История и обществознание
-
Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине» 2016
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
-
Первый властелин единого Китая 2016
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью.
-
Кроссворды по истории казачества 2016
Кроссворды познакомят с интересными терминами из истории казачества и составлены по темам: «Духовная культура Терского казачества», «Казаки на защите Отечества», «Знаменитые в крае и на весь мир…». Вопросы к кроссвордам были составлены с использованрем Энциклопедии казачества (составитель Г.В.Губарев. Издательство: Вече 2007 г.).
-
Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина" 2016
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
-
Любит, любит кровушку русская земля 2016
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников.
-
Математический знаки и символы 2016
Статья знакомит с различными аспектами применения математических знаков и символов: это не только различные области математики, но и другие науки такие, как физика, философия, теология, а также различные политические течения и идеологические учения, например, масонство. Может быть использовано в качестве дополнительного материала на уроках математики, факультативах и служит развитию устойчивого интереса к самому процессу познания и накоплению новых знаний.
-
Урок-экскурсия «Традиции и обычаи ханты и манси». 10-й класс 2016
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси.
-
Урок по истории "Царство Древнего Египта". 5-й класс 2016
Главные цели изучения данного модуля: научить различать и понимать культуру разных стран и народов, пути их развития, вклад разных стран и народов в общечеловеческую культуру. Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона.
-
Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс 2016
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси.
-
Социальный конфликт и пути его разрешения. 10-й класс 2016
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию.
-
Урок по истории России "Отмена крепостного права". 8-й класс 2016
Данная работа представляет разработку урока по истории России в 8-м классе с использованием технологии критического мышления. Урок содержит следующие основные этапы: выделение смысловых единиц, составление толстых и тонких вопросов, составление синквейна, составление краткого рассказа по изученной теме, исторический диктант. Изучаемый материал рассчитан на предварительное (ознакомительное) чтение материала параграфа учащимися.
-
Преподавание системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания 2016
Системно-деятельностный подход в обучении истории и обществознания отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-оринтированных, общекультурных, учебно-познавательных компетенций, а учителю дает возможность творить, искать, на высоком профессиональном уровне решать поставленные задачи.
-
Урок истории "Общественный строй Древней Руси" 2016
Урок истории в 10-м классе призван содействовать формированию у учащихся представлений об общественном строе Киевской Руси на основе работы с историческим источником - «Русской Правдой». Урок проводится в форме беседы, групповой работы с текстом первого письменного свода законов Древней Руси - «Русской Правды». В ходе урока учащиеся закрепляют ранее полученные на уроках истории знания, в ходе групповой работы анализируют статьи «Русской Правды», заполняют таблицу, обобщают полученные данные.
-
Элективный курс "Памятники русского права IX–XVII вв. как исторические правовые источники". 10–11-й классы 2016
Работа содержит программу элективного курса для учащихся 10–11-х профильных классов. Данный элективный курс дает представление учащимся об особенностях русского права от момента его становления в IX веке до «Соборного Уложения» (XVII в.). Источники древнерусского права в рамках курса истории рассматриваются только в общем, не давая детального объяснения норм древнерусского права. Элективный курс призван сформировать у учащихся более глубокие знания.
-
Использование технологии РКМЧП на уроке истории. Урок по теме «Движение декабристов» 2016
Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интерактивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов".
-
Новомосковск – город трудовой славы 2016
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России.
-
Методическая разработка урока по теме «Город и люди» (из истории освоения г.Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа). 10-й класс 2016
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека.
-
Наука и культура народов Казанской губернии первой половины XIX века 2016
Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну.
-
Разработка внеклассного мероприятия по истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 10-й класс 2016
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне.
-
Смутное время 2016
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства).
-
Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс 2016
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края.
-
Возникновение средневековых городов 2016
Презентация к уроку «Возникновение средневековых городов» по курсу истории Средних веков позволяет наглядно представить проблемы урока с помощью интерактивной карты и является средством для их решения; позволяет интересно проконтролировать полученные знания с помощью анимированного теста-ребуса.
-
Урок на тему «СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны». 10-й класс 2016
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности.
-
Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы) 2016
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города.
-
Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы) 2016
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г).
-
Основание Красноярского острога. 7-й класс 2016
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся.
-
Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс 2016
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря.
-
Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс 2016
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала.
-
Вхождение Чувашии в состав России (с древнейших времен до конца XVI века) 2016
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности.
-
Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков 2016
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес.