Класс: 8-й
Время: 2 урока
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-аукцион
Цели урока:
- повторить и обобщить знания по теме: (основные понятия, формулы, законы);
- осуществить интеграцию предметов физика, технология, ОБЖ, история;
- показать применение знаний на практике;
- развитие мышления, умения делать выводы, анализировать;
- воспитание культуры труда, навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью.
Оборудование:
- на стене портреты ученых: Ома, Ампера, Вольта, Ленца, Лодыгина, Яблочкова, Якоби. Название стенда “Люди науки”;
- на демонстрационном столе : демонстрационный амперметр, вольтметр, лампа накаливания, различные бытовые приборы (утюг, вентилятор, паяльник);
- на ученических столах оборудование согласно карточкам – заданиям для выполнения эксперимента (источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, лампочка, нагревательный элемент, электрический звонок, соединительные провода;
- на доске: эпиграф на плакате:
справа “Мы, играя проверяем,
вверху что умеем и что знаем”,
слева: на магнитной доске схема цепи, составленная из карточек обозначением элементов цепи;
- на стене таблица “Электробезопасность”;
- плакат: “Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией” и ксерокопии на каждой парте;
- коробка с жетонами, которые выдаются за верные ответы на ряд консультантами-старшеклассниками;
- лист учета “проданных товаров” (ответов учащихся)
Список учащихся по рядам | I лот Допуск |
II лот Теория |
III лот Задачи |
IV лот Эксперимент |
Итоговые баллы |
|
Оценка | ||||||
1 | 1Петров 2Агеева : |
|||||
2 | ||||||
3 |
Ход урока
I. Оргмомент (готовность класса к уроку)
II. Мотивационная часть урока
Учитель физики: Сегодня на уроке повторим основные понятия, величины, формулы по нашей теме, объединяя со знаниями по технологии, ОБЖ.
Урок проводим в форме игры-“аукциона”
Аукцион – распродажа товаров за высокую плату. Ваша плата – знания. (За верный ответ получаете жетон на группу-ряд). Активность каждого в уроке оценивают консультанты-старшеклассники.
Учитель технологии: Ваши знания по физике об электрическом токе необходимы и применимы в работах по технологии, в быту, в технике. Эти знания необходимы в ряде профессий, как электрик, монтер, энергетик и т.д. Применение электрического тока велико, но и при пользовании им необходимо соблюдать технику безопасности.
Учитель физики: Ребята, а какие цели вы сами поставите перед собой на урок?
Учащиеся (2 человека) зачитывают стихотворение:
Сегодня вспомним все о токах-
Заряженных частиц потоках,
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы.
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке.
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем.
Всех проводов, величество,
Зовется “Электричество”
Проявим нынче мы уменья,
Законы объясним, явленья
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновенье.
Эксперименты проведем,
И победителей найдем!
Учитель физики: Спасибо! Итак, для участия в аукционе вы должны получить допуск.
I лот – допуск
II лот – теория - это основные этапы урока
III лот – задачи
IV лот – эксперимент
Учитель физики: Внимание на схему цепи! Найти ошибки на схеме, назвать все элементы цепи, их соединения, исправить их. (Учитель указкой показывает на элементы цепи).
Что означают эти числа?
Учитель технологии: Верно, при пользовании током надо соблюдать технику безопасности. Проверим ваши знания по соблюдению т/б в следующих ситуациях.
(Учитель сам создает “учебные” ситуации по нарушению техники безопасности, а учащиеся должны подметить нарушение и сделать из наблюдений вывод по исправлению ошибок, по 2 ситуации на ряд)
а) Учитель технологии помыл руки, не вытерев их, начал работать с электрическими приборами, собирать электрические цепи.
б) Замена электрической лампочки при ее включении в сеть.
в) Ремонт утюга при включенном состоянии.
г) Пользуется электрическим кипятильником с отколотой, поломанной штепсельной вилкой.
д) Одновременно включают в сеть много потребителей. В это время происходит отключение электроэнергии в связи с перегрузкой цепи.
е) Накрыть электрическую лампу газетой.
Учитель технологии благодарит за верно подмеченные нарушения
И обращает внимание на правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией. (Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией даны каждому на парту)
Нарушение правил приводит к поражению человек а.
Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией.
- Включайте в электросеть утюг, плитку, чайник и другие электроприборы, только исправные и при наличии несгораемой подставки. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым предметам и деревянным конструкциям.
- Следите , чтобы электрические лампы не касались бумажных и тканевых абажуров. Не закрывайте домашними предметами автотрансформатор и стабилизатор и не устанавливайте их на пол.
