Цель: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка- рынке труда; охарактеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи урока:
- Познавательные. Называть трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ. Объяснить, какую деятельность называют трудовой.
- Развивающие. Развитие информационной и правовой компетентности. Развитие навыков работы в парах, работы с документом.
- Воспитательные. Формирование убеждения в необходимости участия в трудовой деятельности, уважения к трудовым обязанностям и правам.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны:
- правильно объяснять и употреблять изученные термины и понятия.
- уметь аргументировать свою точку зрения.
- анализировать документ и текст учебника.
Основные используемые термины и понятия: инфляция, экономические системы, экономическая деятельность, рынок труда, трудовое право, рынок.
Основные виды деятельности: беседа, работа с документом, работа в парах.
Оборудование: учебник “Обществознание”, рабочие листы, Конституция РФ, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного ранее.
На прошлых занятиях мы начали изучение темы “Экономика”. Предлагаю вам повторить пройденный материал. Перед вами лежит рабочий лист, в верхней части которого расположены вопросы. Ответьте на них “да” или “нет”, а ответы обозначьте стрелками: да- , нет-
- В период инфляции покупательная способность денег снижается. __да_______
- От роста цен выигрывают люди с постоянными доходами.______нет_____
- Во время инфляции лучше держать доходы в денежной форме, а не вкладывать в недвижимость. ___нет____
- Антиинфляционная политика государства предусматривает сокращение количества расходов.___да____
- Рост цен в пределах 10-15% называют умеренной инфляцией.___да___
- Причиной инфляции может быть рост цен на экономические ресурсы._____да_
- Такую инфляцию называют инфляцией спроса.____нет___
- При инфляции растут цены на товары и реальная заработная плата.____нет__
- Рост цен на потребительские товары и услуги более чем на 200% является гиперинфляцией.___да______
Давайте проверим, у вас должен получиться следующий рисунок:
3. Фронтальная беседа.
- Какое экономическое явление напоминает данный рисунок? (экономический цикл)
- Вспомните, для какого типа экономических систем он характерен? (для рыночной экономической системы)
- Что такое рынок?( Совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом , касающихся купли-продажи товаров и услуг)
- Назовите основные признаки рынка.(неограниченное число участников, свободны доступ для производителя, конкуренция и т.д.)
- Какие вы знаете виды рынков? (рынок средств производства, рынок ценных бумаг, рынок информации, рынок рабочей силы).
- Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? (в условиях рынка не все отрасли могут обойтись без его помощи)
4. Введение в новую тему.
Подумайте, о каком рынке идет речь в следующем отрывке:
“В системе экономических отношений этот рынок занимает важное место. На нем сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на данном рынке, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны”.
5. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Рынок труда) запись в тетрадях и на доске.
- Как вы думаете, с какими понятиями можно связать рынок труда? (Труд, работа, безработица, оплата труда...)
- Как связаны между собой эти понятия? Что такое труд? Попробуем применить метод синквейна.
ТРУД
- Подберите ассоциации со словом труд, в форме 2-х или более прилагательных.(свободный, добровольный, безопасный, оплачиваемый, полезный...)
- Ассоциации со словом “труд” в форме 2-х или более глаголов.(обогащает, радует, удовлетворяет, самореализует...)
- Попробуйте вывести законченную мысль, умозаключение (только свободный труд может радовать, обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.
Учитель: Что же такое труд?
Труд- это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы, регулирующие труд. Главный из них – Конституция РФ.
6. Работа с документом. Работа в парах.
Перед вами лежит документ, в котором содержится статья 37 Конституции РФ. Прочтите и вместе с соседом по парте опишите основные принципы права на труд. Результаты обсуждения подчеркните в рабочих листах. (называют вслух принципы труда)
Конституция РФ, Статья 37
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
На экране схема:
7. Работа с текстом учебника.
Прочтите текст учебника на стр. 102 (2 абзац) и дайте ответ на вопросы: “Почему рынок труда называют вторичным? Что продается и покупается на рынке труда?”. Ответы запишите в рабочих листах.
Учитель: Что такое рынок труда? Это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.(записать в рабочем листе)
На рынке труда действует закон спроса и предложения. Основным рычагом на рынке труда выступает цена трудовых услуг, роль которой выполняет заработная плата. Уровень заработной платы является одним из основных факторов влияния на спрос и предложение на рынке труда.
Анализ текста учебника.
Прочтите текст учебника на стр. 105, 3 и 4 абзац, и запишите в рабочем листе факторы спроса и предложения на рынке труда
Факторы спроса: | Факторы предложения: |
Спрос на товары и услуги | уровень заработной платы |
Ставка заработной платы | благосостояние семьи |
Качество труда, производительность | престиж труда |
Применяемая технология | сложность труда |
Экономическая ситуация в стране | потребность в св. времени. |
На сегодняшнем уроке мы начали знакомство с рынком труда. На следующем мы продолжим и вы познакомитесь с понятиями “оплата труда”, “безработица”, “трудовой договор”, “резюме” и др.
8. Домашнее задание: п. 9, стр. 103-110, задание № 6, стр. 115 , Эссе по теме на стр. 116
Рабочий лист.
Ответьте на них “да” или “нет”, а ответы обозначьте стрелками: да - , нет -
- В период инфляции покупательная способность денег снижается. _________
- От роста цен выигрывают люди с постоянными доходами.___________
- Во время инфляции лучше держать доходы в денежной форме, а не вкладывать в недвижимость. _______
- Антиинфляционная политика государства предусматривает сокращение количества расходов._______
- Рост цен в пределах 10-15% называют умеренной инфляцией.______
- Причиной инфляции может быть рост цен на экономические ресурсы.______
- Такую инфляцию называют инфляцией спроса._______
- При инфляции растут цены на товары и реальная заработная плата.______
- Рост цен на потребительские товары и услуги более чем на 200% является гиперинфляцией._________
Рисунок:
“В системе экономических отношений этот рынок занимает важное место. На нем сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на данном рынке, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны”.
Тема урока:
СИНКВЕЙН:
1 Труд: Подберите ассоциации со словом труд, в форме 2-х или более прилагательных.
___________________________________________________________________________
2. Ассоциации со словом “труд” в форме 2-х или более глаголов.
___________________________________________________________________________
3. Попробуйте вывести законченную мысль, умозаключение____ Труд - это___________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Конституция РФ, Статья 37
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Заполните схему:
Прочтите текст учебника на стр. 104 (2 абзац) и ответьте на вопросы: “Почему рынок труда называют вторичным? Что продается и покупается на рынке труда?”
РЫНОК ТРУДА – это _________________________________________________
Прочтите текст учебника на стр. 105, 3 и 4 абзац, и запишите в рабочем листе факторы спроса и предложения на рынке труда
Факторы спроса
Факторы предложения
Литература:
- Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс. Базовый уровень. Под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, 2012.
- О.А. Северина. Обществознание. Проектная деятельность учащихся. Волгоград. “Учитель”. 2010.
- Конституция РФ
- Р.Я. Молодецкий. Обществознание. Формирование учебных компетенций: деятельностный подход. Волгоград. “Учитель”. 2007.
- Ю. Брехова, А.Алмосов, Д. Завьялов. Финансовая грамотность. Москва, Вита пресс.2016.