Цели:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по предмету;
- способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала обучающихся, умению работать в конкурентной среде;
- продемонстрировать владение умениями и навыками, отрабатываемыми на уроках.
Задачи:
- закрепить знания обучающихся о государстве;
- закрепить знания обучающихся о государственном устройстве страны, о принципах формирования власти;
- продолжить работу по формированию основ правовой культуры
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьёзное. Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра обеспечивает овладение знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учёта, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, в развитии инициативы.
Сценарий игры
Для повторительно-обобщающего урока-игры была выбрана конкурсная методика проведения занятия. На уроке использовались методы и приёмы телевизионного варианта игры “Своя игра”. В соответствии с правилами одновременно участвуют в игре три ученика, отвечая на вопросы, конкурируя между собой. Вопросы сгруппированы в двух раундах игры, в каждом раунде четыре раздела по пять вопросов, в первом раунде 20 вопросов стоимостью от 10 до 70 баллов, во втором раунде 20 вопросов стоимостью от 20 до 100 баллов в зависимости от сложности. В заключении игры – супервопрос, правильный ответ может увеличить количество набранных баллов. Победителем игры объявляется учащийся, ответивший правильно на максимальное количество вопросов, набравший большее количество баллов.
В ходе игры, если участники не могут ответить на вопрос, возможность ответа предоставляется одноклассникам, которые также зарабатывают баллы, что, в конечном счёте может повлиять на итоговую оценку по предмету. Игра представлена в виде презентации, итоги игры подсчитываются в таблице.
Вопросы первого раунда
тема | вопросы | ||||
Власть | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Государство | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Формы государства | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Правовое государство | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Власть:
- назовите три ветви власти;
- назовите высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной;
- какое понятие соответствует определению: “Способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определённое воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия”;
- почему СМИ называют четвёртой властью?
- почему законодательную власть называют представительной?
Государство:
- назовите признаки государства;
- что такое суверенитет?
- какие структуры государства формируют публичную власть?
- что означает понятие “принудительная сила государства?”
- какую функцию выполняют налоги в современном государстве?
Формы государства:
- назовите три элемента формы государства;
- назовите формы правления;
- при какой форме правления власть передаётся по наследству?
- какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова?
- для какой формы правления характерно положение, когда “король царствует, но не правит”?
Правовое государство:
- какому понятию соответствует определение: “такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строятся на основе норм права?”
- что в правовом государстве обеспечивает верховенство права?
- какой признак правового государства характеризует обратную связь государства и общества?
- какие связи обеспечивает гражданское общество?
- какой из признаков правового государства указывает на невозможность монополизации власти, её сосредоточения в руках одного человека или группы людей?
Вопросы второго раунда
тема | вопросы | ||||
Социальные нормы | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Правоотношения | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Конституция | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Гражданство РФ | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
Социальные нормы:
- какому понятию соответствует определение: “Определенные правила, образцы поведения, предписывающие то, что человек должен говорить и делать в конкретных ситуациях”?
- для каких социальных норм регулятором поведения является общественное мнение и внутренние убеждения человека?
- какому понятию соответствует определение: “Система общеобязательных правил поведения, установленных государством и обеспеченных его принудительной силой”?
- какой элемент нормы права определяет последствия для субъекта, который не соблюдает норму права?
- объясните, почему законы, а не указы президента обладают высшей юридической силой?
Правоотношения:
- с какого возраста наступает полная гражданская правоспособность?
- какой элемент правоотношений характеризует меру должного поведения?
- как можно ограничить дееспособность физического лица?
- какие из юридических фактов не зависят от сознания субъекта?
- как называется поведение человека, который находится на грани правонарушения, но не совершает его из-за боязни подвергнуться наказанию?
Конституция:
- как называется основной закон государства?
- когда была принята Конституция РФ?
- как называется Парламент РФ?
- какой существует возрастной ценз и ценз осёдлости для кандидата в президенты РФ?
- какая палата Федерального собрания даёт согласие президенту на назначение председателя правительства?
Гражданство РФ:
- в каком соотношении находятся права и свободы гражданина РФ?
- совокупность прав и обязанностей, которым наделяется гражданин – это - ?
- как называется взаимосвязь человека и государства?
- что включает в себя право на свободу совести?
- назовите условия предоставления гражданства РФ.
Вопрос третьего раунда:
- Какому положению современного права соответствует следующее высказывание:
- Русская императрица Екатерина II в “Наказе” Комиссии для нового Уложения (свода законов) писала:
“Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишать защиты своей прежде, нежели доказано будет, что он нарушил оные…”
Таблица подсчёта результатов
Наименование раздела, количество баллов | Участник №1 | Участник №2 | Участник №3 | |
1 раунд | ||||
Власть | 10 | |||
20 | ||||
30 | ||||
50 | ||||
70 | ||||
Государство | 10 | |||
20 | ||||
30 | ||||
50 | ||||
70 | ||||
Формы государства | 10 | |||
20 | ||||
30 | ||||
50 | ||||
70 | ||||
Правовое государство | 10 | |||
20 | ||||
30 | ||||
50 | ||||
70 | ||||
2 раунд | ||||
Социальные нормы | 20 | |||
40 | ||||
60 | ||||
80 | ||||
100 | ||||
Правоотношения | 20 | |||
40 | ||||
60 | ||||
80 | ||||
100 | ||||
Конституция | 20 | |||
40 | ||||
60 | ||||
80 | ||||
100 | ||||
Гражданство РФ | 20 | |||
40 | ||||
60 | ||||
80 | ||||
100 | ||||
Правосудие |