Цели урока:
- Расширить литературный кругозор учащихся на основе литературных произведений, подобранных к уроку;
- Закрепить некоторые вопросы теории литературы (фольклор, тема, идея произведения, стили речи).
- Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к профессии хлебороба.
Ход урока
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра. (В.Штурмин)
I. Учитель. Мы начинаем сегодняшний урок словами поэта В.Штурмина. Именно в них заключена вся ценность хлеба. Именно эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!
Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем хлеб, булочки, пряники… Но прежде всего – хлеб, потому что нельзя представить себе без него наш стол – будь то обычный завтрак или праздничное застолье. Хлеб постоянно живёт в нашем доме. Но все ли мы знаем, как обращаться с ним? Откуда взялись слова “Хлеб – всему голова”, и почему именно русский народ всегда с таким трепетом и любовью относился к хлебу? На эти непростые вопросы и предстоит нам с вами ответить на сегодняшнем уроке.
А начнём мы с вами с наших далёких предков, древних славян, и посмотрим, а каким же было их отношение к хлебу?
Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – “всему голова”? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Так давайте же вспомним о них. А для этого мы обратимся к книге “Мы – славяне”, автором которой является известная исследовательница истории древних славян Мария Семёнова.
1-й ученик. “Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки так или иначе вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них.
Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог.
На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.
Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне “хлебами из одной печи”…
2-й ученик. “А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, - значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…
Упомянув об Англии, можно вспомнить два хорошо известных всем слова: “леди” (lady) и “лорд” (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: “леди” в первоначальном значении – это попросту “та, что замешивает тесто для хлеба”; “лорд” же – “хранитель хлебов”. Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена – всё тесто, ещё находившееся в квашне!”
Учитель (демонстрирует ребятам красивый русский каравай). Скажите, пожалуйста, что находится у меня в руках?
(Каравай).
Учитель. А что же такое “каравай” и откуда взялось такое название?
3-й ученик. “Оказывается, правильнее это слово писать “коровай”, а не “каравай”, как мы привыкли. Все мы с вами знаем из истории, что язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, “коровай”. В первые века русского православия Христианская Церковь порицала “молёные”, то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам (языческие Боги). Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а “караваи” остались. Осталось и наше бережное отношение к хлебу…”
II. Учитель. Такова история. А каково же отношение к хлебу в русской литературе? Давайте вместе попробуем перелистать некоторые её страницы, посвящённые этой величайшей на Земле ценности. И начнём мы с фольклора.
– Что такое фольклор? И как вы думаете, почему мы начинаем именно с него?
Фольклор – это устное народное творчество. Он возник тогда, когда ещё не было письменности, и поэтому в нём заключены многовековая народная мудрость, народный опыт.
– Какие жанры фольклора вам известны?
Пословицы, поговорки, сказки, загадки, былины и т.д.
– Что такое пословица?
Пословица – это краткое образное изречение, имеющее поучительный смысл.
– Какие же пословицы о хлебе вы знаете?
Хлеб – всему голова.
Не будет хлеба – не будет и обеда.
Хлеба ни куска, так и в доме тоска.
Хлеб сердце человека укрепит.
Хлеб в пути не в тягость.
– Так чему же учат нас пословицы о хлебе?
Бережно относиться к хлебу, всегда помнить о том, что хлеб – это самое важное в жизни человека. Хлеб – это украшение нашего стола, самая большая его ценность.
III. Учитель. Но прежде чем хлеб попадает к нам на стол, он проходит долгий, нелёгкий путь. А начинается этот путь с маленького зёрнышка, которое тёплыми человеческими руками с большой любовью, трепетом и надеждой на будущий урожай укладывается в землю. Выращивание хлеба всегда неразрывно связано с тяжёлой работой простого человека – хлебороба.
Великий русский поэт Н.А.Некрасов всегда умел понять душу народа, его горечь и печаль. Многие его произведения посвящены простому русскому человеку – хлебопашцу. Поэтому наша следующая страничка – это стихотворение Н.А.Некрасова “Несжатая полоса”.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?.."
Ветер несет им печальный ответ:
– Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
Работа по тексту.
– Что такое идея произведения?
Идея – это главная обобщающая мысль или система мыслей в художественном произведении.
– Какова же идея данного стихотворения?
Идея этого стихотворения – показать тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей ценностью. С раннего утра и до поздней ночи обрабатывает он землю, выращивает хлеб, отдавая ему свои силы и здоровье.
– Каким настроением проникнуто это произведение?
Оно проникнуто горечью и тоской. Автор сочувствует пахарю, жалеет его, понимая, что именно тяжёлый, а подчас и непосильный труд хлебопашца стали причиной его недуга. Автор называет его “бедняга”, выражая тем самым своё отношение к доле простого русского крестьянина.
IV. Учитель. И всё-таки труд землепашца славен, а результаты его труда – ежедневно на столе каждого из нас. (Демонстрация хлебобулочных изделий). Это и традиционный русский каравай, и мягкие воздушные булочки, и разные вкусности: печенья, пряники, торты и пирожные. Счастье хлебороба в том, чтобы усилия его были не напрасны, чтобы выращенный им хлеб пришёл на радость в каждый дом.
