Цель.
- Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц.
Задачи.
Образовательные:
- Выявить эволюционные преобразования в размножении и развитии птиц.
- Обобщить знания о происхождении птиц и пресмыкающихся.
Развивающие:
- Развивать умение логически мыслить и аргументировать свою точку зрения.
- Развивать познавательную активность школьников.
Воспитательные:
- Формировать научное мировоззрение учеников.
- Продолжить формирование коммуникативных способностей обучающихся.
Оборудование:
- На каждую группу сырые и вареные яйца, чашка Петри, препоровальные иглы, лупы, пинцеты.
На демонстрационном столе модель куриного яйца, игрушка “Ванька-встанька”.
Ход урока
I. Актуализация познавательной деятельности.
1. Поисковая беседа.
- Какой тип и класс животных мы с вами изучаем? (Тип хордовые, подтип позвоночные, класс птицы).
- С какими классами этого типа мы уже знакомы? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).
- Вспомните что, прежде всего, связывает земноводных с водой? (Размножение связано с водой).
- В чем существенное различие размножения земноводных и рептилий? (Размножение рептилий происходит на суше).
- Какие преобразования позволили рептилиям размножаться на суше? (Яйца, покрытые оболочкой, оплодотворенные яйца богаты желтком, большой запас питательных веществ обеспечивает возможность прямого развития).
2. Постановка проблемы.
- Существует ли сходство в размножении и развитии рептилий и птиц?
- Что появилось раньше яйцо или курица?
3. Небольшой экскурс в историю.
Над бескрайней равниной каменноугольного периода светило жаркое солнце.… Под его непрекращающимся жаром тут и там начинали пересыхать болота, будто какая-то невидимая рука расширяла пески… Нависшая беда, исходящая от палящего солнца и пересыхающих болот, вынудила земноводных построить еще одну оболочку на яйцах, предохраняющую их от высыхания.… А тот, кто думает о потомстве, думает о будущем…
Примерно так в рамонтическо-драматическом стиле, описывает возникновения яйца с дополнительной оболочкой автор книги “Долгий путь жизни” Т. Николов. Однако яйцо с дополнительной оболочкой – изобретение не земноводных, а пресмыкающихся.
- Что собой представляет защитная оболочка? В связи, с чем она возникла? (Изменения климата необходимость защиты от высыхания).
- Какие проблемы возникли у зародыша в связи с возникновением плотной оболочки? (Проблема с обменом веществ)
4. Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока.
- Изучить строение куриного яйца
- Раскрыть значение возникших преобразований в строении и развитии.
II. Изучение нового материала.
1. Возьмите в руки куриное яйцо и рассмотрите его форму. Найдите тупой и острый концы. Для чего имеется острый конец (форма эллипсоида – благодаря наличию острого конца яйцо легче двигается по яйцеводу). Почему яйцо имеет округлую форму? Как такая форма используется в архитектуре? (обсуждение в группах и предположительные аргументированные ответы учащихся).
Лабораторная работа в группах.
Цель: Изучить строение куриного яйца.
Инструктивная карта
- Разбейте скорлупу яйца и вылейте содержимое в чашку Петри. Скорлупу сохраните.
- Посмотрите, какой вид имеет белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят?
- Найдите в желтке округлое беловатое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Какое значение имеет такое расположение зародышевого диска?
- Проведите по желтку острием препаравальной иглы. Что вы наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?
- Рассмотрите яичную скорлупу при помощи ручной лупы. Не обнаруживаются ли в ней поры? Если обнаружены, то как они расположены: равномерно или сгруппированы в какой – то части скорлупы? Какое это имеет значение?
- Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. Определите ее значение.
- Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Какое значение она имеет?
- Зарисуйте строение яйца и сделайте надписи его частей.
- Почему снесенное птицей яйцо нельзя назвать яйцевой клеткой?
- По итогам лабораторной работы заполните таблицу.
“Жизнеобеспечение зародыша”
Проблемы |
Решение |
1. Защита | |
2. Пища | |
3. Вода | |
4. Воздух для дыхания | |
5. Отходы
|
Существует мнение, что яйцо птицы можно сравнить с моделью космического корабля. Так ли это. Ответ обсудите в группах. (Одинаковое решение биологических проблем).
