Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. Поэтому одной из основных задач коррекционного обучения является развитие речи и мышления умственно отсталых школьников, в том числе развитие речи путем обучения сочинению сказок.
Развитие речи путем обучения сочинению сказок носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
– учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
– формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;
– учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
– пополнять словарный запас учащихся;
– формировать нравственные качества школьников.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Цели урока:
– формировать представления учеников о волшебной сказке;
– учить сочинять продолжение сказки;
– развивать логическое мышление, фантазию, воображение;
– развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас;
– прививать детям интерес к чтению;
– воспитывать уважение к сказкам, чувство восхищения, веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе
Оборудование: плакат “По дорогам сказок”, карточки Проппа, карточки с отрывками из сказок, магнитофон, сборник детских песен
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение цели урока.
Ведущий (входит в костюме Бабы Яги):
– Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте, мои конопатенькие. Чего притихли? Наверно, очень мне обрадовались. А кто я, хоть узнали? Правильно, Баба Яга. А откуда я? (из сказки) Тоже верно. А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо….
Сегодня у вас не простой урок, а урок-путешествие в сказку. Меня попросили (как самую умную и красивую) провести вас по дорогам сказок. Только вот дороги эти не просты. Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на хитрые вопросы, помочь сказочным героям, да и самим не оплошать: выступить в роли сказочников. А за это вы будете получать вот таких “смешариков”. У кого их окажется больше – те будут награждены волшебными медалями. Ну, а я, как могу, помогу вам. Для хороших людей ничего не жалко.
Я вот, бывало, встречу Ивана-царевича, так и баньку ему, и стол со скатертью, и беседу поддержу…. Да…о чем это я? Вспомнила.
2. Загадки Страж Ворот.
– Чтобы в сказку попасть и не заплутать, нужно вам, касатики, отгадать загадки Страж Ворот – двух из ларца, одинаковых с лица. Только вот боятся они вам показаться, поэтому сделались невидимыми и стоят тут рядом со мной, ждут своей очереди. Но голоса не утратили, поэтому слушайте внимательно и отгадывайте правильно, поднимая руку. За правильный ответ – “смешарик”.
(Включается запись загадок)
***
Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (Дюймовочка)
***
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил! (Красная Шапочка)Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)
(Звучит волшебная музыка)
– Вот вы и справились с первым заданием, яхонтовые мои. Вышли на сказочную тропинку. Открою вам секрет: это ведь Василиса Премудрая послала меня к вам, чтоб я вас испытала, а если не понравитесь вы мне, тут уж мне и карты в руки: люблю я некоторых, ягодки мои, на лопату садить, да в печь высаживать…. Да…о чем это я? Ах, да.
3.
Дидактическая игра “Чьи это вещи?”– Посмотрим, как вы сможете узнать одного забияку, которого я заколдовала за хвастовство и неуважение к старшим: прозвища он, видите ли, придумывает приличным людям.
(На доске плакат с нарисованным Карлсоном, украшенным шляпой Незнайки, носом Бабы Яги, ушами Чебурашки, бантом Кота Леопольда, сапогами Кота в сапогах, с корзинкой от Красной Шапочки) <Рисунок 1>
Задание такое: нужно убирать по одному предмету, отгадывая его по моим историям и песням сказочных героев.
За правильный ответ получаете “Привет”!
1) “Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота.”
– Из какой сказки прочитанный отрывок? (“Кот в сапогах”)
– А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? (сапоги)
(Ведущий снимает с плаката сапоги)
2) Звучит песня Чебурашки.
– Какой герой спел про себя эту песню? (Чебурашка)
– А чем Чебурашка знаменит? (ушами)
(Ведущий снимает с плаката уши)
3) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”
– И кто это у нас такой добрый, сладенькие мои? (Кот Леопольд)
– Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту)
(Ведущий снимает с плаката бант)
4) Звучит песня Красной Шапочки
– Девочка пела в темном лесу:
– Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка – словно малина!
Наверное, это Мальвина? (Нет, это Красная Шапочка)
– И какой предмет здесь от Красной Шапочки? (корзинка)
(Ведущий снимает с плаката корзинку)
5) – А этот герой, если запоет, то всем худо станет. Я давно говорила, что ему медведь на ухо наступил! Поэтому я лучше про него расскажу:
– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.
– Догадались, кто это? (Незнайка).
– А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа)
(Ведущий снимает с плаката шляпу)
6) Звучит куплет частушек от Бабок Ежек.
– Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? (Бабки Ежки)
– А что придает нам такое изящество и красоту? (нос)
(Ведущий снимает с плаката нос)
– Так, и кто же это у нас получился?
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно. (Карлсон)
– А чего не хватает Карлсону? (пропеллера)
(Ведущий прикрепляет пропеллер)
– Да…а было лучше…. Ну да ладно, и с этим испытанием вы справились, внимательные мои. Этак дальше пойдет, так я совсем голодная останусь….
4.
Дидактическая игра “Мешочек волшебных вещей”.Задание: по одному достаете предмет из мешочка и отгадываете, как называется этот предмет в сказках. <Рисунок 2>
– Отгадайте их, а нет – голова с плеч…. Шучу, шучу.
(Дети вынимают предмет из мешочка. Если не могут отгадать, ведущий дает подсказку).
– Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд, незаменима в игре “догонялки” (сапоги-скороходы).
– Предмет кухонного убранства, находка для гурманов, необходима для приглашения всего класса на чаепитие (скатерть-самобранка).
– Волшебный головной убор, незаменим в игре “прятки” (шапка-невидимка).
– Самый безотказный меч богатыря, можно подарить маме на 8 Марта для нарезки колбасы (меч-кладенец).
– Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания, нужна всем и всегда (волшебная палочка).
– С помощью этого предмета мастерятся разные разности, но также можно вывести из строя одного закадычного дружка Бабы Яги, часто пропадает в стоге сена (игла).
5. Игра “Сделай предмет волшебным”.
– Ладно, ладно. Больно вы прыткие, умненькие мои.
А вот попробуйте наделить волшебными свойствами обычный предмет. Расскажите, как он сможет нам в дороге пригодиться. (Раздаются предметы: карандаш, резинка, мел, листок, книга)
(Ответы детей)
– Молодцы, сливовые мои. Даже у Василисы Премудрой нет таких советников.
6. Игра “Салат” из сказок”.
(Ребятам выдаются карточки с отрывками из сказок. Они их читают и отгадывают).
В стране сказок принято угощать гостей, но не просто салом со сгущенкой, а салатом из сказок.
Как в любом салате, в нем много разных частей – сказочных историй. Когда они все перемешались, появилась новая сказка. Определите, из каких сказок она составлена. Руку первый подними и “смешарик” получи!
1 карточка. “Жила-была девочка, у которой были такие маленькие, изящные ножки, что она то и дело теряла одну из своих туфелек”. (Золушка).
2 карточка. “И вот однажды девочка нашла в саду бутылочку, на которой не было написано слово “яд”, она выпила ее, и стала стремительно уменьшаться”. (Алиса в стране чудес).
3 карточка. “Но так как девочка была сейчас ростом всего с дюйм, она села на большой лист и поплыла по речке, которая на самом деле-то была маленьким ручейком”. (Дюймовочка).
4 карточка. “И вот показался старый замок, двор которого был полон крыс. Наша героиня при помощи своей туфельки помогла освободить замок. С изумлением девочка увидела себя прежней; нет, не прежней, а сказочно прекрасной, в белом воздушном платье! (Щелкунчик).
5 карточка. “А рядом с ней на коленях стоял мальчик и выкладывал из кусочков льда слово “вечность”. Она узнала в нем своего друга детства и спасла его от грозной королевы (Снежная королева).
– Хорошо, сладенькие мои. Никак вас мне не сбить с верного пути. Придется звать подмогу.
(На доске висит плакат с изображением 5-тиголового Змея Горыныча, у которого головы на шарнирах)
7. Викторина “Угадайте автора объявления”
– Думаю, все вы узнали моего дружка и главного помощника. Змей Горыныч бросает вызов богатырям. Но не спешите демонстрировать свои мускулы. В этом поединке вам понадобится, прежде всего, смекалка! Ответить на вопрос – отрубить Горынычу голову.
– Угадайте автора объявления:
(Объявления лежат в кармашках у Змея Горыныча)<Рисунок 3>
- “Туристическая фирма “Дремучий лес” предлагает вам шикарный отдых. Бревенчатая изба приютит вас после прогулки по лесу.Вы можете получить клубок-путеводитель для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме” (Баба Яга)
- “Клуб “Садоводы-любители” приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс “Суперовощи”. Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию овощей в особо крупных размерах” (Дедка, бабка, Жучка и внучка)
- “Клуб “Рыболов-любитель” обучает ловле особо ценных щук с целью исполнения желаний. В состав клуба входит один рыбак, готовый за доступную плату поделиться опытом” (Емеля)
- “Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но слабого (потому что съедобного) любителя лесных прогулок. Оплата – песнями” (Колобок)
- “Опытный суперагент фирмы “Вихрь” в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путем вашу или чужую невесту. За неточность доставки особо красивых невест ответственности не несу” (Змей Горыныч)
8.
Сочинение сказки по карточкам Проппа.– Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечет.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается,
Сказка начинается!
– А сейчас и я вам пригожусь, и вот эти волшебные карты. (Детям раздаются карточки Проппа)
(Ведущий начинает сказку и помогает в дальнейшем)
– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич со своей молодой женой. И все у них было хорошо, пока не собрался Иван-царевич…
– Карточка “Герой покидает дом”. <Рисунок 4>
– А в это время налетел…
– Карточка “Вредительство, Подвох”. <Рисунок 5>
– Вернулся Иван-царевич домой, а там его никто не ждет. И собрался он тогда в путь-дорогу в тридевятое царство тридесятое государство на поиски своей молодой жены. Долго ли коротко ли, а встретился ему на пути…
– Карточка “Даритель испытывает героя”.
– Карточка “Получение волшебного средства”.
– Иван-царевич, немедля ни минуты, пошел дальше. Быстро сказка сказывается, да долго дело делается, но, наконец, добрался он до…
– Карточка “Герой и враг вступают в борьбу”.
– Карточка “ Враг побежден”. <Рисунок 6>
– Иван-царевич и его молодая жена вернулись в свое царство-государство и зажили долго и счастливо. Вот и сказке – конец, а кто слушал – ….
9. Подведение итогов урока.
Звучит музыка победителей (“Изумрудный город”, вступление)
– Эта музыка говорит нам, ласковые мои, что наши испытания закончились, и вы с честью их все преодолели: вспомнили много сказок, их героев, пополнили музей волшебных вещей и даже сочинили свою сказку.
К сожалению, наше путешествие подошло к концу, и я вас должна покинуть. Но прежде, я хочу поздравить самых активных, самых смелых и веселых участников.
(Награждение победителей, занявших I, II, III места по числу набранных “смешариков”) <Рисунок 7>
– Умные книги вы уважайте,
Сказки и песни всегда сочиняйте.
Постарайтесь не лениться,
Хорошо учиться!
До свидания, до скорых встреч!
(Звучит “Песня про облако”)