Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о предках славян; рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития, религиях отношениях с соседями.
Тип урока: комбинированный
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
- Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
- Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань, восточные славяне.
Ресурсы: электронный учебник, карта "Расселения восточных славян"; карта "Византийская империя и славяне", мультимедийное оборудование, выход в "Интернет", планшет, приложение с историческими источниками.
Этапы урока | Содержание учебного
материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||||||
1. Организационный этап | Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих | Готовность класса к работе | |||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1. Ответьте на следующие вопросы: Назовите хронологические рамки древней и средневековой Руси? Назовите основные исторические источники, по которым мы узнаем прошлое наших предков? 2. На слайде представлен ребус (которое является ключевым для урока), которое будет относится к теме урока. (слайд 2) 3. Сформулируйте самостоятельно цель нашего урока и запишите план урока в тетрадь. |
1. Учащиеся отвечаю на вопросы,
корректируют ответы одноклассников.
2. Ключевое слово славяне. 3. Учащиеся самостоятельно формулируют цель и записывают план урока в тетрадь. |
Регулятивные: самостоятельно
формулируют цели урока , совместно с учителем. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. |
||||||
3. Актуализация знаний. | 1. Учащимся самостоятельно
представляется возможность записать всю ту
информацию, которая им известна о восточных
славянах. 2. Учитель дает возможность оценить учащимся друг друга. Посмотрите, пожалуйста на карту, что мы знаем об этих племенах.(Атлас стр. 3). (слайд 3) |
1. Учащиеся самостоятельно записывают
информацию о славянах в тетрадь, обсуждают,
оценивают ответы друг друга. 2. Учащиеся работают с атласом. Оценивают друг друга.. |
Личностные: проявляют интерес к
новому учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о славянских племенах.; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: учащиеся взаимодействую между собой в ходе работы над ученым материалом. |
||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. | 1. .Самостоятельно заполните таблицу,
которая даст нам представление о происхождении
восточных славян. (ответ по плану, на основе
исторического источника, материалов учебника).
Какие сведения мы можем получить из
исторического источника.(слайд 3) План: 1. Какую территорию занимали? 2. На какие ветви разделились? . Какую особенность в названии славянских племен можно отметить? 3. Назовите основные занятия славянских племен. (на основе иллюстрации стр.27, слайд 4). Организация работы с картой.
2. На основе материалов учебника дать определения понятий: вервь, вече, народное ополчение. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
1. Учащиеся заполняют таблицу,
воспользовавшись учебником, историческим
источником (приложение) и
атласом, дают ответы по плану. Оценивают друг
друга. 2. Заполнение таблицы на основе работы с историческим документом (приложение) "Расселение восточнославянских племен"
Учащиеся называют племена восточных славян. Учащиеся делают вывод о расселении славянских племен. Учащиеся показывают племена на карте. 3. Выполнение задания на основные отличия систем земледелия восточных славян (переложной и подсечно-огневой) на основе заполнения таблицы (приложение) 2. Осмысление терминов, разбор их смысловых значений. |
Личностные: проявляют интерес к
новому учебному материалу; выражают
положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут “диалог с автором” (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |
||||||
5. Первичная проверка понимания | Нацеливает учащихся на самостоятельную
работу, поясняет задания, организует выборочный
контроль. Взаимооценка учащихся. |
Для закрепления выполняют задание на
рабочем листе (приложение), задания в раб тетради стр.15. №4. Делают вывод о верованиях восточных славян. слайд (5,6) (Восточные славяне поклонялись богам, которые олицетворяли силы природы. Славяне были язычниками) |
Познавательные: самостоятельно
осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
||||||
6. Первичное закрепление | Организация работы в группах. Учащиеся
находят государства и народы, которые
соседствуют с восточными славянами и делаю вывод
о их взаимоотношениях. (слайд 7) Нацеливает
учащихся на самостоятельную работу, поясняет
задания, организует выборочный контроль. Организация работы с картой. Работа с пословицей"погибли яко обры". О чем свидетельствует данная пословица? |
Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают
друг другу вопросы Учащиеся заполняют таблицу
восточные славяне и их соседи (учебник стр. 32.)
Показывают соседние государства, которые
граничат со славянами.
Вывод.(какое влияние соседи оказали на восточных славян, приведите примеры). Работа с пословицей "погибли яко обры". |
Познавательные: самостоятельно
осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и в дополнительных источниках. |
||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 3, 1. контурные карты стр. 2-3 2. подготовьте презентацию "Боги восточных славян" |
Записывают домашнее задание. | |||||||
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Закончите предложения: (слайд 8) Сегодня на уроке я.... Самым полезным и интересным для меня было.... У меня хорошо получилось... Мне это необходимо для... |
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Литература
1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. учебник. 6 класс
2. Артасов И.А. Рабочая тетрадь. 6 класс
3 Атлас. История России 6 класс
4. Тороп В.В. История России. Контурные карты. 6 класс