Урок географии в 6-м классе по теме: "Реки родного края"

Разделы: Биология, География, Экология


Тема урока. Реки родного края.

Цели урока:

  • формирование представлений об особенностях рек родного края;
  • развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Задачи урока:

  1. закрепить навыки работы с картой;
  2. повторить основные географические термины по разделу “Гидросфера”;
  3. прививать вкус к поисковой деятельности;
  4. учить совместной работе в группе, формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению;
  5. закрепить умение планировать свою работу;
  6. научить любить родной край;
  7. воспитывать самостоятельность в работе;
  8. создать комфортную обстановку на уроке.

Оборудование.

Физические карты России и Кемеровской области; атласы Кемеровской области; жетоны для оценок учащихся в группах; карточки-задания; карточки с заданиями для картографического тренажа; схемы работы специалистов и инструкции для работы в группах; алгоритм действия лидера в группе; дидактический материал: “Природное сообщество пресного водоёма. Разнообразие обитателей водоема”, “Река Мереть”, “Река Иня и её экология”, “использование воды”; справочные пособия; контурная карта Кемеровской области; картосхема окрестностей города Полысаево; маркеры специалистов; лист успешности; телевизор; видеомагнитофон; видеофильм о реках Кузбасса; магнитофон; аудиокассета с записью музыки; бумажные кораблики для работы с картой, информационные надписи; таблички с надписями “Иня”, “Мрассу”, “Томь”, “Кия”.

План урока.

  1. Организационно-психологический момент.
  2. Картографический тренаж.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Работа в группах.
  7. Выступление лидеров групп.
  8. Домашнее задание.
  9. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Ход урока.

Схема расположения рабочих столов

1 – Информационный стол с дополнительными информационными материалами.

2 – Расположение учащихся в группах.

3 – Классная доска.

На столах для каждой группы стоят таблички с надписями “Иня”, “Мрассу”, “Томь”, “Кия”.

На доске заранее записаны тема урока “Реки родного края”, вопрос поискового характера “В чём особенности рек Кемеровской области?”, прикреплены карточки с заданиями для картографического тренажа.

I. Организационно-психологический момент.

– Здравствуете ребята! (Звучит музыка)

– У каждого человека есть особенно дорогие, близки и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. Имя нашего родного края – Кузбасс.

Кузбасс. (С. Торбоков)

Среди высоких гордых гор –
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озёр,
Пестрят коврами луговины.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идёт, шумит по свету.
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!

– Одно из сокровищ родного края – реки.

– Тема урока – “Реки родного края”.

– Цель урока: выявить особенности рек родного края. Запишите тему в тетрадь.

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по рекам родного края. Во время путешествия вы увидите, как красива природа родного края и в том числе реки с медленным плавным течением и могучими красивыми волнами. А также увидите, как реки меняют свой красивый лирический облик и подают сигнал SOS всем нам. В конце урока мы ответим на вопрос: “В чём особенности рек родно края?” По ходу работы значимые ответы будут оценивать лидеры групп, в конце урока подведём итог.

II. Картографический тренаж.

– Ребята, перед вами сигнальные карточки.

1. Столица России

2. Административный центр Кемеровской области

1. Самая высокая точка России

2. Самая высокая точка родного края

1. Самая длинная река России.

2. Самая большая водная артерия Кузбасса.

1. Самое глубокое озеро России.

2. Самое глубокое озеро Кузбасса.

1. Крайняя северная точка России.

2. Крайняя северная точка Кузбасса

 

Ответив на вопросы карточек, мы узнаем, что будет нашим главным путеводителем. Работайте активнее, следите внимательно за ответами товарищей. Ели необходимо, дополните ответ.

(Ребята отвечают у карты на вопросы сигнальных карточек, расшифровывают слово (КАРТА)).

– Вы успешно справились с заданием, и наш путеводитель – карта.

III. Актуализация знаний.

– Прежде чем отправиться в путешествие по рекам родного края, вспомните: что такое река; что называется истоком реки; что называется устьем реки; что называется бассейном реки?

