Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание


Цель урока: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным Праздникам России.

Задачи урока:

  • формирование у студентов гражданской позиции посредством изучения материалов о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г., осознание себя гражданином российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  • развитие у студентов чувства гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия;
  • формирование понимания сущности и воспитание уважения к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
  • мотивирование студентов к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Специфическими задачами урока являются:

  • закрепить знания студентов о Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа при помощи использования мультимедийных средств, посвященных 70-летию Победы, Интернет-рессурсов;
  • развивать у студентов чувство гордости за многонациональный народ своей Родины, являющийся победителем в Великой Отечественной войне, спасший Европу и мир от фашизма и нацизма.

Ценностными ориентирами являются:

  • формирование гражданской позиции, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание каждым студентом своей ответственности за судьбу своей страны России, «большой и малой» Родины.

Сценарный план урока

    Время Деятельность
1 Организационный блок (проходит через весь урок)   Включает: определение целей, задач и ожидаемых результатов, краткий план занятия, тезаурус основных понятий.Ресурсы и дополнительные материалы.Вступительное слово учителя.
2 Мотивация 15 мин. Показ видеоролика, фрагмента кинофильма, чтение отрывков из худ произведений.
3 Основная часть 20 мин. Беседа, реализация образовательного маршрута – основные вехи Победы.
4 Завершающий блок 5 мин. Подведение итогов
5 Рефлексия 5 мин.  

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые преподаватели, мастера п/о, кураторы групп, студенты. Наш урок называется «Мы граждане страны, победившей фашизм».

Скоро вся наша огромная страна будет отмечать самый светлый, самый любимый нашим народом и, как сказал В.В. Путин, самый честный праздник – День Победы.

Вот уже 70 лет наша страна отмечает великий день, светлый праздник – День Победы. Победы в тяжелейшей войне, победы над фашизмом, победы советского солдата. В столице нашей Родины, городе-герое Москве, в Александровском саду, у Кремлевской стены есть памятник, посвященный всем павшим воинам, это могила Неизвестного солдата.

«Осталось для всех неизвестным все то, чем владел он живой:

Фамилия, имя и место, и дата рожденья его».

(Вечный огонь) видео заставка.

О празднике Победы недаром говорится, что он со слезами на глазах, ведь в этот день все мы скорбим о погибших 22 млн. человек. До сих пор ребят увлекают фильмы о войне. Ведутся поисковые работы и до сих пор возвращаются медальоны погибших родственникам, открываются новые имена героев. Нам, потомкам и наследникам Великой Победы сейчас каждый воин представляется героем, потому что нужно иметь огромное мужество, силу воли, любовь к Родине, чтобы выдержать в бою, испытать муки голода, холода, бомбежек, лечь на амбразуру, быть на передовой под пулями, сесть за штурвал самолета, не зная выживешь или нет, гореть в танке за светлое будущее потомков, за мирное небо над головой, за свой народ и свою, для каждого, малую Родуну. Война не окончена, пока не похоронен последний солдат,- говорил полководец Кутузов. В самый сложный для судьбы Родины момент весь советский многонациональный народ сплотился для борьбы с врагом. Вот они – добровольцы, народное ополчение.

(Презентация «Народное ополчение»)

Основными этапами войны стали: Московская битва, Сталинградская битва, Освобождение Северного Кавказа, Курская Дуга, Ленинградская битва. Каждая битва – это год тяжелейших, кровопролитнейших боев. Тысячи и тысячи убитых, раненых, оставшихся без крова, замученных в концлагерях, умерших в блокадном Ленинграде.

(Видео о ВОВ)

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» известная надпись на надгробии памятника Неизвестному солдату.

От войны пострадали не только военные, но и мирные жители, угнанные в концлагеря, подвергшиеся геноциду, жившие в оккупации и замерзающие в осажденном Ленинграде.

(Видео о концлагерях), (Видео о блокадном Ленинграде)

Многонациональная Красная армия освободила весь мир от фашизма. Во вторую мировую войну было втянуто 61 государство, 80% населения земного шара. Огненный смерч пронесся над огромными пространствами в Европе, Азии, Африке, захватил океанские просторы, достиг берегов Новой Земли и Аляски, Атлантического побережья, Курильских островов, границ Египта, Индии и Австралии. Сегодня нельзя допустить искажения исторических фактов о великой победе, не дать извращать факты истории, а для этого нужно изучать и знать историю своей страны и мира.

Дорогие ребята, в жизни всегда есть место подвигу. Наша современная история – яркое тому свидетельство. Поколение, чуть старше вас видело ужасы Афганской войны, войны в Чечне. Может быть многие из вас знакомы с ветеранами локальных войн, с героями России, с ребятами, кто изранен во время боевых действий в «горячих» точках. Многие из них так же не вернулись с войны, как и в далеком 45-ом. Совсем недавно на экраны вышел фильм «Мы из будущего» и «Мы из будущего – 2». Согласитесь, этот фильм не оставляет нас равнодушными. Там и история, и настоящий страх перед боем, и современные реалии наших дней, движения молодежи, их объединения. И все же неизменным остается подвиг, подвиг простых, обычных ребят, оказавшихся на войне. Победа над собой, преодоление своего страха, своих амбиций, чувство товарищества и локтя.

(Отрывок из фильма 9-ая рота)

Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей Землей
Поклонимся за тот великий бой.

Прошу всех встать и почтить память погибших минутой молчания

(минута молчания – звучит метроном).

Прошу садиться.

Вечная слава вам, победители Великой Отечественной!
Вечная память тем, кто дал возможность нам жить и любить сегодня!
Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость России!
Мы клятву верности даем:
Клянемся! Родину любить!
Страну свою не подведем,
Клянемся лишь по чести жить!
Клянемся помнить и хранить историю своей страны,
Гвардейцы навсегда твои – Россия верные сыны!

Информационные ресурсы для урока (у автора):

  1. Заставка «Вечный огонь».
  2. Презентация «Народное ополчение».
  3. Видео о ВОВ.
  4. Видео о концлагерях.
  5. Видео о блокадном Ленинграде.
  6. Отрывок из х/ф «9 Рота».
  7. Минута молчания (заставка «Вечный огонь»).