Тема урока. Реки родного края.
Цели урока:
- формирование представлений об особенностях рек родного края;
- развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Задачи урока:
- закрепить навыки работы с картой;
- повторить основные географические термины по разделу “Гидросфера”;
- прививать вкус к поисковой деятельности;
- учить совместной работе в группе, формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению;
- закрепить умение планировать свою работу;
- научить любить родной край;
- воспитывать самостоятельность в работе;
- создать комфортную обстановку на уроке.
Оборудование.
Физические карты России и Кемеровской области; атласы Кемеровской области; жетоны для оценок учащихся в группах; карточки-задания; карточки с заданиями для картографического тренажа; схемы работы специалистов и инструкции для работы в группах; алгоритм действия лидера в группе; дидактический материал: “Природное сообщество пресного водоёма. Разнообразие обитателей водоема”, “Река Мереть”, “Река Иня и её экология”, “использование воды”; справочные пособия; контурная карта Кемеровской области; картосхема окрестностей города Полысаево; маркеры специалистов; лист успешности; телевизор; видеомагнитофон; видеофильм о реках Кузбасса; магнитофон; аудиокассета с записью музыки; бумажные кораблики для работы с картой, информационные надписи; таблички с надписями “Иня”, “Мрассу”, “Томь”, “Кия”.
План урока.
- Организационно-психологический момент.
- Картографический тренаж.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Физминутка.
- Работа в группах.
- Выступление лидеров групп.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Ход урока.
Схема расположения рабочих столов
1 – Информационный стол с дополнительными информационными материалами.
2 – Расположение учащихся в группах.
3 – Классная доска.
На столах для каждой группы стоят таблички с надписями “Иня”, “Мрассу”, “Томь”, “Кия”.
На доске заранее записаны тема урока “Реки родного края”, вопрос поискового характера “В чём особенности рек Кемеровской области?”, прикреплены карточки с заданиями для картографического тренажа.
I. Организационно-психологический момент.
– Здравствуете ребята! (Звучит музыка)
– У каждого человека есть особенно дорогие, близки и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. Имя нашего родного края – Кузбасс.
Кузбасс. (С. Торбоков)
Среди высоких гордых гор –
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озёр,
Пестрят коврами луговины.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идёт, шумит по свету.
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!
– Одно из сокровищ родного края – реки.
– Тема урока – “Реки родного края”.
– Цель урока: выявить особенности рек родного края. Запишите тему в тетрадь.
– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по рекам родного края. Во время путешествия вы увидите, как красива природа родного края и в том числе реки с медленным плавным течением и могучими красивыми волнами. А также увидите, как реки меняют свой красивый лирический облик и подают сигнал SOS всем нам. В конце урока мы ответим на вопрос: “В чём особенности рек родно края?” По ходу работы значимые ответы будут оценивать лидеры групп, в конце урока подведём итог.
II. Картографический тренаж.
– Ребята, перед вами сигнальные карточки.
1. Столица России 2. Административный центр Кемеровской области |
1. Самая высокая точка России 2. Самая высокая точка родного края |
1. Самая длинная река России. 2. Самая большая водная артерия Кузбасса. |
1. Самое глубокое озеро России. 2. Самое глубокое озеро Кузбасса. |
1. Крайняя северная точка России. 2. Крайняя северная точка Кузбасса |
Ответив на вопросы карточек, мы узнаем, что будет нашим главным путеводителем. Работайте активнее, следите внимательно за ответами товарищей. Ели необходимо, дополните ответ.
(Ребята отвечают у карты на вопросы сигнальных карточек, расшифровывают слово (КАРТА)).
– Вы успешно справились с заданием, и наш путеводитель – карта.
III. Актуализация знаний.
– Прежде чем отправиться в путешествие по рекам родного края, вспомните: что такое река; что называется истоком реки; что называется устьем реки; что называется бассейном реки?
