Цель: обеспечить организацию деятельности учеников путем направления краеведческой работы ребят по обустройству источников водоснабжения через задания экологической направленности.
Задачи: учащиеся могут:
- актуализировать знания;
- выбирать путь исследования;
- развивать экологическую культуру;
- корректировать знания оппонента;
- сопоставить свою позицию с позицией других групп;
- проявлять коммуникативные навыки;
- творчески выполнять задания.
Оборудование: листы формата А-4 и 1/4 листа тетрадного каждому учащемуся; 1/4 тетрадного листа на пару и 1 тетрадный лист на группу; маркеры, фломастеры, краски, цветная бумага, клей, оценочный лист состояния эмоционального настроя.
Оформление доски: внутри – лучшие плакаты конкурса “Родники-2004”, “Родники-2005”, “Родники-2006”, стихотворные строки (закрыто); снаружи – столбик понятий (таблички):
- Родина
- Род
- Родня
- Родинка
- Родник
Ход занятия: учащиеся сидят за партами. Перед ними четыре листа бумаги.
I. Учитель предлагает им интересную творческую работу в мастерской. Занятие будет удачным, если они будут внимательны при выполнении предложенных заданий:
- возьмите 1/4 тетрадного листа и запишите в столбик понятия, которые вы видите на доске;
- подберите к ним слова по ассоциации;
- объединитесь в пары (по желанию) и придумайте предложения со словосочетаниями о Родине, родне, роднике (остальные понятия убираем) на 1/2 тетрадного листа (слушаем желающих);
- объединитесь в четверки и напишите небольшой текст (5-6) предложений о роднике, пользуясь предложениями, которые есть у вас на листах и дополните их другими – это тема нашей мастерской.
II. Учитель открывает доску. Авторы лучших плакатов их представляют. Учитель читает стихи (например Сонет Михаила Кузьмина из поэтов Серебряного века).
“Из глубины земли источник бьет.
Его художник опытной рукой,
Украсив хитро чашей золотою,
Преобразил в шумящий водоем.
Из тьмы струя, свершая свой полет,
Спадает в чашу звучных капль толпою
И золотится радужной игрою,
И чаша та таинственно поет.”…
III. Группы представляют тексты, созданные ими.
IV. Каждый слушает, затем рисует то, что больше всего его заинтересовало (свои ассоциации).
V. Рисунки вывешиваются (на доску, на мебель, на шторы и т.д.).
VI. Рефлексия. Все ходят, смотрят и затем отмечают свое настроение под соответствующим значком:
Настроение улучшилось, потому что… Настрой деловой, потому что… Настроение стало хуже, потому что…
VII. Подведение итогов. Учитель предоставляет слово ребятам для вывода. Определяет программу действий ребят по участию в практической части акции “Родники 2004”, “Родники-2005”, “Родники-2006”:
- Обследование состояния источника нецентрализованного водоснабжения у насыпи ж/д по пути к д/о “Зеленый мыс”;
- Размещение плакатов, обращений, аншлагов у родника;
- Составление и защита проектов обустройства родника;
- Обустройство родника пояса “строгого режима”. Сроки: осень 2004 г., 2005 г., 2006 г.
Список литературы
- “Сонет серебряного века”, М. Изд. “Правда”, 1990;
- А.Опуть “Как учить не уча”, СПб, 1996;
- Методические рекомендации МОУ ДОД “ДЭУ”.
Приложение №1:
Род – родные, предшествующие
Родня – близкие
Родина – любимая
Родник – чистый
Родинка – маленькая
Приложение №2:
На нашей любимой Родине, моя знакомая, близкая родня открыла чистый журчащий родник.
Приложение №3:
Мы ходили в поход и нашли родник. Вода в этом роднике была чистая. В нем отражалось глубокое небо и белые как барашки облака. Через воду просвечивали маленькие камушки. По воде бегали водомерки. Этот чудесный родник нельзя будет забыть долго.