Отправными точками при изучении литературы в 11-м классе становятся понятия “Писатель и эпоха”, “Читатель и эпоха”. В связи с этим особое значение должно быть отведено теме революции, ведь это действительно была ЭПОХА в истории России, которая принесла с собой новое государство, новую культуру, нового человека. Задача уроков литературы – показать альтернативный взгляд писателей в освещении этой темы. Данный материал представляет собой разработку уроков литературы (2 часа) в 11-м классе по теме “Революция и гражданская война в прозе 20-х годов”.
Обращение к творчеству Б.Пильняка не случайно, ведь он, по образному выражению В. Шкловского, – “отражение революции”. В основе урока – метод аналитического чтения. Ученик выступает в роли исследователя не только текста, но и своеобразного авторского стиля, выходя на важные общечеловеческие проблемы, которые не отменяет даже эпоха великих преобразований. Рефреном через весь урок проходят слова “Всё это разгадаешь ты один.” из стихотворения А.Ахматовой “Памяти Бориса Пильняка”, взятого в качестве эпиграфа к уроку. Это позволяет не только настроить учеников на самостоятельный творческий поиск, но и приблизиться к авторскому стилю (у И.О. Шайтанова читаем: “Пильняк любит повторы, до навязчивости. Повторяя, он монтирует, связывает… напоминает о том, что ничто не окончательно, всё можно представить с другим продолжением”).
Всё это разгадаешь ты один…
Когда бессонный мрак вокруг клокочет,
Тот солнечный, тот ландышевый клин
Врывается во тьму…
А.Ахматова “Памяти Б.Пильняка”
Цели урока:
- Обучающая: познакомив с личностью и творчеством Б.Пильняка, расширить представление о литературе 20-х годов 20 века, основной темой которой стала революция; путём поэтапной работы с предложенным текстом подготовить к написанию письменной работы.
- Развивающая: продолжить работу по развитию аналитических умений: умения выделять ключевые слова, строить развёрнутые высказывания, сопоставлять, систематизировать, делать выводы.
- Воспитательная: создать условия для размышления о вечных категориях любви и смерти, о том, что общечеловеческие законы не отменяет даже необходимость исторического изменения в обществе.
Оборудование урока:
- портрет Б. Пильняка;
- плакаты и картины, передающие содержание эпохи;
- пейзажные зарисовки к рассказу, сделанные учениками:
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Опережающее задание: прочитать дома рассказ Б.Пильняка “Без названья”; 2 часть текста разбить на фрагменты и озаглавить их.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Метафорическое представление истории, эпохи, темы урока…, создание эмоционального настроя
Какие образы возникают при слове революция? (выслушать ответы учеников)
Революция… Стихия, сметающая всё на своём пути!? Размах и последствия этой стихии не всегда предсказуемы, прежде всего, для человека… Именно человек, подхваченный идеей обновления, готов принести на алтарь революции всё… А готов ли? А всякий ли человек?..
Революция – метель… Человек в метели, едва различимый, издалека не узнанный, – кто он?..
Всё это разгадаешь ты один…
Эти слова, вынесенные в заглавие нашего урока, настраивают нас на творческий поиск. Да, да… Это не только первая строка эпиграфа к уроку, взятого из стихотворения А.А. Ахматовой “Памяти Б.Пильняка”, но и обращение к Вам, талантливые читатели, способные к вдумчивому прочтению непростого текста необычного писателя первой трети 20 века.
Знакомство с писателем
Б. А. Пильняк (настоящая фамилия Вогау) – своеобразная фигура в панораме советской литературы 20-х годов. Печататься начал рано, ещё до революции, но его лучшая пора – это 20-е годы. Революцию и гражданскую войну он прожил и близко наблюдал в провинции, об этом его первый и самый знаменитый роман “Голый год” (1921 год). За Пильняком сразу была признана репутация экспериментатора, порвавшего с классической традицией русской прозы. Кажется само время, утратившее все формы и рамки, создавало его яркую прозу, эмоциональную, склонную к плакатной описательности.
“О Пильняке нельзя говорить, талантлив или нет, – его надо принять какой он есть, ибо он – отражение революции”. Борис Пильняк едва ли не первым показал, что русская революция внутренне враждебна культуре 20 века. Она стихийна. Писатель ввёл ставшую популярной метафору “кожаные куртки”. За ней без труда угадывались большевики, которые у него бессмысленно и “энергично функционируют”, которые, не задумываясь, готовы принести в жертву исторической необходимости, идее и себя, и любого человека, и всё человечество.