2. Как же образуется яйцо в организме птицы? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение. (На экране проецируются слайды, ученик рассказывает).
3. Дополнительная информация учителя, разъясняющая название куриного яйца – амниотичекое.
В развивающемся яйце формируются три зародышевых оболочки – амнион, хорион, аллантоис. Функция этих оболочек – обеспечение независимого от среды развития зародыша в яйце.
Например, аллантоис – “склад” продуктов обмена зародыша. Амнион – образует заполняющуюся жидкостью пленку вокруг зародыша. Жидкость называется амниотической. В связи с чем название яйца – амниотическое. Третья зародышевая оболочка образует особый “внешний” дыхательный орган – хариоаллантоис.
Прослушав и зафиксировав информацию, назовите необходимые условия для развития зародыша. (Высокая температура, определенная влажность, кислород и питательные вещества).
Обратите внимание на рисунок зародыша птицы и пресмыкающихся. В чем их сходство? О чем это свидетельствует? (О родстве позвоночных).
Писк птенца, так же как и крик ребенка, - начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.
4. Демонстрируются слайды с изображением птенцов скворца и курицы.
- Одинакова ли степень физиологической зрелости этих птенцов в момент вылупливания? Ответ обсудите и обоснуйте в группах. (Учащиеся высказывают свои предположения, а затем сравнивают их с учебником, статья “Птенцы выводковые и гнездовые”).
III. Обобщение. Выводы.
Что же появилось раньше - яйцо или курица? (раньше курицы появилось яйцо – его “подарили” птицам рептилии).
Почему появление амниотического яйца было важнейшим шагом в эволюции животных? (Устранило зависимость развивающегося зародыша от наличия воды и изменения климата).
IV. Закрепление.
(Проходит в виде аукциона знаний)
Правила:
На аукцион выставляется вопрос. Команда, давшая верный ответ получает чип в виде модели яйца. Побеждает команда “купившая” наибольшее количество вопросов.
Аукцион знаний.
Вопросы:
- В чем вы видите связь между игрушкой “Ванька-встанька” и моделью куриного яйца? (При поворотах яйца и игрушки зародышевый диск и макушка игрушки всегда располагается вверху).
- Загадка гласит: “Коли лед – возьмешь серебро, возьмешь серебро – достанешь золото”. Что нашло отражение в загадке? (Яйцо: скорлупа, белок, желток).
- Хорошие хозяйки, покупая куриные яйца на рыке, встряхивают каждое яйцо около уха. Этот метод позволяет им отличить хорошее яйцо от “болтунов”. Почему? (“болтуны” - это яйца, у которых разорваны белочные канатики).
- Воздушная камера – обязательный элемент куриного яйца. Она обеспечивает нормальный ход развития зародыша. Какую роль она играет? (Воздушная камера – резервуар для воздуха, который поступает через поры. В период инкубации белок и желток нагреваются и расширяются в сторону “камеры”).
- У вас на столах два яйца – вареное и сырое. Как их можно распознать? Почему? (Жидкие части яйца – белок и желток – имеют разную скорость вращения. Внутреннее трение сырого яйца определяет кратковременное его вращение. Вареное яйцо как единое целое вращается дольше).
- Могут ли куры нести яйца без скорлупы? Почему? ( Да! Так как образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ).
- Верна ли поговорка: “ Яйца курицу не учат”? Почему? (Нет! Так как птенцы (эмбрионы) подают сигнал друг другу и матери. Они сигнализируют, когда им жарко или холодно. Наседка отвечает действиями).
- Почему в инкубаторах необходимо систематически переворачивать яйца? (эмбрион может присохнуть к оболочке яйца).
V. Подведение итогов.
Определение лучших знатоков, выставление оценок.
VI. Рефлексия.
Напишите на листочках, лежащих у вас на партах, с кем вы сегодня на уроке себя ассоциируете: с песчинкой в море, с муравьем тянущим тяжелую ношу, или с ярко горящим факелом.
Спасибо за урок!