Выше уже было сказано, каким нелёгким становится подчас путь хлеба от пашни до стола. Но были в нашей истории и такие времена, когда русскому народу приходилось вести настоящую борьбу за хлеб. Вспомним блокадный Ленинград. Разве не торжество жизни – подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н.И.Вавиловым. Четырнадцать ослабевших от голода людей не уходили со своего поста, охраняя от мороза и сырости, зажигательных бомб и крыс тысячи образцов семян зерновых культур. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. А в его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. Александр Гаврилович Щукин, умирая от голода, готовил ещё один экземпляр коллекции, надеясь переправить её самолётом на Большую землю. Из 14 сотрудников в живых остались только пятеро. Они верили в победу. Они знали, что стране после войны будут нужны коллекции, которые они спасали, жертвуя собственной жизнью. Пусть хлеб из коллекционного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы понимали, что учёные хранят хлеб будущего. Война кончилась, и на основе спасённой коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы.
Многие писатели и поэты обращались к этим героическим страницам нашей истории. А всегда ли мы, сегодняшнее поколение, с почтением и уважением относимся к хлебу. Давайте прочитаем и проанализируем стихотворение С.Викулова “Хлеб”.
Воистину: не углами
Изба и теперь красна,
А хлебом да пирогами,
Как в давние времена.
За ужином ли, за чаем
Мы хлеб, не спеша, жуём,
Жуём – и не замечаем –
Не ценим: добро живём!
Нас радуют ширпотреба
Изделия по углам…
Но если изба без хлеба –
Что эти изделия? Хлам!
Буфет, шифоньер, посуда
И ситчики про запас
Наш взгляд веселят, покуда
Есть хлеб на столе у нас!
Он – есть! Заварной, подовый…
И вот уже (“Не свежа!”)
Буханка, почти пудовая,
С десятого этажа
Летит, громыхая, в ящик
За мусором прочим вслед…
И булку бросает мальчик,
Швыряет, как будто снег…
И недоросль чей-то сытый,
Носясь по улице вскачь,
Гоняет засохший, ситный,
Как будто футбольный мяч.
Ему: “Перестань, бездельник!
Побойся, балбес, греха!”
А он: “Не на ваши деньги
Купил я его, пахан!
Привет!” И попеременно
То левой, то правой – пас…
Мальчишки поры военной,
Услышать хочу от вас,
Солдаты, - от вас, и вдовы,
И сёстры, - от вас ответ:
Что значит, коль хлеба вдоволь?
Что значит, коль хлеба нет?
И дней тех чёрную стаю
Припомнив (вам не дано
Забыть про войну), я знаю,
Вы скажете мне одно:
Не видело горше небо
Картины, наверняка,
Чем эта – за коркой хлеба
Протянутая рука.
И вспомнится вам полоска
В родной своей стороне,
Куда собирать колосья
Ходили вы по весне,
И ступы, и непременно –
Мучители-жернова,
И горстка муки ячменной –
Последняя… И трава –
Макуха, крапива, “слёзки” -
И радость тех горьких дней –
С оттаявшей чуть полоски
Картошка – земли черней,
С обугленными краями
Лепёшка – на всех одна…
Воистину: не углами
От века изба красна!
А хлебом… всё та же мода!
Так помните же, сыны:
Хлеб – это судьба народа!
Хлеб – это судьба страны!
Работа по тексту.
– Как вы думаете, какие строки этого стихотворения заключают в себе его основной смысл?
Так помните же, сыны:
Хлеб – это судьба народа!
Хлеб – это судьба страны!
– Какова идея стихотворения в целом?
Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.
V. Учитель. А теперь мы переходим к последней страничке нашего урока. Мы попробуем проанализировать статью И.Давыдовой о хлебе, название которой – “Хлеб – имя существительное” - стало темой нашего сегодняшнего урока. А прежде чем это сделать, давайте вспомним, какие стили речи мы с вами знаем?
Научный, разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный.
– Что такое публицистический стиль речи и где мы с ним встречаемся?
Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль – это стиль газет и журналов.
Хлеб – имя существительное
Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди! Зачастую мы проходим мимо, ни на что не обращая внимания. Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом; мальчишки играют хлебом в футбол. Как больно это видеть!
Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол? Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца? И ради чего?! Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!
Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования.
Нам всем нужно заново учиться уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека. Надо просто действовать. И тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет – краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее.
Работа по тексту.
– К какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?
Статью И.Давыдовой можно отнести к публицистическому стилю речи, потому что в ней автором поднимается злободневная и актуальная проблема нашего отношения к хлебу. Люди забывают об истинной ценности хлеба, относясь к нему, как к чему-то привычному, повседневному.
– Какие строки содержат в себе основной смысл этого текста?
“Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования”.
– Видит ли автор какие-либо пути решения обозначенной проблемы?
Автор предлагает нам всем объединиться и вспомнить, какова же настоящая цена хлеба. И нет в мире таких денег, какими можно было бы её измерить. Цена хлеба – это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Роль хлеба в нашей жизни бесценна. Это, действительно, имя существительное, без которого у нас нет ни прошлого, ни будущего!
Вывод. Так давайте же будем помнить об этом. И, подводя итоги сегодняшнего урока, попробуем выделить 4 самых главных “надо”, которые мы должны помнить, беря в руки огромную ценность – хлеб!
Надо знать, что хлеб домой пешком не ходит!
Надо уметь беречь труд сельского человека!
Надо ценить то, что у нас есть!
Надо воспитывать в себе бережное отношение к хлебу!