Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. В соответствии с общими целями обучения и развития учащихся, требованиями стандарта образования по физике к уровню подготовки выпускников основной и средней школы проверяется не только овладение определенной системой физических понятий и законов, но и освоение экспериментальных методов познания окружающего мира.
При организации контроля результатов учебной деятельности учащихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей.
Как учесть различные способности учащихся в классе, их такой разный уровень подготовки и усвоения материала? Использовать только тестовые задания? Но ведь столько сказано и написано уже о хорошо развитой интуиции человека (чаще всего именно «двоечник» любимым им «методом тыка» способен угадать наибольшее число верных ответов. Да, именно угадать, а не поразмыслив и не рассуждая прийти к верному умозаключению). Использовать классическую контрольную работу (особенно в слабом классе)? А если ученик способен запомнить только определения, обозначения, единицы измерения и формулы, а применять их может только в стандартной ситуации? Значит, ученику этому, в лучшем случае, только «тройка» и ставится. Снова учтем психологический фактор, стрессовую ситуацию, боязнь ответить неправильно. И что получим на выходе?
Размышляя над всеми этими проблемами и загадками, путем многочисленных проб и ошибок, прихожу к выводу: надо совместить задания тестового типа с задачами, требующими развернутого решения. Причем, необходимо свести к минимуму страх получить двойку, развить уверенность в себе до такой степени, что любая контрольная работа впоследствии кажется пустяком.
На протяжении последних 3-х лет своей педагогической деятельности использую зачетный метод. Ввожу его уже в конце первого полугодия в седьмом классе, когда физика только – только начинает изучаться как учебный предмет. Учащиеся очень быстро привыкают к такой форме работы и каждый раз по окончании изучения темы спрашивают: «А зачет будет как в прошлый раз?» Моим ученикам этот метод нравится. В чем же его суть?
В начале изучения темы на стенд вывешиваю перечень основных вопросов, необходимых для усвоения. Далее происходит изучение темы. Ребята заранее извещены о сроках проведения зачета. Во время последнего урока в данной теме повторяем все основные моменты, проговариваем ответы на каждый из предложенных ранее вопросов, отвечаю на вопросы, которые, возможно, у ребят возникают. Непосредственно сам зачет выполняется в контрольных тетрадях (и вообще, все работы, проводимые в течение учебного года, выполняются в этих тетрадях для контрольных работ).
Каждому ученику выдается лист с вариантом зачетной работы. Сначала все отвечают только на задания обязательной части (обычно их десять).
В начале теста предлагаются задания на проверку знаний основных физических понятий, явлений, физических величин и единиц их измерения, формулировок физических законов, формул для вычисления физических величин. Далее предлагаются вопросы на применение знаний в знакомой ситуации, на выполнение простых вычислений и решение задач по известному образцу.
За каждый верный ответ ученику присуждается 1 балл. Как только учащийся отвечает на вопросы тестового типа, он поднимает руку, я проверяю все его ответы, неверные – зачеркиваю. После этого ученику дается возможность ответить повторно на те вопросы, на которые были даны неверные ответы, и я снова проверяю уже исправленные ответы. Однако, за ответ, который был дан повторно, присуждается уже не 1 балл, а только 0,5 балла. Теперь все баллы суммируются. В начале каждого зачетного листа имеет место таблица, в которой приведены требования к оценке. Если ученик набрал только 7 баллов при выполнении обязательной части, то он получает свою заслуженную оценку «3». Если при выполнении обязательной части были набраны 8, 9 или 10 баллов, то ученику разрешается приступить к выполнению заданий дополнительной части.
Дополнительная часть включает в себя набор из нескольких задач различного уровня сложности, каждая из которых имеет свою «цену» (рядом с каждой задачей она указывается). В зависимости от своего уровня подготовки ученик сам выбирает какие задачи ему решать. Ведь для получения необходимой ему отметки он заранее знает сколько баллов из этой части ему необходимо набрать. Причем сам ребенок решает: решить ему две простых задачи или одну сложную. Возможно, среди предложенных задач он встретит подобные тем, что были решены на уроках ранее. Конечно, проверку этой части работы провожу только после сдачи тетрадей на проверку. Суммированием баллов определяю полученную оценку.
Итоги тестовой проверки позволяют выполнить анализ успешности усвоения основных элементов знаний и приобретения умений всеми учащимися класса. На основе поэлементного анализа можно по одним элементам знаний провести дополнительную работу со всем классом, по другим элементам знаний дать индивидуальные задания отдельным учащимся.
После проведения зачета и анализа результатов на следующем уроке разбираются вопросы, вызвавшие максимальное затруднение, решаются задачи. Через урок проводится контрольная работа. Надо отметить, что после сдачи зачета и проведения его анализа результаты контрольной работы начинают радовать. Ведь уже сами ученики знают, на что надо обратить внимание еще раз, а какие моменты уже отработаны до автоматизма.
Ниже приведу пример одного из зачетов, проведенных мною в 11-ом классе общеобразовательной школы.