения учебной задачи информации; навыков обработки полученной информации через запись самостоятельных выводов по результатам обсуждения, составление схем и таблиц).
- Вступительное слово
Мы уже не раз в этом году убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.
- Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы?
Октябрьскую революцию 1917 года. Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.
В центре нашего внимания сегодня – сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце”. Повесть сатирическая, но мы сегодня не будем говорить о сатирическом мастерстве автора – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Об этом будет разговор на втором уроке по повести. Задача наша будет иной, и мы вместе ее определим.
- Беседа на восприятие прочитанного, актуализацию знаний
- Когда повесть была написана? (В 1925 г). Сразу ли напечатана? ( Только в 1987 г).
Обратимся к карточке-информатору №1 ( самостоятельное чтение) Приложение 1.
- Вы знакомы с содержанием повести. Можно ли сказать, почему повесть была запрещена к публикации?
- Что лежит в основе сюжета? (Научный эксперимент). Какой? В чем его суть?
- Только ли о научном эксперименте идет речь? Можно ли сказать, что слово “эксперимент” приобретает символическое значение?
Обратимся к карточке-информатору №2 Приложение 1.
- Случайно ли темой произведения стал эксперимент?
Повесть М.А.Булгакова прозвучала очень своевременно, стала отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами. Что же волновало самого писателя?
Итак, тема нашего урока – “Повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” в контексте времени. Проблематика произведения”.
И пойдем мы с вами не совсем обычным путем – мы будем опираться на интертекстуальные связи. Это одна из особенностей повести. Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране. С.Есенин, А.Фадеев, А.Серафимович, Е Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее, конечно, каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…
- Какое произведение было одним из первых литературных откликов на произошедшее? (Поэма А.Блока “Двенадцать”. Она была написана спустя всего лишь два месяца после революции).
Литературовед В.Я.Лакшин считает, что сближение имен Блока и Булгакова тем интереснее, что никаких внешних поводов для этого нет. Блок умер в 1921 г., когда Булгаков явился в Москву в мечтах о литературной славе. Более того, известно, что Булгаков, по его собственному признанию, с детства терпеть не мог стихов (“не о Пушкине говорю – Пушкин не стихи!”). Отношение к декадентской поэзии, к символизму и футуризму, было у писателя ироническим.[4]
Поэтому и интересно выявить ассоциативные и интертекстуальные связи повести Булгакова с поэмой Блока, а также с библейскими источниками. А материал для этого “Собачье сердце” дает: в тексте можно найти схожие образы, скрытые цитаты, реминисценции, аллюзии
(Запись терминов в тетрадь – смотрим определение в карточке-информаторе №3 - Приложение 1).
А когда мы проведем интертекстуальный анализ повести, то сразу увидим те проблемы, которые волнуют автора произведения.
По ходу анализа составляем таблицу. Сделайте заготовки в тетради.
3. Интертекстуальный анализ повести Булгакова и поэмы А.Блока.
В основе беседы будет работа, выполненная учащимися дома: им надо было найти в повести “Собачье сердце” переклички с поэмой А.Блока “Двенадцать” на уровне образов (природных, животных), персонажей, символов, деталей., определить их смысл.
- Когда были написаны произведения А.Блока и М.Булгакова и какова была цель каждого из авторов?
- Есть ли в произведениях общие природные образы, образы животных? Каков их смысл у А.Блока и у М.Булгакова?
- Есть ли похожие персонажи? Какие идеи связаны с этими героями?(вопросы конкретизируются по ходу беседы)
Параметры, аспекты сопоставления |
А.Блок |
М.Булгаков |
1.Дата написания произведения |
январь 1918 г. |
1925 г. (действие начинается в декабре 1924 г.) |
2. Замысел автора |
передать восприятие происходящего, свои ощущения по поводу революционных событий, высказать появившиеся сомнения - услышать “музыку революции” |
осмысление и оценка первых результатов революционных преобразований (7 лет!) *Какая оценка дана? |
3. Образы а). Вьюга, метель, снег |
Символ разгула стихии, противоречивой и непредсказуемой, которая может принести и очищение, и гибель. Символ перемен, уничтожения старого “страшного мира” (“ветер веселый и зол, и рад…”) (Герой Блока выходит навстречу метели, на улицу) |
Нечто неизбежное и враждебное. Символ разрушения. (“Вьюга в подворотне ревет… отходную”, “ведьма – сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню…задушила слова и замела пса”, “… на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала”, “вьюга захлопала из ружья над головой”, “гражданин уверенно пересек в столбе метели улицу…”) (Герой Булгакова пересекает улицу и уходит в Дом.) |
б). Представитель старого мира (господин) |
“Стоит буржуй на перекрестке и в воротник упрятал нос” Герой в сомнениях, он на перепутье, “стоит безмолвный, как вопрос” |
Господин в шубе – “именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин”. Чувствует себя уверенно. *Как определил это Шарик? |
в). Собака |
Пес “паршивый”, “шелудивый”, “голодный”, “нищий”, “холодный”, “безродный” - символ старого мира + символ бесовского в душах людей, того темного, что мешает им на извечном пути к счастью (наследие прошлого) |
Шарик – обиженный (“обожженный”) революцией, пролетарием. Помнит лучшие старые времена, дает точные оценки переменам и т.д. Повесть начинается с монолога собаки! Слово “паршивый”, сказанное Зиной, вызывает неудовольствие профессора |
г). Плакат |
“Вся власть Учредительному собранию” - примета времени |
“Возможно ли омоложение?” - тоже примета времени |
д). Число 12 |
- число красногвардейцев - 12 “апостолов” новой “веры” - символ перемен (граница между старым и новым) |
Последовательно используется это число: - действие начинается в декабре 1924 г. (в полдень “колпак” угостил пса кипятком) - 24.12 – улучшение после операции - 31.12 в 12ч.12мин. пес отчетливо произнес первое слово “А-б-ы-р” 12.01 – пес поддерживает разговор |
Вы видите, что общих образов много. Но совпадает ли их смысл? Одинаково ли смотрят на революционный процесс авторы?
