Размножение и развитие птиц

Разделы: Биология


Цель.

  • Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц.

Задачи.

Образовательные:

  • Выявить эволюционные преобразования в размножении и развитии птиц.
  • Обобщить знания о происхождении птиц и пресмыкающихся.

Развивающие:

  • Развивать умение логически мыслить и аргументировать свою точку зрения.
  • Развивать познавательную активность школьников.

Воспитательные:

  • Формировать научное мировоззрение учеников.
  • Продолжить формирование коммуникативных способностей обучающихся.

Оборудование:

  • На каждую группу сырые и вареные яйца, чашка Петри, препоровальные иглы, лупы, пинцеты.

На демонстрационном столе модель куриного яйца, игрушка “Ванька-встанька”.

Ход урока

I. Актуализация познавательной деятельности.

1. Поисковая беседа.

  • Какой тип и класс животных мы с вами изучаем? (Тип хордовые, подтип позвоночные, класс птицы).
  • С какими классами этого типа мы уже знакомы? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).
  • Вспомните что, прежде всего, связывает земноводных с водой? (Размножение связано с водой).
  • В чем существенное различие размножения земноводных и рептилий? (Размножение рептилий происходит на суше).
  • Какие преобразования позволили рептилиям размножаться на суше? (Яйца, покрытые оболочкой, оплодотворенные яйца богаты желтком, большой запас питательных веществ обеспечивает возможность прямого развития).

2. Постановка проблемы.

  • Существует ли сходство в размножении и развитии рептилий и птиц?
  • Что появилось раньше яйцо или курица?

3. Небольшой экскурс в историю.

Над бескрайней равниной каменноугольного периода светило жаркое солнце.… Под его непрекращающимся жаром тут и там начинали пересыхать болота, будто какая-то невидимая рука расширяла пески… Нависшая беда, исходящая от палящего солнца и пересыхающих болот, вынудила земноводных построить еще одну оболочку на яйцах, предохраняющую их от высыхания.… А тот, кто думает о потомстве, думает о будущем…

Примерно так в рамонтическо-драматическом стиле, описывает возникновения яйца с дополнительной оболочкой автор книги “Долгий путь жизни” Т. Николов. Однако яйцо с дополнительной оболочкой – изобретение не земноводных, а пресмыкающихся.

  • Что собой представляет защитная оболочка? В связи, с чем она возникла? (Изменения климата необходимость защиты от высыхания).
  • Какие проблемы возникли у зародыша в связи с возникновением плотной оболочки? (Проблема с обменом веществ)

4. Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока.

  • Изучить строение куриного яйца
  • Раскрыть значение возникших преобразований в строении и развитии.

II. Изучение нового материала.

1. Возьмите в руки куриное яйцо и рассмотрите его форму. Найдите тупой и острый концы. Для чего имеется острый конец (форма эллипсоида – благодаря наличию острого конца яйцо легче двигается по яйцеводу). Почему яйцо имеет округлую форму? Как такая форма используется в архитектуре? (обсуждение в группах и предположительные аргументированные ответы учащихся).

Лабораторная работа в группах.

Цель: Изучить строение куриного яйца.

Инструктивная карта

  1. Разбейте скорлупу яйца и вылейте содержимое в чашку Петри. Скорлупу сохраните.
  2. Посмотрите, какой вид имеет белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят?
  3. Найдите в желтке округлое беловатое пятнышко – зародышевый диск. Где он расположен? Какое значение имеет такое расположение зародышевого диска?
  4. Проведите по желтку острием препаравальной иглы. Что вы наблюдаете при этом? Какое предположение можно сделать на основании этого факта?
  5. Рассмотрите яичную скорлупу при помощи ручной лупы. Не обнаруживаются ли в ней поры? Если обнаружены, то как они расположены: равномерно или сгруппированы в какой – то части скорлупы? Какое это имеет значение?
  6. Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. Определите ее значение.
  7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру. Какое значение она имеет?
  8. Зарисуйте строение яйца и сделайте надписи его частей.
  9. Почему снесенное птицей яйцо нельзя назвать яйцевой клеткой?
  10. По итогам лабораторной работы заполните таблицу.