Мотивация на поиск-исследование
Рассказ, речь о котором пойдёт сегодня на уроке, был написан 7 ноября 1926 года (годовщина революции), а впервые опубликован 18 декабря 1926 года в журнале “Вечерняя Москва” под названием “Сильнее любви”. Почему же окончательный вариант заглавия звучит иначе? Что скрыто за метафорой “без названья”?
Всё это разгадаешь ты один…
2. Выявление первичного восприятия
Дома вы прочитали рассказ Б.Пильняка “Без названья”. Попробуйте сформулировать в одном предложении, о чём этот текст, выделите ключевое слово в своей формулировке и аргументируйте свой выбор (все предложенные варианты записываются на доске и в тетради, подчёркиваются ключевые слова). В конце урока после аналитической беседы мы вернёмся к вашим формулировкам, чтобы посмотреть, насколько они согласуются с авторской позицией и приближают нас к разгадке заглавия.
3. Аналитическое исследование текста
Мы уже говорили, что Б. Пильняк отказывается от традиций русской классической прозы. Прежде всего, это выразилось в том, что в его рассказах нет традиционного сюжета. Есть фрагменты повествования, которые скрепляются ассоциативными связями, повторами. Отчасти объяснение этому находим в высказывании А.Белого: “Революцию взять сюжетом почти невозможно в эпоху течения её…” Разрозненные картины действительности в рассказе – это жизнь, взломанная революцией.
Рассказ состоит из 3-х частей. В каждой части выделим отдельные фрагменты повествования и попробуем осмыслить движение авторской мысли в рассказе.
Первая часть
Сумерки сливались с сумерками…
Мы думали о ушедшем.
Б.Пильняк. Год. Стихотворение в прозе,1911.
Сколько фрагментов вы бы выделили в 1 части? – 2(3)
По какому принципу? – отдельные абзацы.
Что они собой представляют? 1 абзац – тезис-утверждение; 2 – осенний пейзаж; 3 – городской пейзаж
Обратимся к тексту. Какое настроение создаёт первый пейзаж? Выделите знаковые слова, определяющие настроение, цвет, звук. На чём останавливается ваш взгляд во втором пейзаже? Меняется ли интонация повествования, настроение? За счёт чего?
После осмысления 1 части – письменный вывод в тетради: на чём основана связь фрагментов в этой части?
Всё это разгадаешь ты один…
Работа с текстом.
Тезис: “труднее пройти” (= переступить и жить дальше, будто ничего не произошло?)
Осенний пейзаж: тревожные ожидания, мотив предательства: “осины шелестят иудами”; ощущение беспомощности, приговорённости, страха. От сумерек к ночи = безнадёжность перед надвигающейся стихией мрака, хаоса, смерти.
Каждая эпоха имеет свой цвет, звук. Цвет: красно-коричневый (“каракатичная кровь ночи”), переходящий в тушевый мрак, в котором ничего не видно! Никакого просвета, глухая стена! Звук – шелест, шепот…
Перед нами психологический пейзаж, помогающий понять душевное состояние, чувства, мысли… Читатель находится в состоянии эмоционального напряжения…наравне с героем, автором… (с этими выводами перекликаются и иллюстрации, сделанные учениками, см. приложения)
Городской пейзаж: мрак; только плещется красное знамя = воплощение идеи;
цвет: “багровый” (ср. обагрить кровью) в чёрном небе; есть ощущение присутствия героя, который даже не назван по имени и которого НЕ ВИДНО! “Город несёт осколки (всё, что осталось от жизни, разбившейся о стену революции) своих РОКотов” (рок – несчастливая судьба, рокот – однообразный раскатистый гул)…
Сколько общего в этих двух фрагментах! “Очень трудно пройти… – мочежина… – нога увязнет… – в прошлом…”
Вывод: фрагменты первой части – это своеобразный эпиграф, зачин рассказа, создающий атмосферу произведения, тревожную, хаотичную, отражающуюся как в природе, так и в человеческой душе. В нем уже заявлена авторская позиция. С самого начала Б.Пильняк сталкивает природное (вечно сопровождающее человека) и историческое (вроде торжествующее!), но перспектив не видно. Природа и история сходятся для спора, вечное с быстротечным... Кто победит?
Всё это разгадаешь ты один…
Вторая часть
Не нужно было людей.
Было лето.
Мы любили.
Б. Пильняк. Год. Стихотворение в прозе, 1911.
Вторая часть возвращает нас к событиям 20-летней давности. Появляются герои.
Дома вы должны были разделить 2 часть на фрагменты и озаглавить каждый фрагмент.
Сколько фрагментов выделили? – 6.