– Откройте учебник на странице 94, повторите план описания реки. Итак, как описать реку? (Дети отвечают, работают с учебником).
IV. Изучение нового материала.
– Реки – это хранилище воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом.
– Велико значение воды в жизни человека.
– Какую роль играет вода в жизни человека?
– Как используется вода в хозяйственной деятельности человека?
– Вы правильно сказали, но у вас на столах есть дополнительная информация об использовании воды в народном хозяйстве России.
Использование воды в народном хозяйстве России
Народное хозяйство – совокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы.
ГЭС (выработка электроэнергии а гидроэлектростанциях).
Угольная промышленность (гидрошахты, очистные сооружения).
Строительство (строительные растворы).
Химическая промышленность (производство пластмасс).
Чёрная и цветная металлургия (выплавка металлов).
Рыбоводство (искусственное разведение рыб).
Сельское хозяйство (орошение земель).
Жилищно-коммунальное хозяйство (отопление, водоснабжение).
Дополните ваши ответы. (Учащиеся отвечают).
– На гидрошахтах уголь добывали с помощью сильной струи воды. А кто из вас знает, где была построена первая в мире гидрошахта? Оказывается, у нас в Полысаево. В 1953 г. была сдана в эксплуатацию первая в мире гидрошахта “Полысаевская-Северная” (ныне шахта “Заречная”).
– В нашей школе № 17 действует школьный музей, где, в том числе собрано много материала об этой шахте, о людях, которые своим трудом прославляли её историю.
– Кроме перечисленного велико транспортное значение рек. А также реки являются ледяными трассами, особенно в Восточной Сибири.
– Таким образом, мы можем сказать, что любое предприятие, даже самое маленькое, нуждается в воде.
– Более подробно об использовании воды в этих отраслях вы узнаете на уроках физики, химии, биологии. Эту схему об использовании воды вы сохраните, она вам пригодится в дальнейшем при изучении географии.
Ребята, Кузбасс имеет наиболее напряжённую экологическую ситуацию в России. Проблема чистой воды – одна из острейших. Природная вода – неоценимое богатство. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью людей, животному и растительному миру, способность рек к самоочищению велика, но не безгранична. Исследования качества воды является актуальным в связи с продолжающимся загрязнением окружающей среды.
– Как хозяйственная деятельность человека влияет на экологическое состояние рек? (Дети отвечают).
– Каким образом надо охранять реки? (Дети высказывают своё мнение).
– Экологические проблемы коснулись и рек нашей местности. Найдите на картосхеме, какие реки расположены вблизи города Полысаево, запишите их в тетрадь. Назовите эти реки и покажите их на карте. (Дети называют реки Мереть и Иня).
Картосхема
Окрестности г. Полысаево
– Наши ближайшие реки Иня и Мереть имеют большое хозяйственное значение. Их воды используются местными предприятиями, однако в последнее время уровень воды снизился. Как вы думаете, какими причинами это вызвано?
– Какие предприятия используют эти реки? Основными источниками загрязнения рек являются предприятия угольной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Со сточными водами в поверхностные водные объекты сбрасывается 49260 тонн загрязняющих веществ. 19 крупных предприятий городов Ленинск-Кузнецкий и Полысаево используют воды рек Иня и Мереть. На предприятиях этих городов созданы биологические, физико-химические, механические очистные сооружения.
– Найдите на картосхеме притоки Ини и запишите их в тетрадь.
– Что вы можете сказать об экологическом состоянии этих рек?
– Напряжённость экологической обстановки растёт. Это может привести к экологической катастрофе. Приведите примеры экологических катастроф в мировом масштабе. (Китай, Амур).
– Ребята, существуют специальные очистные сооружения, которые очищают воду. На этих сооружениях стоят фильтры, для лучшей очистки можно добавить дополнительные фильтры.
– А где у нас может возникнуть такая острая экологическая ситуация? (Кемерово, Новокузнецк).