“Жизнеобеспечение зародыша”

Проблемы

Решение

1. Защита  
2. Пища  
3. Вода  
4. Воздух для дыхания  
5. Отходы
  1. Углекислый газ
  2. Продукты обмена веществ
 

Существует мнение, что яйцо птицы можно сравнить с моделью космического корабля. Так ли это. Ответ обсудите в группах. (Одинаковое решение биологических проблем).

2. Как же образуется яйцо в организме птицы? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение. (На экране проецируются слайды, ученик рассказывает).

3. Дополнительная информация учителя, разъясняющая название куриного яйца – амниотичекое.

В развивающемся яйце формируются три зародышевых оболочки – амнион, хорион, аллантоис. Функция этих оболочек – обеспечение независимого от среды развития зародыша в яйце.

Например, аллантоис – “склад” продуктов обмена зародыша. Амнион – образует заполняющуюся жидкостью пленку вокруг зародыша. Жидкость называется амниотической. В связи с чем название яйца – амниотическое. Третья зародышевая оболочка образует особый “внешний” дыхательный орган – хариоаллантоис.

Прослушав и зафиксировав информацию, назовите необходимые условия для развития зародыша. (Высокая температура, определенная влажность, кислород и питательные вещества).

Обратите внимание на рисунок зародыша птицы и пресмыкающихся. В чем их сходство? О чем это свидетельствует? (О родстве позвоночных).

Писк птенца, так же как и крик ребенка, - начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу яйца и выходит из нее.

4. Демонстрируются слайды с изображением птенцов скворца и курицы.

  • Одинакова ли степень физиологической зрелости этих птенцов в момент вылупливания? Ответ обсудите и обоснуйте в группах. (Учащиеся высказывают свои предположения, а затем сравнивают их с учебником, статья “Птенцы выводковые и гнездовые”).

III. Обобщение. Выводы.

Что же появилось раньше - яйцо или курица? (раньше курицы появилось яйцо – его “подарили” птицам рептилии).

Почему появление амниотического яйца было важнейшим шагом в эволюции животных? (Устранило зависимость развивающегося зародыша от наличия воды и изменения климата).

IV. Закрепление.

(Проходит в виде аукциона знаний)

Правила:

На аукцион выставляется вопрос. Команда, давшая верный ответ получает чип в виде модели яйца. Побеждает команда “купившая” наибольшее количество вопросов.

Аукцион знаний.

Вопросы:

  1. В чем вы видите связь между игрушкой “Ванька-встанька” и моделью куриного яйца? (При поворотах яйца и игрушки зародышевый диск и макушка игрушки всегда располагается вверху).
  2. Загадка гласит: “Коли лед – возьмешь серебро, возьмешь серебро – достанешь золото”. Что нашло отражение в загадке? (Яйцо: скорлупа, белок, желток).
  3. Хорошие хозяйки, покупая куриные яйца на рыке, встряхивают каждое яйцо около уха. Этот метод позволяет им отличить хорошее яйцо от “болтунов”. Почему? (“болтуны” - это яйца, у которых разорваны белочные канатики).
  4. Воздушная камера – обязательный элемент куриного яйца. Она обеспечивает нормальный ход развития зародыша. Какую роль она играет? (Воздушная камера – резервуар для воздуха, который поступает через поры. В период инкубации белок и желток нагреваются и расширяются в сторону “камеры”).
  5. У вас на столах два яйца – вареное и сырое. Как их можно распознать? Почему? (Жидкие части яйца – белок и желток – имеют разную скорость вращения. Внутреннее трение сырого яйца определяет кратковременное его вращение. Вареное яйцо как единое целое вращается дольше).
  6. Могут ли куры нести яйца без скорлупы? Почему? ( Да! Так как образование скорлупы не происходит, если в корме мало минеральных веществ).
  7. Верна ли поговорка: “ Яйца курицу не учат”? Почему? (Нет! Так как птенцы (эмбрионы) подают сигнал друг другу и матери. Они сигнализируют, когда им жарко или холодно. Наседка отвечает действиями).
  8. Почему в инкубаторах необходимо систематически переворачивать яйца? (эмбрион может присохнуть к оболочке яйца).

V. Подведение итогов.

Определение лучших знатоков, выставление оценок.

VI. Рефлексия.

Напишите на листочках, лежащих у вас на партах, с кем вы сегодня на уроке себя ассоциируете: с песчинкой в море, с муравьем тянущим тяжелую ношу, или с ярко горящим факелом.

Спасибо за урок!