Вступительная часть
Ода на день рождения отца словесности Российской М.В Ломоносова 2006 года
В сей день блаженная Россия,
Любезна небесам стана,
В сей день от высоты святыя
Восторгов по тебе полна.
Поныне ты в науках светел,
Твой разум много в них заметил
И рассудил не для чести –
В порядок оных привести,
Нас от невежества избавить,
Их во главу угла поставить
И выше облак возвести.
О ты, что лиру россов славил,
В стране науку развивал,
Во мраке тьмы нас не оставил,
Нам путь достойный указал,
Подвел теориям итог,
Представил оных нам причины,
Законы слова ввел едины,
Искусств различных был знаток!
С тобой мы ныне торжествуем.
Нам сих часов краснее нет,
Что славу россов таковую
В сей день поем чрез много лет.
В тебе свет разума и силы
Возможность крайню отразили.
Российский ты улучшил слог.
Нам показать теперь нелестно,
Что много од твоих известно.
В трудах научных знаем толк.
К ученью здесь мы все привыкли.
Во славу сих учителей
И радостны возносим клики:
Хотим быть лучше и умней.
Сердца и руки простираем
И многократно повторяем:
“Да здравствует науки свет,
Тобой, о мудрый росс, открытый!
Историей будь незабытый
Чрез множество счастливых лет!”
Обращение к судьям
О судии великосердны!
Явите луч ваших красот,
Не будьте вы излишне тверды,
Воздайте от своих щедрот.
Вы школяров не презирайте
И с благосклонностью внимайте
Их, может, сбивчивым речам.
Смекалку, знания и труд
Оценивайте беспристрастно.
Учености и доброты
Подайте всем пример прекрасный!
Школярам
Дражайши музы, отложите
Взводить на мысль печали тень,
Веселым гласом возгремите
И пойте сей прекрасный день,
Когда младые дарованья
Раскрыть свои решили знанья
О старины седой делах
И о великом человеке,
Родится кой не в каждом веке
И долго царствует в умах.
В сей день – день торжества Минервы,
Собравшись знаньями блеснуть,
Младые юноши и девы,
Восставши на великий путь
Науки и чудес искусства,
Ответами гремят так густо,
Что их глаза горят огнем
Воззренны на заданья смело,
И, полные речей умелых,
Гласят о мудреце, О НЁМ!
2. Представление команд и приветствие (5 баллов).
3. Разминка (Участвуют все члены команды. Не совещаясь с другими, каждый поднимает карточку с нужным вариантом ответа. За каждый правильный ответ в команде дается жетон, по количеству жетонов начисляются баллы за разминку.)
- Ведущий жанр поэзии Ломоносова: а) сатира; б) ода; в) элегия.
- В каком виде изобразительного искусства работал Ломоносов: а) мозаика; б) живопись; в) графика.
- В какой стране учился Ломоносов: а) в Голландии; б) в Германии; в) во Франции.
4. Конкурс теоретиков (письменный) (10 баллов)
Определить, к какому жанру принадлежат отрывки. Доказать своё мнение.
А) Чтоб слову с оными сравняться
Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем удержаться
От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют,
Как в понт пловца способный ветр
Чрез яры волны порывает… (ода)
Б) Чертоги светлые, блистание металлов
Оставив, на поля спешит Елисавет;
Ты следуешь за ней, любезный мой Шувалов,
Туда, где ей Цейлон и в севере цветет,
Где хитрость мастерства, преодолев природу,
Осенним дням дает весны прекрасный вид… (послание)
Какой из трудов принадлежит перу Ломоносова: а) “Поэтическое искусство”; б) “Новый и краткий способ стихосложения”; в) “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке”? чем известен этот труд?
Что изобрел Ломоносов: а) таблица химических элементов (Менделеев); б) паровая машина (Ползунов); в) теория атмосферного электричества?
5. Конкурс биографов. (5 баллов)
В каком году Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию?
- а) в 1711;
- б) в 1736;
- в) в1731.
Как звали мать Ломоносова?
- а) Елена Ивановна;
- б) Елена Васильевна;
- в) Елена Михайловна.
Где похоронен Ломоносов?
- а) Новоспасский монастырь (Москва);
- б) Александро-Невская Лавра (Петербург);
- в) Волковское кладбище (Петербург).
Разложите карточки в хронологическом порядке:
- отправление в Москву с рыбным обозом,
- утвержден профессором химии,
- написана ода, в которой есть строки: “Науки юношей питают/ Отраду старым подают”,
- построена первая химическая лаборатория.
Конкурсы теоретиков и биографов можно проводить одновременно.
6. Конкурс чтецов. (5 баллов)
чтецы читают наизусть 3 строфы из “Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”
7. Конкурс капитанов (письменный) (4 балла)
Вставьте на месте пропусков недостающие даты и слова: Как известно, в … году в …. был открыт первый русский …, основание которого Ломоносов считал делом своей жизни. (1755, в Москве, университет)
Какие штили выделял Ломоносов и что характерно для каждого из них? Какие жанры соответствуют каждому штилю?
Конкурсы чтецов и капитанов можно проводить одновременно.
8. Конкурс эрудитов. (3 балла)
Расставьте фамилии авторов (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский) под высказываниями:
“Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги” (Н.В.Гоголь)
“Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник.” “Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом”. (А.С.Пушкин)
“С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим”. (В.Г.Белинский)
9. Домашнее задание. (5 баллов)
Дома учащимся надо было придумать Похвальные слова
- Российской словесности
- России
- М.В.Ломоносову
10. Подведение итогов. Слово судьям.