Некоторые исследователи считают, что повесть М.А.Булгакова – это негатив “Двенадцати”, своеобразная полемика с А.Блоком.
- Вспомните: как принял революцию А.Блок? (Как символ перемен, свержение старого “страшного” мира, как надежду на лучшее).
- А как относился к революции М.Булгаков? ( зачитываем отрывок из письма Правительству: “глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции”)
Учащиеся формулируют и записывают выводы по итогам интертекстуального анализа (Зачем М.Булгаков постоянно “отсылает” нас к поэме А.Блока “Двенадцать”?).
4. Библейские параллели в повести.
Попробуем проверить справедливость вышеупомянутого мнения критиков через наблюдение и за другим ассоциативным рядом – рассмотрим некоторые “переклички” повести с библейскими сюжетами и мотивами.
- Когда сделана операция? С чем совпадает дата? (24 декабря, в канун католического Рождества).
- Когда завершилось очеловечивание Шарика? (6 января, т.е. в канун православного Рождества, отпал хвост – последний анатомический рудимент).
Т.о., вся история превращения Шарика из собаки в человека приурочена к рождественскому циклу и приобретает антисакральное звучание (сакральный – тайный, священный).
- Какое слово произнес Шарик первым? А-б-ы-р – т.е. РЫБА наоборот. Рыба есть символ Христа в мифологии (слово “ихтис” расшифровывалось как аббревиатура формулы “Иисус Христос, Божий сын, Спаситель”. Атрибутом Папы Римского является кольцо рыболова, на котором изображен Св.Петр в виде рыболова. Кстати, в алхимии рыба считалась символом мистического перерождения).
- Что может обозначать тот факт, что Шариков произносит первое слово рыба” наоборот? То, что будет описано в повести, имеет антибожественное, сатанинское звучание.
- Есть ли в повести еще реминисценции из Библии? Наводнение в квартире -- ветхозаветный Всемирный потоп. Эпизод затопления квартиры по вине Шарикова – своего рода пародия на библейскую легенду, смысл которой – гибель мира, погрязшего в пороках и грехах. Тема гибели культуры, цивилизации станет одной из главных в творчестве Булгакова.
- А какие ассоциации вызывает у вас фамилия профессора? Борменталь называет его “Творцом”, Шарик – “божеством”, “жрецом”. Профессор вольно или невольно в пылу своих научных экспериментов посягает на миссию Бога. А вправе ли он это делать?
- Какова цель его научных опытов? Омоложение, т.е. улучшение человеческой породы, а это посягательство на естественные законы Эволюции.
- Давайте посмотрим, как описана сама операция (выборочное чтение из гл.4) – при чтении эпизода следует обратить внимание ребят на “говорящие” детали: например, на руках профессора и его ассистента черные перчатки, скальпель постоянно называется ножиком (кстати, снова возникает параллель с поэмой А.Блока - “Уж я ножичком почешу, почешу”) и пр.; на описание внешности профессора Преображенского во время операции – одеяние, выражение его лица, ремарки, сопровождающие реплики, действия, сравнение его с сытым вампиром и пр. Чтение дает очень интересный материал для наблюдения и выявления авторской позиции по вопросу о революционных преобразованиях и рождении нового человека.
- Что же описано? Никак не священнодействие, а служение Дьяволу, это антимесса.
Т.о., Булгаков уже в самом начале повести целым рядом деталей, ассоциированных с библейскими текстами, предупреждает, что эксперимент профессора ошибочен, античеловечен. За сиюминутным и временным угадывается вечное.
5. Подведение итогов анализа
Проведенный анализ дает нам богатый материал для определения проблематики произведения.
Сформулируйте, пожалуйста, проблемы, которые, на ваш взгляд, поставлены в этом произведении (социальные, нравственные, научные, философские). Учитывайте то, о чем мы сегодня говорили.
Примерные варианты:
- Революция или эволюция как пути развития человечества.
- Роль интеллигенции в обществе
- Проблема террора как способа управления людьми
- Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований
- Место культуры в системе общественных ценностей
- Ответственность человека за результаты своей деятельности
- Человек и власть (власть для человека или человек для власти) и т.д.
6. Домашнее задание. Задание по группам
- а) Повторить определения иронии, сарказма.
- а) Повторить определение гротеска.
б) Выбрать материал для характеристики Преображенского (портрет, образ жизни, нравственные принципы, уровень культуры, отношение к людям, оценка им революционных изменений). Можно ли назвать профессора Преображенского положительным героем? Можно ли считать его безупречным человеком?
б) Выбрать материал для характеристики Шарикова (кто принимает участие в его воспитании и как; результаты этого воспитания – отношение к людям, стремления). Чем опасны Шариковы? Что имел в виду профессор, сказав: “…весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце”?
Литература
- Айзерман Л.С. Верность идее и верность идей (Из уроков 1990/91 года). Статья первая // Литература в школе. – 1991. - № 6. – С. 103-112.
- Безносов Э.Л. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце” // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 38.
- Горький М. Несвоевременные мысли (Из статей, написанных для газеты “Новая жизнь”в 1917-1918 годах) // Литература в школе. – 1991. - №1. – С.30-50.
- Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе. – 1993. - №3. – С.18-23.