Цель урока: Объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине 18 века.
Задачи:
- создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся;
- продолжить формирование у учащихся мета предметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы;
- развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Урок: Изучение нового материала.
Домашнее задание:
- Параграф 26, вопросы к нему (предварительно внимательно изучить составленную в классе таблицу).
- Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 класса. М. Просвещение.
Приложение: презентация к уроку: "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века".
Комментарии к презентации
1 слайд. Задание для учеников, позволяющее определить тему урока на самом слайде.
2 слайд. Отображает тему урока. Учитель задаёт ученикам вопрос:
Назовите отрасли экономики? Поясняет, что перечисленные отрасли экономики составят основу плана изучения нового материала.
3 слайд. Он отображает план изучения нового материала. Учитель выясняет необходимость появления 7 пункта в плане, объясняет почему необходимы пункты 1 и 2.
4 слайд. Результат самостоятельного чтения учениками 1-го пункта параграфа 26 и его обсуждения. Определение задач урока для учащихся.
5 слайд. Пояснение учителя как будет выглядеть в тетрадях таблица – результат работы класса на уроке.
6 и7 слайды. Рассказ учителя о деятельности Вольного экономического общества.
8, 9, 10 слайды. Сельское хозяйство.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какая отрасль – основа хозяйства России?
2. Что такое крепостное право?
3. Каковы повинности крестьян за пользование землёй?
4. Что такое барщина? Как она изменилась в 18 веке?
5. Что такое оброк? Как он изменился к 18 веку?
7. Каким образом крестьяне могли заплатить денежный оброк?
8. Кто такие отходники?
Учитель дает ученикам информацию о “капиталистых” крестьянах (в частности о Ефиме Грачёве), работает с картой параграфа 26.
11 слайд. Так может выглядеть запись в тетради ученика после предыдущего обсуждения материала на уроке.
12, 13, 14 слайды. Промышленность.
Работа с картами к параграфам 16 и 26: Сравнение количества промышленных предприятий их видов и т.п.
Примерные вопросы для обсуждения.
1. Назовите три стадии развития промышленности.
2. Что такое мануфактура?
3. Какие условия необходимы для организации работы мануфактур?
4. Кому принадлежали российские мануфактуры?
5. Работа с диаграммой: Сравнение роста числа мануфактур и наёмных рабочих.
6. На российских мануфактурах трудились вольнонаёмные работники (Из кого они были?) и был принудительный труд (Кто трудился принудительно?). Каких работников было больше? Почему?
15 слайд. Учитель дает информацию о развитии промышленности в России. В итоге в тетрадях появляются новые записи.
16, 17 слайды. Торговля.
17 слайд - запись в тетради. Продолжаем работу с картой параграфом 26:
Примерные вопросы для обсуждения.
1. Чем вызвана низкая покупательная способность населения России?
2. Почему иностранцев интересовал вывоз сырья из России?
3. Можно ли назвать Екатерину Великую сторонницей протекционизма и меркантилизма?
18, 19 слайды. Финансы
19 слайд - запись в тетради. Результат или рассказа учителя, или самостоятельного чтения (с обсуждением) раздела учебника.
20 слайд.
Итоги урока: выводы делают ученики вместе с учителем.
Учитель выясняет у учеников, что нового они узнали на уроке, какие трудности в работе у них возникли.
21 слайд. Если позволяет время, происходит закрепление материала.