Физика
-
Научно-практическая конференция "Реактивное движение" (деловая игра) 2006
Представлена деловая игра, в ходе которой учащиеся получают возможность доказать свою точку зрения, проявить мировоззренческую позицию и при этом выступить в иной социальной роли: теоретиков и экспериментаторов, а также историков, журналистов, космонавтов и экологов. Конференция направлена на развитие мышления учащихся путём самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой. Содействует экологическому, патриотическому воспитанию школьников.
-
Методическая разработка по теме: "Кинематика в графиках" 2006
Методическая разработка адресована учителям школ, гимназий, лицеев и колледжей, слушателям подготовительных курсов, а также учащимся старших классов. Отбор материала проведен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по физике. Рассмотрена специфика решения графических задач, проведен подробный анализ графиков всех кинематических величин для прямолинейного равномерного и равнопеременного движения.
-
Программа спецкурса на тему: "Кинематика в графиках" 2006
Методическая разработка адресована учителям школ, гимназий, лицеев и колледжей. Программа спецкурса для профильных физико-математических и естественнонаучных классов содержит пояснительную записку, в ней представлены основные методы работы и формы организации учебной деятельности учащихся, дается описание планируемых результатов, предлагается тематическое планирование (на 34 часа), есть список литературы.
-
Информационный ресурс как фактор интеграции моделей и методик 2006
Информационные ресурсы - это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания; это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Информационные ресурсы с элементами естественно-научных и гуманитарных наук можно подобрать практически к любому уроку. Очень полезна работа с информационным ресурсом, на основе которого школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
-
Управление работой центра информационных технологий 2006
Для эффективного использования информационных технологий в рамках среднего образования требуется поиск организационных форм и методов. В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом в нашей гимназии в этом учебном году был создан центр информационных и коммуникационных технологий. В статье предложены обязанности руководителя и положение о центре информационных и коммуникационных технологий.
-
Волшебным миром я фонтанов очарован… 2006
В данной работе представлен методический паспорт учебного проекта "Волшебным миром я фонтанов очарован...", который был выполнен с учащимися 7-го класса при изучении темы "Давление". Данный проект предусматривает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Рассчитан по времени на две недели
-
Многоуровневая лабораторная работа "Исследование архимедовой силы" 2006
Трудности, встречающиеся в учебном процессе, средства их преодоления ставят перед учителем ряд вопросов, к решению которых требуется неординарный подход. На мой взгляд, одними из решений этих вопросов являются демонстрационный эксперимент и лабораторные работы. Для этого эксперименту придается специфический характер, в ходе осуществления которого активное участие принимают учащиеся. Поэтому лабораторная работа, а тем более многоуровневая лабораторная работа, необходима для приобретения основных навыков и умений учащимися.
-
Урок физики в 11-м классе по теме: "Способы индуцирования тока" 2006
Данный урок представляет собой урок изучения нового материала с применением компьютерных технологий. 3-й урок физики в 11-м классе в разделе "Электромагнетизм". Изучение данной темы плотно связано с изучением тем "Электромагнитная индукция", "ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле". Тема является основой для изучения последующих тем: "Генерирование переменного тока", "Использование электромагнитной индукции". Для реализации поставленных задач была выбрана форма урока в виде беседы с элементами поиска. Метод обучения - диалогический с эвристическими заданиями. При подготовке к уроку были учтены особенности развития учащихся. Это и разноуровневые задания при контроле, и актуализации знаний, и задания для исследовательской работы. На уроке был реализован элемент индивидуализации обучения: возможность самостоятельного выбора заданий разного уровня сложности с учетом индивидуального темпа работы при выполнении исследовательских заданий. Для повышения интереса к теме урока было использовано электронное учебное пособие "Открытая физика 1.1".
-
Обеспечение разноуровневого обучения физике учащихся 10-го класса средствами интегральной технологии 2006
В статье предложены структуры блока уроков по теме "Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы", подобраны множество задач минимального, общего и продвинутого уровней, тестовые задания для реализации обратной связи. Автор этой статьи дает право учителю самому выбирать вопросы вводного повторения, план представления нового материала и использовать множество задач разного уровня сложности и тестовые задания на своих уроках.
-
Физическая игра для учащихся 7—8-х классов: "Физическими тропами" 2006
Мы предлагаем коллегам материалы для проведения внеклассного мероприятия по физике в 7–8-х классах. Это игра "Физическими тропами". Для оживления игры и развития интереса учащихся к физике и информатике мы использовали наглядное продвижение команд по тропе. (Как в общеизвестных настольных играх, только на экране компьютера, отображённом на большом экране с помощью проектора). Автоматизированный подсчёт очков, а также тот факт, что итоги тоже подводит машина, очень понравились учащимся. Необычно и то, какую программу мы использовали. Это Excel. Взгляните, возможно, вам понравится.