– Кроме реки Иня на территории Кемеровской области протекает 32109 рек и речушек, общая протяжённость их составляет 76479 км.
– Посмотрите фрагмент видеофильма. Запишите, какие реки вы услышали в сюжете. Устно ответьте на вопрос: в чём особенность реки Кондома? (Просмотр фрагмента видеофильма, дети отвечают на вопрос).
– Откройте атлас Кемеровской области на странице 4 и атлас России. Какие крупные реки выделяются на территории Кемеровской области? К бассейну какой реки и моря они относятся?
(Дети отвечают, учитель вывешивает на доске названия рек Томь, Иня, Кия, Мрассу).
(Учащиеся показывают эти реки на карте и указывают бумажными корабликами исток и устье. Одновременно некоторые учащиеся работают со словарями, выясняя, происхождение названия реки. Дети записывают в тетрадь, что означают названия этих рек).
– Ребята, я рекомендую вам взять эту очень интересную книгу (Шабалин В. М. Тайны имён земли Кузнецкой. – Кемерово, 1994) в библиотеке, и вы узнаете много интересного даже о самых маленьких реках.
V. Физминутка.
VI. Работа в группах.
– Крупные реки мы с вами определили, а с характеристикой рек вы познакомитесь, работая в группе. (4 группы будут рассматривать речные системы нашего края). Задача каждой группы – выявить особенность своей реки. Все работают по специальностям. Каждый специалист отвечает на свой вопрос и записывает в тетрадь, используя маркеры.
Маркеры специалистов
Картограф Исток реки …………… находится …………… Течение реки (быстрое, медленное), так как ……………. Река впадает ……………
Гидролог Питание реки …………… %.
Биолог Основные обитатели реки ……………. Растительный мир представлен …
Эколог
Экологическая проблема | Пути решения |
1. Загрязнение воды* | …………… |
2. Обмеление* | …………… |
3. Гибель растений и животных | …………… |
* – Используйте информацию “Река Мереть”, “Река Иня и её экология”
Экскурсовод Маршрут начинается ……………, проходит через пункты …………… , заканчивается …………….
Лидер группы собирает общую информацию и отвечает на поставленный вопрос.
Алгоритм действий лидера в группе
1. Организует распределение специалистов.
2. Оказывает специалистам помощь в поиске информации.
3. Организует обсуждение для выявления особенностей реки (что отличает её от остальных рек?).
4. Выступает перед классом с сообщением об особенностях реки.
Изучив всесторонне реку, мы пришли к выводу, что особенность реки …………… в том, что …………………………
– Специальности следующие: картограф, гидролог, биолог, эколог, экскурсовод. Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты?
– Получите конверт с инструкцией и приступайте к работе. (В конверте лежат карточка-задание, схема работы в группе и инструкции для работы групп, дидактический материал “Река Мереть” (<Приложение1>) и “Река Иня и её экология” (<Приложение2>), “Природное сообщество пресного водоёма (<Приложение3>). Разнообразие обитателей водоема”, контурная карта Кемеровской области.
Схема работы специалистов в группах
(Учащиеся работают в группах, составляют картосхему).
VII. Выступление лидеров групп.
– Слово предоставляется лидерам групп. Все остальные делают краткие записи в тетрадь по сообщению.
VIII. Домашнее задание.
– Итак, мы с вами сегодня узнали особенности рек родного края. Ваше домашнее задание – повторить §30 учебника, нарисовать экологический плакат в защиту рек.
IX. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
(Учитель даёт оценку работы класса и отдельных учащихся).
– Урок заканчивается. У каждого из вас есть лист успешности.
Обозначьте, какую оценку вы даёте по предложенным вам вопросам?
– Спасибо за урок. На память о нашей встрече возьмите с собой картосхему. А также я приглашаю вас, ребята, вместе с вашим классным руководителем посетить в нашей школе музей боевой и трудовой славы “Память”. (Учитель вручает визитные карточки музея.
Далее приводится самоанализ занятия.