Многообразие земноводных, их значение и охрана

Разделы: Биология


Цели:

  1. Раскрытие многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию различных средах.
  2. Показать значение земноводных в природе и жизни человека.
  3. Продолжить учить работать с дополнительной литературой, выступать перед аудиторией.

Оборудование: влажные препараты, таблицы, рисунки, видеофильм.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Биолог: Здравствуйте, ребята! Продолжаем знакомство с миром животных. Отгадайте загадки:

На завтрак, на обед, на ужин,
Один вид кушанья мне нужен
Ни хлеб, ни каша – мошкара,
Мой дом – болото, детвора
Зелёные мы как трава,
Наша песенка: “Ква-ква” (Лягушка)

Сегодняшнее занятие посвящено батрахологии – разделу зоологии, изучающий земноводных. Лягушки и жабы с древних времен почитались людьми. Лягушке приписывалась власть над разливами рек, от которых зависел урожай. Согласно другим поверьям в лягушке скрывается душа умершего. Отсюда распространено убеждение - их убивать нельзя. Убийцу или его родных ждёт смерть или несчастье.

2. Биоразминка:

  • Почему лягушка получила такое название?
  • Как дышит лягушка?
  • Как пьёт лягушка?
  • Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
  • Жуёт ли лягушка пищу?
  • Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?
  • Может ли лягушка сбрасывать кожу? Почему?
  • Вырастут ли бородавки, если подержать в руках лягушку?
  • Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?
  • Где лягушки могут приносить вред?
  • Где установлены памятники лягушкам?
  • Можно ли по поведению лягушки узнать погоду? Привести примеры.
  • Какие виды лягушек вы знаете?

3. Изучение нового материала:

А) Жабы

В народных поверьях жабы всегда атрибут ведьм и колдунов. В. Шекспир так описывал приготовление ведьминного зелья:

“Сестры в круг! Бурлит вода
Яд и нечисть – все туда.
Жаба, что в земле сырой
Под кладбищенской плитой
Тридцать дней копила слизь
Первая в котле варись”

Доклад о жабе (готовят учащиеся).

Слушают и отвечают на вопросы.

  1. Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?
  2. Действительно ли опасен яд жабы для человека?
  3. Почему жаба вымётывает большое количество икринок?
  4. Назовите виды жаб?

Б) Тритоны

Эти животные похожи на маленьких дракончиков

Доклад (готовят учащиеся).

Выясняют виды тритонов.

В) Саламандра

Рассказ учителя. У некоторых народов саламандра считалась воплощением стихии огня, где она чувствует себя как дома. Огонь будто бы ей не может причинить никакого вреда. Возможно, это возникло из-за того, что в первый момент огонь не причиняет ей вреда из-за большого количества выделяемой слизи. Рассматриваются виды саламандр.

4. Общая характеристика класса (беседа, заполнение схемы).

5. Значение земноводных (беседа)

6. Редкие виды земноводных (беседа)

7. Мероприятие по охране природы (рассказ учителя)

8. Закрепление (просмотр видеофильма, составление схемы самостоятельно)

9. Подведение итогов, выставление оценок.