-
Тема урока по физике: "Загадочные явления природы и загадки человеческого глаза" 2006
Урок изучения нового материала о загадочных явлениях природы и загадках человеческого глаза.
-
Интегрированный урок: физика + химия по теме: "Строение атома" 2006
Как сказал А.Франц: "Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом". Поэтому мы сделали свой урок познавательно-занимательным и очень разнообразным: это и сообщения учащихся об открытиях ученых, и просмотр видеофильма об опыте Э.Резерфорда, и разгадывание ребусов и загадок о химических элементах, и знакомство с творчеством известного русского поэта В.Брюсова. С помощью схем, таблиц, рисунков в опорном конспекте мы старались помочь учащимся систематизировать новую учебную информацию.
-
Урок по физике на тему: "Плотность вещества" 2006
Данный урок построен таким образом, что учащиеся, проведя небольшое исследование, способны самостоятельно дать определение новой для них физической величины "плотность". Для проверки степени усвоения материала на уроке используется тестовое задание, результаты которого покажут, что необходимо доработать на следующих уроках.
-
Формирование интереса учащихся к изучению физики через внеклассную работу по ПДД 2006
Среди множества путей формирования интереса к физике можно использовать и внеурочные занятия по ПДД. Цель таких занятий проста - показать неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения. В работе рассмотрены рекомендации по проведению занятий ЮИД 7–8-х классов. Предлагается описание бесед: "Прекрасный мир движений", "Скорость", викторины "Сила трения", беседы с элементами игры "Автомобиль и история его создания". КВН "Автомобиль. Физика. Дорога".
-
Обратная связь в преподавании физики 2006
Современная практика преподавания физики требует организации обратной связи ученика с учителем. Одна из ее форм - анкетирование. Цель анкетирования - выявление положительных и отрицательных моментов совместной работы в изучении физики, выяснение степени усвоения предмета и овладения приемами учебной деятельности, определение эффективности межпредметных связей. Даны 3 примера анкет для разных классов. При анализе анкет учитель видит свою работу в динамике, моменты, требующие коррекции.
-
Интеллектуально-игровые задания на уроках 2006
Интеллектуально-игровые задания позволяют насытить урок мыслительной деятельностью, я их применяю наряду с отрывками из художественной литературы, стихами, загадками, пословицами, интересными фактами. Их периодическое вкрапление позволяет подготовить учащихся к выполнению тестов различного уровня, в том числе и на определение коэффициента интеллекта.
-
Методическая разработка интегрированного урока — лабораторной работы по физике и информатике в 8-м классе на тему: "Агрегатные состояния вещества" 2006
Интеграция с информатикой позволяет включить в урок элементы компьютерного моделирования, что позволяет активизировать деятельность учащихся и формирует интерес к предмету. Компьютерная модель позволяет, в данном случае, выделить главные параметры, которые будут исследоваться, и полностью устранить второстепенные признаки, т.е. идеализировать изучаемый объект.
-
Изучение реактивного движения на уроке физики в 9-м классе 2006
Представлен иллюстрированный конспект урока, построенного на основе деятельностного подхода. В результате чего учащиеся не только самостоятельно формулируют новое определение, но и выводят основную формулу. Проверить освоение материала предыдущего урока помогает репертуар детских песен.
-
Использование программного продукта Microsoft Excel на уроках по физике 2006
В условиях современной потребности общества знаний в области информационных технологий необходимо, чтобы учитель мог эффективно использовать их для повышения качества обучения школьников. Многие средства прикладного программного обеспечения компьютера можно и нужно использовать на уроках. В своей статье, я хочу поделиться опытом использования одной из офисных программ на уроках по физике.
-
Интегрированный урок по биологии (физике) на тему: " Функция органов зрения. Гигиена зрения". 9-й класс 2006
На уроке средствами биологии и физики рассматриваются вопросы строения и функционирования глаза человека. В нестандартной форме подается материал на повторение зоологии. Проводится несколько опытов, которые раскрывают основные функции зрения. Даются рекомендации по проведению гимнастики для глаз и гигиене глаз.
-
Урок физики для классов с углубленным изучением: "Решение задач методом "чёрного ящика" 2006
При создании урока использован метод физического эксперимента с применением элементов конструирования. Урок рассчитан на класс с углубленным изучением физики. В данной разработке представлен отчёт учащихся по выполнению экспериментально-исследовательской работы для решения задач методом «чёрного ящика».
-
Элективный курс "Изучение современных измерительных приборов" 2006
В настоящее время в российской системе образования происходят глобальные перемены, связанные с переходом на профильное обучение. Основным вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации. При этом возникает ряд задач по удовлетворению индивидуальных запросов учащихся. Для того чтобы суметь учесть склонности и реализовать свои способности, ученики должны пройти некую предпрофильную подготовку, о чём уже сегодня очень много и громко говорится в средствах массовой информации. Предлагаемая программа является одним из таких элективных курсов, который предназначен для учащихся 9-х классов в объёме 68 часов (2 часа в неделю). Программа курса охватывает три темы: механика, молекулярная физика, электродинамика (законы постоянного тока).
