1. Методическое сопровождение
Цифровой образовательный ресурс (далее ЦОР) содержит:
- методическое сопровождение мероприятия;
- презентации.
ЦОР направлен на формирование следующих компетентностей обучающихся:
- анализ, оценка информации (при прослушивании предлагаемых материалов - защита проектов);
- распознавание проблемной ситуации (при решении предлагаемых задач ответе на вопросы викторины);
- выдвижение гипотез и их решение (при решении любой задачи);
- наличие в содержании темы практико-ориентированных элементов, ориентирующих обучающихся на приобретение опыта решения жизненных задач на основе ЗУН, освоенных в изучении данного материала.
Данный ЦОР актуален в условиях модернизации образования, т.к. приоритет в системе образования отдан системно-деятельностному подходу.
При создании данного ЦОР применялся проектный метод.
Данная разработка способствует преодолению проблемы недостатка времени на уроке, связанной с созданием и рассмотрением проектов учащихся, решением задач содержащих региональный компонент и применением ЗУН по математике и истории.
Разработка содержит элементы историзма, разнообразные занимательные задачи.
ЦОР учитывает возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся 7-8-х классов, активизирует внимание обучающихся и способствует формированию устойчивого интереса к публикуемому материалу.
В ЦОРе представлены материалы, которые с успехом можно использовать для развития ключевых компетенций обучающихся в образовательной деятельности при проведении внеклассной работы по математике при повторении по темам: “Решение уравнений”, “Формулы сокращённого умножения”, при изучении истории родного края.
Использование данного краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить содержание уроков и внеурочных мероприятий, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, помогает формировать понимание закономерности исторических процессов и явлений на основе наглядного постижения местных культурно-исторических событий.
Благодаря краеведению активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории города, семьи, человека, помогают уяснить неразрывную связь и единство с жизнью страны.
Актуальность разработки определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности.
Данная методическая разработка предназначена для внеклассной работы с учащимися 7-8-х классов.
Внеклассное мероприятие представляет собой развивающую игру и метод опережающего обучения.
Формой проведения выбрана игра не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие.
Цель: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине
Задачи:
- продолжить целенаправленную работу по формированию духовно-нравственных качеств, социальной компетентности школьников через изучение краеведческого материала;
- продолжить развитие познавательной деятельности учащихся через изучение краеведения во внеурочной время;
- продолжить формирование культуры поведения, умения работать согласованно, выслушивать чужое мнение, делать выводы;
- продолжить формирование понимания особенностей нашего региона на основе формирования системы знаний о его истории, населении, быте, культуре;
- продолжить воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций
- продолжить развивать творческие способности, научно-исследовательских умения средствами региональной культуры;
- продолжить формировать устойчивый интерес к математике и истории;
- продолжить формировать познавательную активность и творческие способности обучающихся (воображение, память, наблюдательность, монологическую речь), способность выявлять причинно-следственные связи, развивать логическое мышление;
- продолжить формировать умение работать с документами, математической и исторической литературой;
- показать всесторонность и необходимость применения математических знаний в жизни каждого;
- развивать память, эрудицию. Расширить кругозор учащихся, повысить их интеллект. Развивать культуру общения и культуру математической и исторической речи.
2. Подготовка к игре-конкурсу
Игра проводится между командами, которые были сформированы заранее и выполняли опережающие задания.
3. Критерии оценивания
Каждый этап игры-конкурса оценивается по критериям (приложение 1).
4. Этапы проведения игры-конкурса
Игра состоит из следующих этапов:
1. Приветствие команд;
2. Защита домашних презентаций (приложение 2);
3. "Математическая разминка" (приложение 3);
4. Игра "Колесо истории" (приложение 4).
Ход игры-конкурса
Ведущий: До начала игры проведем жеребьевку и выясним порядок выступления команд (проводится жеребьевка).
Ведущий:
"Без прошлого нет будущего" - гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего". Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.
Как отметил Д.С.Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней". А корни, как известно, это - малая Родина, о которой учащиеся узнают через уроки краеведения и внеклассные мероприятия.
Ведущий:
- Тему нашей игры-конкурса мы не озвучиваем, предлагаем самим ее сформулировать, решив следующую задачу (командам раздаются карточки с задачей).
Российская Федерация состоит из 85 субъектов, 22 республик, 9 краёв, 46 областей, 3-х городов (федерального значения), 4-х автономных округов, 1 автономной области.
Вычисли:
- от числа субъектов отними число республик;
- к тому, что получилось, добавь число автономных областей;
- то, что получилось, раздели на число автономных округов;
- к тому, что получилось, прибавь число областей и вычти число краёв;
- полученный результат уменьши на 2.
Найди ответ и подумай, как это число относится к тебе и ко всем участникам игры? (51 регион)
- Назовите столицу нашего региона? (Мурманск)
- К какому празднику готовится город и регион? (к празднованию 100- летия г. Мурманска)
- О чем будет игра? (командами предлагаются варианты ответов, формулируется тема игры “Мой регион в истории современной России”).
Ведущий:
- Давайте приступим к игре, и узнаем, насколько хорошо вы знаете историю своей малой родины.
- Первоначально познакомлю вас с составом жюри (представляются члены жюри).
5. Подведение итогов игры-конкурса
Ведущий: Наша игра подошла к концу, сейчас жюри подведет итоги.
6. Рефлексия
Ведущий: Мне хочется узнать ваше отношение к данному мероприятию - выразите свое настроение! (всем участникам выдаются кружочки, символизирующие смайлики, и они на них выражают свое настроение).
7. Награждение
Победитель определяется по наибольшему количеству баллов, набранных в ходе всех этапов игры-конкурса.
Команды, занявшие призовые места награждаются грамотами и сувенирами.
Спасибо всем за игру!