– Откройте учебник на странице 94, повторите план описания реки. Итак, как описать реку? (Дети отвечают, работают с учебником).

IV. Изучение нового материала.

– Реки – это хранилище воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом.

– Велико значение воды в жизни человека.

– Какую роль играет вода в жизни человека?

– Как используется вода в хозяйственной деятельности человека?

– Вы правильно сказали, но у вас на столах есть дополнительная информация об использовании воды в народном хозяйстве России.

Использование воды в народном хозяйстве России

Народное хозяйство – совокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы.

ГЭС (выработка электроэнергии а гидроэлектростанциях).

Угольная промышленность (гидрошахты, очистные сооружения).

Строительство (строительные растворы).

Химическая промышленность (производство пластмасс).

Чёрная и цветная металлургия (выплавка металлов).

Рыбоводство (искусственное разведение рыб).

Сельское хозяйство (орошение земель).

Жилищно-коммунальное хозяйство (отопление, водоснабжение).

Дополните ваши ответы. (Учащиеся отвечают).

– На гидрошахтах уголь добывали с помощью сильной струи воды. А кто из вас знает, где была построена первая в мире гидрошахта? Оказывается, у нас в Полысаево. В 1953 г. была сдана в эксплуатацию первая в мире гидрошахта “Полысаевская-Северная” (ныне шахта “Заречная”).

– В нашей школе № 17 действует школьный музей, где, в том числе собрано много материала об этой шахте, о людях, которые своим трудом прославляли её историю.

– Кроме перечисленного велико транспортное значение рек. А также реки являются ледяными трассами, особенно в Восточной Сибири.

– Таким образом, мы можем сказать, что любое предприятие, даже самое маленькое, нуждается в воде.

– Более подробно об использовании воды в этих отраслях вы узнаете на уроках физики, химии, биологии. Эту схему об использовании воды вы сохраните, она вам пригодится в дальнейшем при изучении географии.

Ребята, Кузбасс имеет наиболее напряжённую экологическую ситуацию в России. Проблема чистой воды – одна из острейших. Природная вода – неоценимое богатство. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью людей, животному и растительному миру, способность рек к самоочищению велика, но не безгранична. Исследования качества воды является актуальным в связи с продолжающимся загрязнением окружающей среды.

– Как хозяйственная деятельность человека влияет на экологическое состояние рек? (Дети отвечают).

– Каким образом надо охранять реки? (Дети высказывают своё мнение).

– Экологические проблемы коснулись и рек нашей местности. Найдите на картосхеме, какие реки расположены вблизи города Полысаево, запишите их в тетрадь. Назовите эти реки и покажите их на карте. (Дети называют реки Мереть и Иня).

Картосхема

Окрестности г. Полысаево

– Наши ближайшие реки Иня и Мереть имеют большое хозяйственное значение. Их воды используются местными предприятиями, однако в последнее время уровень воды снизился. Как вы думаете, какими причинами это вызвано?

– Какие предприятия используют эти реки? Основными источниками загрязнения рек являются предприятия угольной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Со сточными водами в поверхностные водные объекты сбрасывается 49260 тонн загрязняющих веществ. 19 крупных предприятий городов Ленинск-Кузнецкий и Полысаево используют воды рек Иня и Мереть. На предприятиях этих городов созданы биологические, физико-химические, механические очистные сооружения.

– Найдите на картосхеме притоки Ини и запишите их в тетрадь.

– Что вы можете сказать об экологическом состоянии этих рек?

– Напряжённость экологической обстановки растёт. Это может привести к экологической катастрофе. Приведите примеры экологических катастроф в мировом масштабе. (Китай, Амур).

– Ребята, существуют специальные очистные сооружения, которые очищают воду. На этих сооружениях стоят фильтры, для лучшей очистки можно добавить дополнительные фильтры.

– А где у нас может возникнуть такая острая экологическая ситуация? (Кемерово, Новокузнецк).

