Цели:
- Образовательные: расширить кругозор учащихся, привить навыки общения в различных жизненных ситуациях, повторить основные законы, определения и формулы в ходе игры.
- Развивающие: развитие интеллектуальных умений, памяти, абстрактного воображения, логического, творческого и графического мышления, умения решать нестандартные задачи и ситуации, умения “видеть” физику в окружающем мире, а также умение выдвигать учебные гипотезы для объяснения физических явлений и результатов опытов.
- Воспитательные: повышение самооценки учащихся, раскрепощение личности учащихся, сплочение коллектива, формирование научного мировоззрения, воспитание командного духа и формирование волевого стремления к победе.
Задачи: заинтересовать ребят физикой, сплотить коллектив, повторить основные законы, определения и формулы в ходе игры.
Оборудование:
- плакат с эпиграфом “Физика не управляет миром, но помогает понять, как управляется мир” (И. В. Гете);
- маршрутный лист;
- график движения туристов на ватмане или доске;
- карточки с рисунками животных, птиц, транспорта и людей и средними скоростями их передвижений;
- кроссворд с заданиями (в 5 экземплярах).
Состав команд: 5 команд по 4-5 человек в каждой.
Ведущие: учитель и 4 помощника.
Подготовительный период: каждая из команд заранее получает задание – придумать название и девиз команды и оформить свой маршрутный лист (обложка и таблица с названием станций и колонками для выставления баллов на листе А4).
Место проведения: кабинет физики или актовый зал.
Время проведения: 40 минут.
Инструкция: в кабинете организуется 5 станций. Время работы на каждой станции – 5 минут. На каждом этапе команда получает свое задание, выполняет его, получает определенное количество баллов и переходит на следующую станцию. Побеждает команда, набравшая по результатам игры наибольшее количество баллов. Её участники получают дипломы или грамоты, а также можно поставить оценки в журнал.
Содержание мероприятия
На доске красиво написана тема “Путешествие в страну Кинематика”, на стене или доске вывешивается плакат с эпиграфом “Физика не управляет миром, но помогает понять, как управляется мир”. У каждой команды на руках свой маршрутный лист, в который ведущий каждой станции будет вносить баллы. Перед началом игры ведущие заслушивают название и девиз команд, оценивают их оригинальность и практичность (максимум – 3 балла). Далее переходят к работе на станциях.
1. Станция “Движение и наблюдатель”.
Ведущий задает вопросы. За каждую верно решенную задачу команда получает по 1 баллу.
- Небольшой камень застрял в канавке протектора движущегося грузовика. Нарисовать траектории его движения относительно корпуса машины и Земли. (Относительно Земли траектория – циклоида – кривая, состоящая из бесконечного числа арок, каждая из которых соответствует полному обороту колеса; относительно грузовика камень описывает окружность).
- Вы совершаете прогулку: 3 километра к востоку, 2 километра к северу, 3 километра к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажетесь. (На 2 километра к северу).
- Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью нитки и линейки? (Длина окружности l = 2R = DD = l/).
- В субботу до возвращения в гараж автобус сделал 10 рейсов, а в воскресенье – 15 рейсов. В какой из этих дней автобус проехал больший путь? Совершил большее перемещение? (Больший путь – в воскресенье, а перемещение и в субботу и в воскресенье равно 0, т.к. начальная и конечная точки траектории совпадали).
- Какую форму должна иметь траектория точки, чтобы пройденный ею путь мог равняться перемещению? (Траектория – прямолинейная).
- Одинаковые ли пути проходят электровоз и хвостовой вагон при движении поезда? (Да).
- Лётчик – спортсмен сумел посадить самолёт на крышу легкового автомобиля. При каком условии это возможно? (Когда скорость самолёта относительно автомобиля равна 0; скорости самолёта и автомобиля относительно Земли равны).
- Какая стрелка движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная на башенных? (Секундная движется быстрее).
2. Станция “Прогулка с туристами”.
Нужно, пользуясь графиком движения туристов, ответить на ряд вопросов. Каждый верный ответ – 1 балл.
- Как двигались туристы на участке 2? (Участок 2 графика показывает, что через 2 часа после отправления в путь туристы были вынуждены вернуться домой).
