Цели урока:
- Сформулировать и расширить знания о видах обмена веществ и энергии.
- Научить школьников различать составляющие обмена веществ (ассимиляция и диссимиляция) и доказать, что эти процессы протекают параллельно.
- Выявить этапы обмена веществ и его роль в жизнедеятельности. Повторить строение и функции органических веществ.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний учащихся (фронтальный опрос)
2. Изучение нового материала (объяснение учителя)
а) Объяснение понятия обмена веществ.
Учитель сравнивает процесс обмена веществ в организме с круговоротом веществ в природе. В тетрадь записываются определения:
- обмен веществ,
- пластический обмен,
- энергетический обмен,
- гомеостаз.
Объяснения учителя сопровождаются построением опорно-логической схемы на доске (Схема 1). Данную схему можно показать, используя ТСО.
Схема 1
б) Классификация видов обмена веществ по агрегатному состоянию.
Учитель просит вспомнить школьников, какими веществами может обмениваться организм с окружающей средой и на основе ответов учащихся составляется классификация:
1. Обмен газов.
2. Обмен воды и водных растворов.
3. Обмен органических веществ, включающих в себя белки, жиры, углеводы.
Более подробно вспоминают обмен органических веществ, опираясь на графическое изображение материала. Схему 2 учитель может заполнять вместе с учащимися, при этом школьники вспоминают строение органических веществ и их функции.
Схема 2
Обмен органических веществ
в) Выявление взаимосвязи органических веществ с использованием схемы 3:
Схема 3
Учащиеся, опираясь на свои предыдущие знания,
используя схему, предложенную учителем, делают
вывод о наличии взаимосвязи между органическими
веществами в организме.
Перед учащимися ставится цель повторить
строение и значение ферментов, АТФ.
После работы со схемой учащимися под
руководством педагога суммируются знания об
обмене веществ.
3. Закрепление знаний
Учитель предлагает ученикам объяснить схему обмена веществ с учетом приобретенных на уроке знаний.
1. Высокомолекулярные органические вещества
(белки, жиры, углеводы).
2. Низкомолекулярные вещества (аминокислоты,
жирные кислоты, глицерин, моносахариды).
3. АТФ.
4. Подведение итогов урока