Цели:
познакомить учащихся с чеховскими пейзажами
и картинами Левитана;
Оборудование:
- Портреты А.П.Чехова и И.И.Левитана.
- Репродукции картин Левитана “Ветряные мельницы”, “Вечер на Волге”, “Сжатое поле”, “Облачное небо”, “Золотая осень”, “Владимирка”, “Над вечным покоем”, “Сумерки. Стога”, “Вечер. Золотой плёс”.
- Повесть А.Чехова “Степь”.
Эпиграфы на уроке:
“Это лучший русский пейзажист”. А.П.Чехов
“Нет лучше страны, чем Россия!” И.И.Левитан
Ход урока
І. Введение в тему.
Беседа.
- Что значит природа в вашей жизни?
- Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове “природа”?
- Почему пейзаж как жанр сформировался позднее других жанров в живописи?
- Почему в современной жизни большое значение уделяется защите природы?
- Какие экологические проблемы беспокоят всех сегодня?
- Кто раньше обратил внимание, свой взор к пейзажу в русском искусстве – писатели, поэты или художники? Почему?
ІІ. Видеоряд.
Репродукции картин И.Левитана.
Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть А.П.Чехова “Степь”, то поразишься похожести пейзажных зарисовок.
Найдем по тексту эти зарисовки.
1. “Ветряные мельницы”.
“Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается”.
2. “Вечер на Волге”.
“О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна”.
3. “Сжатое поле”.
“Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…”
4. “Облачное небо”.
“Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако”.
5. “Золотая осень”.
“Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка”.
6. “Владимирка”.
“Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью”.
7. “Над вечным покоем”.
“Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску”.
Нет, это не убеждение, что Левитан иллюстрировал Чехова. Скорее наоборот, это комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников. Известны напечатанные письма И.Левитана к Чехову, из которых нам известно о том, как трепетно относились они друг к другу, следили за успехами друг друга.
16 февраля 1900г. Москва. И.И.Левитан – Чехову. “…На днях слышал о новом твоем рассказе (повесть “В овраге”) в “Жизни”; говорят, что-то изумительное по достоинству”.
А.Чехов как-то сказал драматургу П.П.Гнедичу:
- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел.
ІІІ. Доклад ученицы о жизни Левитана.
Рассказ о жизни И.И.Левитана.
Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в Кибартае (Кибарты), небольшом литовском городке, откуда его семейство в поисках лучшей доли перебралось в Москву.
В Москве, на Солянке, на 4-м этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока ничего этого не было, а были дети: 2 сына и 2 дочери. Адольф и Исаак с малых лет только и делали, что рисовали.
Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде. Дети влачат жалкое существование. А еще Левитана за бедность исключают из училища. Тогда учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, его оставили.
Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он выполнял заказы для магазинов художественных предметов, но и продолжал учиться. Он принимал участие в ученических выставках, а его пейзаж “Осенний день. Сокольники” приобрел сам Третьяков! Это была победа, а Левитану – всего 19 лет!
Левитан едет в Крым, откуда привозит 50 этюдов и множество зарисовок. Талант художника становится общепризнанным. Левитан любит Россию и, любя, плачет о ней.
Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно поведать о том, что гнетет его. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству.
Много картин и этюдов художник написал на Волге. В течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что он обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпускает кисти из рук.
Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная тайна его полотен. Его появление никогда не проходит незамеченным…
Сияет огнями Большой театр. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах мягкий свет, не умеренная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.
Левитан – профессор пейзажного класса Училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из Училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!
(У портрета Левитана зажигаем свечу).
ІV. Рассказ учителя о дружбе Чехова и Левитана.
Использую “Переписку А.П.Чехова” (т.І, стр.169 – 13 писем Левитана к Чехову).
Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Но более задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино на реке Истра. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи:
А вот и флигель Левитана
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока,
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.
Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Дня два-три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Левитан, весной того года переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание.
Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:
Где человек у Левитана?
Березы тихо дрогнут у пруда,
И лошаденка тянет неустанно
Худые сани – неведомо куда,
А над безлюдьем светится звезда…
Да, человека нет у Левитана.
Задумчиво я в этот мир вхожу
И чувствую, что счастье и печаль,-
А ими здесь пропитан воздух,-
Все от людей: рассвет, туман и даль;
А если я всмотрюсь, то разгляжу
Людские судьбы – в елях, в речках, в звездах,
Хоть ими здесь пропитан только воздух.
V. Комплексный разбор одного из полотен И.И.Левитана.
Ребята, перед вами репродукция полотна, всем вам известная “Владимирка”.
Несколько слов об истории картины:
Владимирка – это дорога, большая дорога во Владимирской губернии. В одном из воспоминаний о Левитане читаем: “Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полоской убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога…
“Постойте, да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда…” И в тишине поэтичной картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присев у подножья голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца”.- Так пишется в книге Ф.С.Мальцева “Мастера русского реалистического пейзажа”.
Так возник замысел пейзажа, который называют социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с большей определенностью, чем в других картинах, превратилось в скорбную тему народного страдания. Это подлинный документ эпохи, пейзаж этот встал в один ряд с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол царской России.
- Вспомните, где вы уже встречались с понятием “социальный пейзаж”?
(При изучении творчества Некрасова.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И “пошел!”- привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.)
У Левитана название картины “Владимирка” вызывает социальные ассоциации.
- Какие же ассоциации можно выстроить, зная эпоху, произнося “Владимирка”?
(Оковы, кандалы, заключенные, изморенные, каторга, звон цепей…)
- Как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания?
(Образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта теряется.
- Кажется, что она из края в край пересекла всю страну.)
- Какое чувство возникает, глядя на эту дорогу?
(Чувство щемящей тоски, воображение создает картины людской скорби, слышится звук цепей и народный стон.)
- Холодное серое небо, занимающее значительную часть холста, по которому бегут более светлые по тону облака.
- Колорит картины мрачный. Цвета приглушенные.
- На каких еще картинах дорога уходит в пустыню горизонта?
(Ученики перечисляют: “Лунная ночь. Большая дорога”, “Деревня”, “Осень. Дорога в деревню” и др.)
Учитель: Вне видимости конкретная цель этих дорог, хотя мы знаем, что дороги куда-то ведут. А у Левитана безначальный и бесконечный вариант. А нам знакомо это чувство дороги или мы выбираем другие дороги?
Место человека в пространстве и его отношение к дороге – вопросы вовсе не праздные. Это и бесконечная красота окружающего мира, переживание красоты и еще многое другое, что есть прекрасное в самом человеке.
VІ. Заключительное слово учителя.
Итак, мы совершили прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины XІX века – пейзажиста Левитана и прозаика Чехова.
Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту.
Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности.
VІІ. Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру по картине И.И.Левитана “Над вечным покоем”.
- Какие мысли и чувства она рождает?