– Кроме реки Иня на территории Кемеровской области протекает 32109 рек и речушек, общая протяжённость их составляет 76479 км.

– Посмотрите фрагмент видеофильма. Запишите, какие реки вы услышали в сюжете. Устно ответьте на вопрос: в чём особенность реки Кондома? (Просмотр фрагмента видеофильма, дети отвечают на вопрос).

– Откройте атлас Кемеровской области на странице 4 и атлас России. Какие крупные реки выделяются на территории Кемеровской области? К бассейну какой реки и моря они относятся?

(Дети отвечают, учитель вывешивает на доске названия рек Томь, Иня, Кия, Мрассу).

(Учащиеся показывают эти реки на карте и указывают бумажными корабликами исток и устье. Одновременно некоторые учащиеся работают со словарями, выясняя, происхождение названия реки. Дети записывают в тетрадь, что означают названия этих рек).

– Ребята, я рекомендую вам взять эту очень интересную книгу (Шабалин В. М. Тайны имён земли Кузнецкой. – Кемерово, 1994) в библиотеке, и вы узнаете много интересного даже о самых маленьких реках.

V. Физминутка.

VI. Работа в группах.

– Крупные реки мы с вами определили, а с характеристикой рек вы познакомитесь, работая в группе. (4 группы будут рассматривать речные системы нашего края). Задача каждой группы – выявить особенность своей реки. Все работают по специальностям. Каждый специалист отвечает на свой вопрос и записывает в тетрадь, используя маркеры.

Маркеры специалистов

Картограф Исток реки …………… находится …………… Течение реки (быстрое, медленное), так как ……………. Река впадает ……………

Гидролог Питание реки …………… %.

Биолог Основные обитатели реки ……………. Растительный мир представлен …

Эколог

Экологическая проблема Пути решения
1. Загрязнение воды* ……………
2. Обмеление* ……………
3. Гибель растений и животных ……………

* – Используйте информацию “Река Мереть”, “Река Иня и её экология”

Экскурсовод Маршрут начинается ……………, проходит через пункты …………… , заканчивается …………….

Лидер группы собирает общую информацию и отвечает на поставленный вопрос.

Алгоритм действий лидера в группе

1. Организует распределение специалистов.

2. Оказывает специалистам помощь в поиске информации.

3. Организует обсуждение для выявления особенностей реки (что отличает её от остальных рек?).

4. Выступает перед классом с сообщением об особенностях реки.

Изучив всесторонне реку, мы пришли к выводу, что особенность реки …………… в том, что …………………………

– Специальности следующие: картограф, гидролог, биолог, эколог, экскурсовод. Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты?

– Получите конверт с инструкцией и приступайте к работе. (В конверте лежат карточка-задание, схема работы в группе и инструкции для работы групп, дидактический материал “Река Мереть” (<Приложение1>) и “Река Иня и её экология” (<Приложение2>), “Природное сообщество пресного водоёма (<Приложение3>). Разнообразие обитателей водоема”, контурная карта Кемеровской области.

Схема работы специалистов в группах

<Приложение4>

(Учащиеся работают в группах, составляют картосхему).

VII. Выступление лидеров групп.

– Слово предоставляется лидерам групп. Все остальные делают краткие записи в тетрадь по сообщению.

VIII. Домашнее задание.

– Итак, мы с вами сегодня узнали особенности рек родного края. Ваше домашнее задание – повторить §30 учебника, нарисовать экологический плакат в защиту рек.

IX. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

(Учитель даёт оценку работы класса и отдельных учащихся).

– Урок заканчивается. У каждого из вас есть лист успешности.

<Приложение5>

Обозначьте, какую оценку вы даёте по предложенным вам вопросам?

– Спасибо за урок. На память о нашей встрече возьмите с собой картосхему. А также я приглашаю вас, ребята, вместе с вашим классным руководителем посетить в нашей школе музей боевой и трудовой славы “Память”. (Учитель вручает визитные карточки музея.

Далее приводится самоанализ занятия.

<Приложение6>