- Не забывайте , уходя из дома, включить электроосвещение и все электроприборы, в том числе и телевизор, радиоприемник, радиолу и другие.(кроме холодильника).
- Не применяйте большого количества соединительных шнуров и удлинителей.
- Не допускайте одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии (телевизор, камин, чайник и др.), вызывающих перегрузку сети.
- Опасно промачивать электропровода, заклеивать их обоями, подвешивать на гвозди, оттягивать, завязывать в узлы. Применять ветхие соединительные шнуры, удлинители. Все это приводит к нарушению изоляции и короткому замыканию электроприводов и горению изоляции.
- Опасно пользоваться неисправными выключателями, розетками, штепселями, подключать оголенные концы при помощи скрутки проводов к электросети. В этих случаях возникают большие переходные сопротивления, которые приводят к сильному нагреву электропроводов и горению изоляции.
- Серьезную опасность представляет использование нестандартных, самодельных предохранителей (“жучков”).
- Электросеть от перегрузок и коротких замыканий защищают предохранители только фабричного изготовления.
- Следите за исправностью и чистотой всех электробытовых приборов. К монтажу электропроводки и ремонту электроприборов привлекайте только специалистов. В этих случаях будет исключена возможность возникновения пожара от электроприборов.
Учитель физики: Как вы думаете, польза действия тока на организм есть? Какая необходима первая помощь при поражении? (Ребята дают ответы)
Сообщение учащихся: Действие электрического тока на организм может быть и положительным. Это используется в медицине. Например, при радикулите, неврологии и других заболеваниях применяют гальванизацию, приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение.
Посредством электрических раздражений мозга (электрошок) лечат психические заболевания. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.
Учитель физики: Благодарю за все ответы и надеюсь на правильное пользование электрическим током. Все получили допуск к следующему II лоту – теории.
Этот лот проводит учитель технологии.
Учитель технологии: У вас на партах вопросы (по 2 вопроса) отвечаем по парам, если нет ответа - другие могут помогать.
Примерные вопросы:
1. Что такое электрический ток?
2. Какие условия необходимы для существования тока?
3. Что называется электрическим током в металлах?
4. Какие еще физические свойства металлов знаете?
5. Как называются устройства, создающие и поддерживающие электрическое поле?
6. Приведите примеры источников.
7. Что называется электрической цепью.
8. Изображение электрической цепи как называется.
9. Назовите ученых, которые внесли вклад в учение о токе.
10. Какие основные законы в этой теме изучили.
11. Сформулируйте их.
12. Назовите их формулы.
13. Какие действия тока используются в быту, технике (назвать и приборы)
14. Где используется металл, вольфрам, свинец, нихром и почему? Для чего? Почему?
15. Внимание! На портреты Лодыгина, Яблочкова, Якоби-какой вклад внесли эти ученые в развитие науки. (Ответы очень кратки). Краткие сообщения учащихся.
Учитель физики: В это время III ряд работал с “физической лестницей”
Назови последнюю физическую величину и единицы ее измерения. (Вызвать ученика и заполнить пустые кружки на доске). У кого на листе получился правильный ответ за минуту, то данный ученик получает 3 жетона.
Ответ: U
Напряжение [U]=[B]
III лот – задачи
Учитель физики: Решаем задачи по рядам. За верно решенную задачу – 3 жетона, проверяют консультанты, закрепленные за каждым рядом.
Схема цепи общая на ватмане, закрепленном доске. Данные взять по схеме.
Найти разные величины (самостоятельно). Решения задач впоследствии показываем на доске, обмениваясь ими.
Показания амперметра 2А, вольтметра 6В
I ряд II ряд III ряд
Найти J2. Найти Jоб. Найти U1
Ответ: 1А 3А 6В
Учитель технологии:
IVлот-эксперимент
Внимание: Почему все лампочки, включенные в сеть, горят с различным накалом нити. (На демонстрационном столе выставлены) Какая величина характеризует их? (Мощность) Как можно рассчитать мощность? По какой формуле? Какие измерения нужно выполнить? Какие приборы использовать для этого?
Выполняем эксперимент, определяющий мощность данных вам потребителей электрической цепи. Карточки-задания по парте
IV. Итоги урока.
Учитель физики: урок-аукцион подошел к завершению. Вы, раскупили всю теорию, задачи, эксперимент за свои знания, и получили за урок оценки. Подводим итоги. Наиболее активный ряд (по количеству набранных жетонов в ряду). Активный участник аукциона
13-15 баллов – “5”
10-12баллов – “4”
5-9баллов – “3”
Благодарю всех за урок! Консультантов за помощь в оказании контроля!