-
Деловая игра по физике на тему: "Атом и атомное ядро" 2006
Игра проводится как итоговое занятие по теме "Атом и атомное ядро" второго курса. Вопросы, которые включены в задания, позволяют проверить знания всей темы, ликвидировать пробелы. При выполнении задания "Экология и ты" учащиеся используют не только конкретный физический материал, но и знания по истории России, товароведению, основам безопасности жизнедеятельности. Содержание этого задания можно менять, используя самый свежий материал средств массовой информации (СМИ).
-
Модульное обучение на уроках физики 2006
Современная сменная общеобразовательная школа - особый тип учебного заведения, в которой обучаются в основном дети из неблагополучных семей, педагогически запущенные дети, трудные подростки. Поэтому нашим учащимся важно, чтобы знания не просто сообщались учителем, им непременно нужно объяснить, как все это они смогут использовать - применить в своей жизни. Известно, что положительное отношение ученика к учению определяется интересом к предмету. Если учителю удается пробудить его, то создаются предпосылки для самостоятельной познавательной работы учащихся. Если интерес "не подключен", информация пройдет через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций и при полном безразличии.
-
Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: "Диффузия" 2006
Урок по теме "Диффузия" проводится в 7-м классе (учебник А.В. Перышкин, М, "Дрофа", 2000). Тема урока является промежуточной в изучении первоначальных сведений о строении вещества. Демонстрационные и фронтальные эксперименты позволяют наглядно представить изучаемое явление, выявить его физическую сущность и дать сравнительную характеристику. Ход и содержание урока позволяют выявить глубину и систематичность усвоения изучаемого материала. Актуализация экспериментов, использование различных способов активизации мыслительной деятельности позволяет отнести этот урок к "нескучным" урокам физики.
-
Тема урока: "Экспериментальное исследование зависимости p х V = const (закон Бойля–Мариотта)" 2006
На уроке формируется представление о решении экспериментальных задач с помощью компьютера, устанавливаются прочные межпредметные связи. Мотивация познавательной деятельности на уроке осуществляется через самореализацию ученика. Компьютерная программа предоставляет ученику возможность самому выявить недостатки усвоения материала и исправить их в индивидуальной или мини-групповой работе, или с помощью учителя. Оценка учебной деятельности в режиме реального времени рождает у ребенка чувство уверенности в своих познавательных возможностях.
-
Первый урок физики в 7-м классе, разработанный по методике деятельностного подхода 2006
Нами разработана серия вводных уроков физики, на которых применяется методика деятельностного подхода в обучении физике, разработанная С.В.Анофриковой. Данная методика основана на анализе философской категории "человеческая деятельность" и исследованиях психологов в области деятельностной теории учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). На уроках, организуемых по этой методике, учитель, во-первых, создает ситуации, в которых у учеников возникает потребность в создании новых знаний, организует их деятельность, по логике, соответствующую деятельности ученых, в результате которой они самостоятельно формулируют новое знание, и, во-вторых, предлагает учащимся специально составленные упражнения, при выполнении которых ученик вынужден использовать новое знание. Эти уроки были апробированы в течение последних двух лет. Следует отметить, что данная методика способствует более глубокому пониманию учащимися учебного материала, повышает их познавательную активность, вызывает интерес к предмету, способствует более качественному и прочному усвоению знаний. В данной публикации приводится описание первого урока из разработанной на основе деятельностного подхода в обучении физике серии уроков введения для 7-го класса.
-
Игровое занятие по физике в 7-м классе в форме "Последний герой" 2006
В игровом занятии "Последний герой" по теме "Сила" участвуют 2 команды - племена по 5 человек, отбор в которые прошел заранее. Команды могут быть из одного и того же класса или из параллельных классов. Каждое племя проходит испытания, после каждого из которых выбывает определенное число игроков. Проведение нестандартных уроков влияет на становление личности ученика.
-
Интегрированный урок: физика + биологии по теме: "Заочная экскурсия в зимний лес" 2006
Интегрированный урок биологии и физики посвящен тепловым явлениям в природе.
-
Интегрированный урок: математика + физика по теме: "Треугольники и углы" в теме "Простые механизмы" 2006
После изучения темы "Треугольники" в курсе геометрии 7-го класса, а по физике - "Простые механизмы", "дороги" этих предметов пересеклись. Дети уважают не только отлично знающих свой предмет учителей, но и педагогов, учитывающих интересы и вкусы молодёжи. На бинарном уроке у каждого учителя не только своё "соло", но и дуэт с коллегой. Знания ребят по геометрии легко применялись при рассмотрении физических задач.