- Двадцать лет назад.
- Он, она и тот третий.
- Был июнь месяц.
- Путь к убийству.
- Суд над негодяем.
- Возвращение.
Выделите кульминационный фрагмент!
После аналитической работы с текстом 2 части –
письменный вывод в тетради: как через
художественные средства показано авторское
отношение к происходящему?
Посмотрим, как автор подводит героев к событию,
ставшему кульминационным не только в рассказе,
но и в их жизни? Авторское отношение выражается
через пейзаж, портрет, диалог, язык и стиль
произведения.
Работа с текстом.
Второй фрагмент: героев – трое (см. в 1 части:
“треугольник иудиных виселиц”), эти трое
объединены мотивом предательства.
Он и Она – сами “вызвались убить” (за идею!),
добровольно выбрали миссию палачей; вызвавшись
убить, уже убили любовь, так как любовь – сила
созидающая, а не разрушающая. Третий –
“мерзавец, негодяй”, предавший идею, осуждён (в
революции идёт отбор человеческого материала).
Третий фрагмент – лирический (антитеза 1
части). “Июнь”, “о первой любви”, “белой, как
ландыши”…Не тот ли это “солнечный, ландышевый
клин”, врывающийся во тьму (см. эпиграф к уроку)?
Всё это разгадаешь ты один…
Фрагмент создаёт ощущение теплоты, добра,
покоя… Цвет белый = чистый, ещё не омрачённый
кровью… Но что-то настораживает… “Весело играли
во влюблённых”, “в любви, как мартовские льдинки
под ногою”… Очень хрупкое, ранимое чувство…
Один неосторожный шаг… Одно неосторожное
слово… Но “не говорили ни разу”!
Четвёртый фрагмент. Настойчиво повторяется
ДОЛЖНЫ убить, пойти…У них нет выбора?! По
социальным меркам они – люди долга, по закону
природы – убийцы… “Чёрной стеной стал за
осинами сосновый лес”… С этого момента чернота
будет сгущаться в их жизни…
Пятый фрагмент – кульминационный! Она
осталась… он “пошёл во мрак”…
Белой надеждой на спасение любви мелькнуло её
“белое платье”… Но герой уходит в ночь…
“Выстрелил”! Обращает на себя внимание лицо
жертвы. Почему “лицо улыбается”? Что здесь:
покаяние, насмешливость над превратностью
судьбы, счастье?.. Человек с улыбкой принимает
смерть. Она для него освобождение?! А для героев?
Всё это разгадаешь ты один…
Шестой фрагмент. “Торжественность тишины”… Еще одна душа приобрела покой… Но нет торжества от осознания выполненного долга… “Ни слова не сказали друг другу…”
Третья часть
Прошла осень.
И мы разошлись.
Б.Пильняк. Стихотворение в прозе, 1911.
В чём особенность третьей части? Повтор
пейзажей 1-ой части и тут же объяснение причины,
почему память до сих пор хранит. НЕ ЧЕЛОВЕКА УБИЛ,
А ЛЮБОВЬ! Ради чего? Ради красного знамени! Он –
убийца, не осознавший сразу: “очень трудно
убить…, но гораздо труднее пройти через смерть:
так указала биология природы человека”.
Композиция рассказа – кольцевая (=круг, петля,
замкнутый круг, в котором ничего не видно!)
4. Рефлексия
Главная авторская мысль – убил любовь! А для
чего? – “ничего не видно”! В этом и ужас, ведь
любовь принесена в жертву неопределённому
будущему!
Авторский стиль передаёт незаконченность
настоящего, непредсказуемость будущего и
обнажённость прошлого (прошлое как зияющая рана!)
Весь рассказ – “одинокий крик человека,
зовущего жизнь вернуться…, одеть оголённые души,
познать радость…” любви…(перекличка с
эпиграфом к уроку). Но пока крик не услышан –
мрак! Ничего не видно!
Ещё раз вернёмся к вопросу: о чём рассказ? Выходим
к осмыслению заглавия (все предложенные варианты
записываются на доске и в тетради):
- “… по странному закону природы…”, которому нет названья
- нет человека – нет названья…
- существование государства, ради которого они совершили убийство, лишается смысла. Рассказ – названия…
- поиски новой правды, которой нет названья…
- эпоха, которой не найти другой метафоры, кроме этой…
- судить людей не мне, но мой удел размышлять. Я размышляю, а читателям предлагаю…
Всё это разгадаешь ты один…
5. Домашнее задание.
Написать рецензию на рассказ Б.Пильняка, придумав работе своё название.