Урок биологии в 6-м классе по теме: "Шляпочные грибы". Лабораторная работа "Изучение строения тел шляпочных грибов"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора;
  • сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

Средства обучения:

  • таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”;
  • модели шляпочных грибов;
  • муляжи шляпочных грибов;
  • натуральные объекты (сушеные и консервированные шляпочные грибы).

Ход урока

I. Опрос.

  1. На какие группы делятся организмы живой природы?
  2. Почему грибы занимают особое место среди эукариот и выделены в особое царство?
  3. Выделить признаки грибов как животных и как растений.

Признаки грибов как

животных растений
  1. Гетеротрофы(но питание у них поверхностное), есть мертвоеды, хищники, паразиты.
  2. Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное.
  3. Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов.
  1. Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.
  2. Колоссальная скорость роста.
  3. Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений(спермии).
  4. Способ поглощения пищи- путем всасывания.
  5. Питание растворимыми органическими и минеральными веществами.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки.

В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.

Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.

Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

(Можно использовать подсказки – загадки

- Пока дети – каждый в берете, повзрослели – шляпы надели.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.)

2. Особенности строения шляпочных грибов.

а) Рассказ учителя, составление схемы на доске.

б) Работа по рис. 20 на странице 37 учебника.

Дополнение учителя:

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

в) Лабораторная работа “Изучение строения тел шляпочных грибов”.

(Работа по инструктивной карточке учебника на стр. 38.)

Выполнение задания № 31 в рабочей тетради.

3. Симбиоз растений и грибов.

а) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр. 39 и рис. 22.

б) Выполнение задания 32 в рабочей тетради.

в) Формулировка вывода:

Симбиоз - тесная связь растения и гриба, связь полезна как одному, так и другому.

Грибокорень – проникновение грибницы в корень дерева.

(микориза)

4. Съедобные и ядовитые грибы.

а) Работа с использованием настенных таблиц и рисунков 23, 24 на стр. 40 учебника

б) Сообщения учащихся о съедобных и ядовитых грибах. “Грибы - двойники”

в) Учитель: ребята, мы многое узнали о грибах, и нам уже можно отправляться в лес за грибами. Но вначале давайте прочитаем письмо, которое пришло нам от Старичка-Лесовичка. [2]

г) Дети читают письмо (“Собирать нужно только хорошо известные грибы!”

Учитель: Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов.

д) “Третий лишний”:

(Работа по карточкам. Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб в каждой карточке не имеет этого признака и поэтому является лишним. )

  

5. Правила сбора грибов.

6. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами.

(Быть внимательными при сборе грибов;

если сомневаетесь в съедобности гриба, то лучше его не брать;

старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;

нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).

7. Выращивание грибов (шампиньоны, вешенки).

8. Учитель: А что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб?

(Дети высказывают свои предположения, после чего учитель читает рассказ “Что в лесу лишнее”) [4]

Что в лесу лишнее

Слушает Девочка дедушкину сказку:

Шел раз грибник по лесу. Видит – стоит на полянке мухомор. “Вот я тебя!”, думает человек и поднимает палку. Вдруг гриб говорит человеческим голосом:

- Погоди меня губить, дай слово молвить. Посмотри вон туда. Видишь грибные пеньки.

Это все, что осталось от двух моих братьев. Первый погиб, когда еле приплелся сюда больной дикий кабан. Съел он моего брата, немного полежал, встрепенулся и убежал в лес. А вчера отыскал нас олень. Шатался он от слабости. Съел второго моего братца и веселый побежал по своим делам.

- Раздумал я тебя губить, - сказал человек.

И пошел дальше по лесу. Встретил муравейник, не ткнул в него палкой, как делал раньше. Ни одного деревца, ни одной веточки не сломал.

- Поняла, - сказала Девочка. – Ничего нет в лесу лишнего, ненужного.

III. Задание на дом.

Изучить параграф 8, ответить на вопросы в конце параграфа, принести результаты опыта по выращиванию плесневого гриба.

IV. Закрепление.

1. “Заморочки из бочки” [6]

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).

Б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )

в)Император Клавдий, французский король Карл VI , папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами)

г) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом –подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)

2. Задания по карточкам [6] (Отгадайте, название каких грибов зашифрованы в ребусах?)

 

 

Рисунок 5

3. Объясни смысл поговорок. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям в данной научной области?

  • Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
  • Гриб быстро растет под дубом.
  • Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
  • Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
  • Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
  • Гриб растет ночью.
  • Грибы- не хлеб.
  • Лучше рыжик, чем ничего.
  • Молодые опенки, да черви в них.

4. Ответить на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)

- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )

- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)

- Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов? (Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид)

- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)

- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)

- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)

- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)

- Кого можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)

- Ядерные организмы (Эукариоты)

- Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов? (Сапрофиты)

-“Точка, точка, запятая…” Назовите формы бактерий (Кокки и вибрионы)

- Палочковидная форма бактерий. (Бациллы)

- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)

- Группа организмов, не имеющая ядра (Прокариоты)

- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)

Список использованной литературы.

  1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Изд. Творческий Центр; М., 2005г.
  2. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Академия развития; Ярославль 1998г. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. Изд. Аст-Пресс М. 1999г.
  3. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология 6 класс.
  4. Койдан С. Лесной жемчуг. Изд. Лумина; Кишинев 1972г.
  5. Латюшин В.В., Лемехова Е.А. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. Изд. Дрофа; М., 2004г.
  6. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Изд. Творческий Центр; М., 2003г.
  7. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Изд. Дрофа; М., 2000г.