- На каких участках пути, какими видами транспорта они пользовались? (Если судить по скорости его движения, то на участках 1, 2, 3 они двигались пешком, на 5 – на велосипеде или лошади, на 7 – на поезде, автомобиле, мотоцикле, а вернулись домой (9) – на самолёте).
- Когда и сколько времени они отдыхали? (Туристы отдыхали по часу на участках 4, 6 и 3 часа на участке 8).
- Когда они вернулись домой? (Туристы вернулись обратно через 15 часов после первого отъезда из дома или через 13 часов после второго отъезда).
Рисунок 1
3. Станция “Любители животных”.
Участникам выдают карточки с рисунками животных, птиц, транспорта и людей и отдельно со скоростями их передвижения. Необходимо определить, кому и чему соответствуют данные скорости. Каждое совпадение с ответом приносит команде 1 балл.
Сокол | 360 км/ч | Лошадь | 13 км/ч |
Ласточка | 120 км/ч | Рыба | 4 км/ч |
Колибри | 100 км/ч | Черепаха | 70 м/ч |
Охотничья собака | 90 км/ч | Улитка | 5,4 м/ч |
Орёл | 86 км/ч | Пешеход | 1,5 м/с |
Заяц | 65 км/ч | Лыжник | 5 м/с |
Пчела | 50 км/ч | Теплоход | 18 м/с |
Муха | 18 км/ч | Поезд | 100 м/с |
Бегун | 10 м/с |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
4. Станция “Задачи – шутки”.
Команде предлагается решить задачи “с секретом”. За каждый верный ответ присуждается 1 балл.
1) “Во время прилива”.
Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
Пояснение: Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому что с водой поднимутся и корабль, и лестница.
2) “Из Москвы в Тулу”.
В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?
Пояснение: Встретившиеся путешественники находятся в одном месте, и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.
3) “Полёт туда и обратно”.
Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут, а из точки В в западном направлении до точки А — за 1 час 20 минут. Почему?
Пояснение: Отвечая на этот вопрос, часто пытаются объяснить разницу в скорости полета различными причинами (направлением ветра, скоростью вращения Земли и т. п.), не обращая внимания на то, что 80 минут и 1 час 20 минут это одно и то же.
4) “Солнечная погода”.
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Пояснение: Через 72 часа, т. е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может.
5. Станция кроссвордистов.
Команде выдаётся лист с сеткой кроссворда. Ведущий зачитывает вопрос, а один человек из команды вносит в бланк ответ. Каждый верный ответ приносит команде 1 балл.
По горизонтали:
1. Наука о механическом движении и взаимодействии тел в процессе этого движения. (Механика).
3. Определение положения тела в любой момент времени (в сокращении). (О. З. М.).
4. Линия, вдоль которой происходит движение тела. (Траектория).
8. Способ описания движения. (Координатный).
9. Каким бывает движение по траектории? (Криволинейное).
12. Vср. = S/t, S – весь путь, t – всё время. Как называется скорость? (Путевая).
13. Что описывается уравнением x = x0 + V0xt + axt2/2? (Движение).
14. Скорость в данный момент времени или в данной точке траектории. (Мгновенная).
16. Как называется число оборотов за единицу времени? (Частота).
По вертикали:
2. Раздел механики, изучающий способы описания движения и связь между величинами, характеризующими это движение. (Кинематика).
5. Длина траектории. (Путь).
6. Вектор, соединяющий начальное положение тела с последующим (с конечным). (Перемещение).
7. Движение, при котором за равные промежутки времени тело совершает одинаковые перемещения. (Равномерное).
10. Как называется движение или падение тел в вакууме. (Свободное).
11. Физическая величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени. (Ускорение).
15. Время одного оборота. (Период).
Рисунок 4
В конце игры подводятся итоги, подсчитываются баллы и определяется победитель. Победившая команда награждается дипломом и призами, проигравшая команда – поощрительными призами. Кроме того, можно выставить оценки в журнал.
Литература
- Билимович Б.Ф. Физические викторины в средней школе. М.: 1964
- Браверман Э.М. Вечера по физике в средней школе. М.:1969
- Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: 1985
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2003
- Педагогическая практика: Методические рекомендации для студентов 4-5 курсов.- Коломна: КПИ, 2001
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: 1972
- Фурсов В.К. Задачи – вопросы по физике. М.: 1977
- Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. М.: 1990