Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока: Объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине 18 века.

Задачи:

  • создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся;
  • продолжить формирование у учащихся мета предметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы;
  • развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Урок: Изучение нового материала.

Домашнее задание:

  • Параграф 26, вопросы к нему (предварительно внимательно изучить составленную в классе таблицу).
  • Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России: конец XVI-XVIII век:  учеб. для 7 класса. М. Просвещение.

Приложение: презентация к уроку: "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века".

Комментарии к презентации

1 слайд. Задание для учеников, позволяющее определить тему урока на самом слайде.

2 слайд. Отображает тему урока. Учитель задаёт ученикам вопрос:

Назовите отрасли экономики? Поясняет, что перечисленные отрасли экономики составят основу плана изучения нового материала.

3 слайд. Он отображает план изучения нового материала. Учитель выясняет необходимость появления 7 пункта в плане, объясняет почему необходимы пункты 1 и 2.

4 слайд. Результат самостоятельного чтения учениками 1-го пункта параграфа 26 и его обсуждения. Определение задач урока для учащихся.

5 слайд. Пояснение учителя как будет выглядеть в тетрадях таблица – результат работы класса на уроке.

6 и7 слайды. Рассказ учителя о деятельности Вольного экономического общества.

8, 9, 10 слайды. Сельское хозяйство.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Какая отрасль – основа хозяйства России?

2. Что такое крепостное право?

3. Каковы повинности крестьян за пользование землёй?

4. Что такое барщина? Как она изменилась в 18 веке?

5. Что такое оброк? Как он изменился к 18 веку?

7. Каким образом крестьяне могли заплатить денежный оброк?

8. Кто такие отходники?

Учитель дает ученикам информацию о “капиталистых” крестьянах (в частности о Ефиме Грачёве), работает с картой параграфа 26.

11 слайд. Так может выглядеть запись в тетради ученика после предыдущего обсуждения материала на уроке.

12, 13, 14 слайды. Промышленность.

Работа с картами к параграфам 16 и 26: Сравнение количества промышленных предприятий их видов и т.п.

Примерные вопросы для обсуждения.

1. Назовите три стадии развития промышленности.

2. Что такое мануфактура?

3. Какие условия необходимы для организации работы мануфактур?

4. Кому принадлежали российские мануфактуры?

5. Работа с диаграммой: Сравнение роста числа мануфактур и наёмных рабочих.

6. На российских мануфактурах трудились вольнонаёмные работники (Из кого они были?) и был принудительный труд (Кто трудился принудительно?). Каких работников было больше? Почему?

15 слайд. Учитель дает информацию о развитии промышленности в России. В итоге в тетрадях появляются новые записи.

16, 17 слайды. Торговля.

17 слайд - запись в тетради. Продолжаем работу с картой параграфом 26:

Примерные вопросы для обсуждения.

1. Чем вызвана низкая покупательная способность населения России?

2. Почему иностранцев интересовал вывоз сырья из России?

3. Можно ли назвать Екатерину Великую сторонницей протекционизма и меркантилизма?

18, 19 слайды. Финансы

19 слайд - запись в тетради. Результат или рассказа учителя, или самостоятельного чтения (с обсуждением) раздела учебника.

20 слайд.

Итоги урока: выводы делают ученики вместе с учителем.

Учитель выясняет у учеников, что нового они узнали на уроке, какие трудности в работе у них возникли.

21 слайд. Если позволяет время, происходит закрепление материала.