Литературная игра для 5-го класса "Сказочный поезд"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: активизация имеющихся у детей знаний о сказках.

Задачи:

  • Обучающие:
    • закрепить понятия: народная и литературная сказка, сказочные зачин и концовка;
    • продолжить формировать у учащихся умение определять виды сказок;
    • привлечь внимание детей к авторам прочитанных книг.
  • Развивающие: продолжить развивать мышление и речь учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к народным и литературным сказкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации «Волшебные предметы», «Сказки о Волке», «Литературные сказки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие: мы отправимся с вами в путешествие по стране сказок. Люди путешествуют разными способами. Какие средства передвижения вы можете назвать? Действительно, одни идут пешком, другие ездят на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, кто-то путешествует на водных видах транспорта (катере, яхте, корабле), а мы с вами отправимся в наше путешествие на сказочном поезде.
Наше путешествие будет проходить по нескольким станциям, как они называются, вы узнаете по ходу путешествия.
У нас сегодня 3 команды, после выполнения задания на каждой станции вам предстоит выбирать одного представителя, который будет озвучивать ваше решение.
Вы должны помнить о культуре поведения. Вы знаете, что необходимо уважать мнение каждого участника нашей игры, нельзя перебивать друг друга, громко кричать и критиковать ответы других. За нарушение дисциплины будут сниматься баллы.
Итак, мы начинаем.

3. Станции:

Станция «СКАЗОЧНЫЕ ЗАЧИНЫ»

Любая сказка имеет свое начало. Как оно называется в теории литературы? (Зачин)
1 станция, которую мы посетим, называется «Сказочные зачины». Предлагаю вам вспомнить сказочные зачины. За каждый зачин вы получите один балл. На выполнение этого задание – 4 мин.
(«В некотором царстве, в некотором государстве..», «В стародавние годы в неком государстве, в не в нашем государстве…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был…»).
Молодцы. Теперь мы отправляемся в путь, и следующая станция будет посвящена сказкам, с которыми каждый человек встречается в детские годы. Как вы думаете, о каких сказках идет речь?

Станция «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

Итак, мы на станции «Русские народные сказки». Я уверена, что вы знаете очень много русских народных сказок.
Вспомните, какие виды русских народных сказок существуют? За правильный ответ команда получает 3 балла. Правильно, есть волшебные, бытовые и сказки о животных.
Ребята, а какие герои часто встречаются в сказках о животных? (Медведь, лиса, волк и др.)
Сейчас вам надо будет за 5 минут вспомнить как можно больше сказок, в которых главным героем был ВОЛК. За каждую сказку вы получаете 1 балл.
Итак, послушаем, какие сказки вы вспомнили.
Молодцы. А теперь посмотрите на экран: перед вами иллюстрации из сказок, в которых главным героем был ВОЛК. Все ли сказки вы вспомнили? (Приложение 1).
Молодцы, вы хорошо знаете сказки о животных, а теперь мы приближаемся к станции «Волшебные предметы», на которой мы проверим ваши знания волшебных сказок.

Станция «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Ни одна волшебная сказка не обходится без волшебных предметов, которые помогают героям.
Сейчас вы увидите разные волшебные предметы. Вам надо отгадать, что за волшебный предмет перед вами, для чего он нужен, где и кем он использовался.
За правильный ответ – 4 балла, если все названо. (Приложение 2)
Молодцы, а теперь вы снова отправляемся в путь и следующая станция, которую мы посетим, называется «Литературные сказки».

Станция «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Кроме народных, есть еще и литературные сказки. Ребята, а чем отличаются эти сказки? (у литературных сказок есть автор, а народные создал народ, конкретного автора назвать нельзя).
Каких авторов литературных сказок вы можете назвать? (А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Г.Х. Андерсен, А.К. Толстой и др.)
Сейчас вам надо вспомнить содержание литературных сказок, которые вы читали в классе и самостоятельно. Каждой команде будет предложено несколько вопросов с вариантами ответов, если команда дает неправильный ответ, то у соперников есть возможность заработать балл для своей команды. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл. (Презентация «Литературные сказки»)

1. Какая из этих сказок принадлежит перу Г.-Х.Андерсена?

  • «Незнайка и его друзья»
  • «Маленький Мук»
  • «Огниво»

2. Какая из этих сказок не принадлежит перу А.С.Пушкина?

  • «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • «Конёк-горбунок»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Какую сказку написал В.А. Жуковский?

  • «Маленький Мук»
  • «Спящая царевна»
  • «Волшебное кольцо»

4. Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане…»?

  • «Во поле береза стояла…»
  • «Калинка-малинка»
  • «Во саду ли, в огороде…»

5. Кого Маленькая разбойница из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» дала в помощь Герде?

  • Жар-птицу
  • Оленя
  • Конька-горбунка

6. Что попало в глаз Каю из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»?

  • снежинка
  • пылинка
  • осколок зеркала

7. Какого персонажа нет в сказке «Приключения Буратино, или Золотой ключик»?

  • Коломбина
  • Пьеро
  • Арлекин

8. Как звали царя в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»?

  • ГВИДОН
  • АЛЕКСЕЙ
  • МАТВЕЙ

9. Во что превратилась Русалочка из сказки Г.Х. Андерсена, когда принц женился на другой девушке?

  • в радугу
  • в морскую пену
  • в облако

10. Этот сказочный герой из сказки Г.Х. Андерсена был изготовлен из очень легкого металла?

  • утенок
  • солдатик
  • Щелкунчик

11. О какой героине из сказки А.С. Пушкина эти слова: «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…». Назови сказку.
12. Для чего Буратино продал свою Азбуку?

  • чтобы купить билет в театр
  • чтобы купить папе Карло новую куртку
  • чтобы купить билет в цирк

13. В кого превращался князь Гвидон, отправляясь в гости к царю Салтану?

  • в комара
  • в бабочку
  • в стрекозу

14. Что сгубило царевну в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?

  • отравленный напиток
  • отравленная игла
  • отравленное яблоко

15. Как звали королевича в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях»?

  • Гвидон
  • Елисей
  • Иван

Станция «СКАЗОЧНЫЕ КОНЦОВКИ»

Последняя станция, которую мы посетим, посвящена окончанию сказок. Как оно называется в теории литературы? (Концовка)
Предлагаю вам вспомнить сказочные концовки. За каждую концовку вы получите один балл. На выполнение этого задание – 4 мин.
(«На том пиру и я был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»,
«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи»,
«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец»,
«Погостили они, попировали и поехали в свое царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать»)

4. Подведение итогов

Наше путешествие в мир сказок подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили русские народные и литературные сказки, сказочные зачины и концовки.
Что вам еще запомнилось из нашего путешествия?
Итак, подведем итоги: на доске вы видите результаты нашей игры. Выиграла команда…, второе место у команды…, третье – ..
Награждение.