Цели урока:
- Образовательная - сформировать представление о Конституции РК, познакомить со структурой документа. Объяснить, что Конституция РК не должна противоречить Конституции РФ. Как устроено наше республика.
- Развивающая – продолжить развитие навыков и умений работать с документом.
- Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине и республике.
Задачи:
1. Как устроено наше государство (республика Коми)
2. Органы власти РК
3. Права и обязанности
4. Символы республики.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид деятельности: частично поисковая.
Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.
Ход урока
Проверка домашнего задания
1) Почему Конституцию нашего государства называют “Основной закон нашего государства”? (ответы учащихся)
2) На прошлом уроке мы познакомились с содержанием Конституции РФ, поработали с текстом документа, проанализировали статьи основного закона.
Итак, Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица
Давайте вспомним в каком году была принята ныне действующая Конституция? (ответы)
(12 декабря 1993 года на референдуме)
А, что такое РЕФЕРЕНДУМ?
Изучение нового материала.
Организационный момент.
Ребята, мы живем с вами в республике Коми. Давайте посмотрим на карту Росси и найдем нашу Республику. Какие выводы можем с вами сделать после внимательного изучения карты. (Наша Республика Коми – это составная часть России).
- Есть ли у нас в республики столица? (да. Это – Сыктывкар)
- Есть ли государственные символы нашей Республики? ( да)
- Есть органы государственной власти? (Да); Давайте откроем Конституцию (они лежат на парте) и найти (Главу III, ст 61, прочитаем.)
- Значит наша республика – это государство в составе РФ.
- Как мы приходим к этому выводу? (у государства есть свои признаки. Это: территория, органы власти, государственные символы, столица)
- Сделайте предположения, какова тема нашего урока сегодня? (Конституция Республики Коми)
- Какие основные вопросы мы будем изучать? (ответы ребят)
- Когда принята Конституция
- Структура Конституции
- Государственное устройство
- Права и свободы человека и гражданина
А вот в чем практическая значимость Конституции, мы ответим в конце урока, или это будет нашим домашним заданием.
Чтобы составить план нашего занятия, надо вспомнить на основе какого принципа устроена государственная власть в России. (ответы ребят: принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и заполняем в таблицу)
А теперь ваши предложения по плану урока:
1. Историческая справка
2. Структура Конституции РК
3. Государственное устройство:
А) законодательная власть
Б) исполнительная власть
В) судебная власть
4) права и свободы человека и гражданина
5) Символы РК
План работы записали в тетрадь, схема “Разделения властей” выводим на экран. А теперь делимся на группы.
1-я группа: Задание
1.“Количество разделов в Конституции РК (ответ 3).
2. В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства.
Пользуясь статьями 1, 4, 8, 10 дайте характеристику Республике Коми
3. Прочитать ст. 68. (символика. В этой группе есть ребята, которые получили опережающее задание “Символика РК” презентация.
2-я группа. Задание.
1) Познакомимся с Законодательной властью республики.
(ст 71,72. И заполнить таблицу)
Законодательная власть | |
Чем представлена | Государственный Совет Республики Коми |
Количество | 30 депутатов |
Как формируется | Из граждан, достигших 21 года |
Чем занимается | Принимает Конституцию РК, порядок проведения выборов Главы РК, заслушивает отчеты главы РК, Правительства. Законотворчество. |
3-я группа. Познакомимся с Исполнительной властью Республики Коми.
(ст 71,72.Конституция РК заполнить таблицу)
Исполнительная власть (ст. 81) (2 группа)
Чем представлена | Глава Республики Коми) |
Как формируется | избирается гражданами РФ избирается гражданами РФ; формируется Главой РК |
Чем занимается | Защита прав и свобод человека и гражданина. Обнародует законы |
зам. Главы РК и (Правительство) | |
Управление собственностью, экономические, социальные программы |
4-я группа. Познакомится с Судебной властью Республики Коми
(ст 95)
Судебная власть (ст 95) (3 группа)
Чем представлена | Конституционным судом РК Верховный суд РК |
Количество | 5 судей |
Чем занимается | дела о соответствии Конституции
Республики Коми: гражданские, уголовные дела |
Каждая группа представляет результаты своей работы ( правильное заполнение выводится на экране и корректируется учителем)
Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам гражданина Российской Коми. Мы с вами посмотрим презентацию о сказочных персонажах и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев, а кто из них смог воспользоваться своим правом.
(презентация готовится учителем)
Ребята, в чем практическая значимость знания Конституции? (мы узнаем свои права и обязанности и учимся их применять и отстаивать.)
Символы РК (презентация)
РЕФЛЕКСИЯ (ребята заполняют листы)
Вопросы | Ответ | Мои дополнения |
Сегодня я узнал | ||
Урок дал мне для жизни | ||
Я смог | ||
Было интересно | ||
Было трудно | ||
Теперь я могу |
Домашнее задание
- Мини-сочинение “Как я пользуюсь своими правами”
- Презентация на тему “Конституция моей республики”