План урока.
I Оргмомент.
Мы знаем, что физика – наука о природе.
Вспомним слова Ф.И.Тютчева:
“ Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,-
В ней есть дума, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык”.
Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку.
Путь познания природы таков:
открытие->исследование->объяснение->применение
Вот по этому принципу мы сегодня и проведем урок по теме “Магнитное поле”.
II Ход урока
Каждый из вас наблюдал, как в конце лета, в начале осени многие птицы улетают в теплые края. Перелетные птицы преодолевают огромные расстояния, опасаясь зимних холодов, а весной они возвращаются обратно.
Предполагают, что птицы ориентируются по магнитному полю Земли.
- Ребята, а что такое магнитное поле?
- Перечислите основные свойства магнитного поля.
- Как называется величина, характеризующая магнитное поле?
- Как определить направление вектора магнитной индукции?
Ребята, если проводник, по которому протекает электрический ток, поместить в магнитное поле, то оно действует на все участки проводника. Сила, с которой поле действует на проводник, по которому протекает электрический ток, называется силой Ампера.
- Послушайте, пожалуйста, биографическую справку о жизни и деятельности ученого.
(Выступление учащихся)
Ампер Андре Мари (22.01.1775 – 10.06.1836) – французский физик, математик и химик.
Родился в Лионе в семье коммерсанта. Получил домашнее образование. В 1801 году стал преподавать физику химию в центральной школе г.Бурга. В 1805-24 работал в Политехнической школе в Париже ( с 1809 – профессор), с 1824 – профессор Колледжа.
С 14 лет, прочитав все 20 томов “Энциклопедии” Д.Дидро и Ж.Л.Д ' Аламбера, он всецело отдался занятиям естественными науками и математикой. С 1824 года – профессор Нормальной школы в Париже.
Ампер построил первую теорию магнетизма, основанную на гипотезе молекулярных токов, согласно которой магнитные свойства вещества обусловлены электрическими токами, циркулирующими в молекулах.
Физические работы его посвящены электромагнетизму. Установил закон взаимодействия электрических токов (закон Ампера), разработал теорию магнетизма.
В 1820 году предложил использовать электромагнитные явления для передачи сигналов, изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф. Сформулировал понятие “кинематика”, проводил исследования в области философии и ботаники.
Его именем названа единица тока – ампер.
- Ребята, а как же вычисляется модуль силы Ампера?
Решение задач.
1. Прямолинейный проводник с током длиной 5 см перпендикулярен линиям индукции однородного магнитного поля. Чему равен модуль индукции магнитного поля, если при токе в 2 А на проводник действует сила, модуль которой равен 0,01 Н?
1) 0,0001 Тл
2) 0, 001 Тл
3) 0,1 Тл
4) 1 Тл
5) 10 Тл
2. Если на линейный проводник длиной 50 см с током 2 А, помещенный в однородное магнитное поле с индукцией 0,1 Тл, действует сила 0,05 Н, то угол между проводником и вектором магнитной индукции равен
1) 30є
2) 60є
3) 45є
4) 90є
5) 0є
3. На прямолинейный проводник, расположенный в однородном магнитном поле с индукцией 0,05 Тл под углом 30? к полю, действует сила 0,5 Н при пропускании по нему тока 20 А. Какова длина проводника?
1) 0,5 м
2) 1 м
3) 5 м
4) 0,25 м
5) 2,5 м
- Ребята, а направление силы Ампера определяется по правилу левой руки.
Дайте определение этого правила.
Вспомним условные обозначения:
Задачи на доске.
4. Ток по проводнику идет с запада на восток. Сила, с которой магнитное поле Земли (вектор индукции направлен вертикально вверх от Земли) действует на этот проводник, направлена:
1) вертикально вниз к Земле 2) вертикально вверх к Земле 3) на юг 4) на север 5) на запад |
5. Ток по проводнику идет с севера на юг. Сила, с которой магнитное поле Земли (вектор индукции направлен вертикально вниз к Земле) действует на этот проводник, направлена:
1) на восток 2) на запад 3) на север 4) вертикально вверх от Земли 5) вертикально вниз к Земле |
6. Прямой проводник с током помещен в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции В (смотри рисунок). Как направлена сила Ампера, действующая на проводник, если потенциал точки А больше потенциала точки С?
1) вверх 2) вправо 3) вниз 4) влево 5) по направлению вектора В |
Фронтальная работа с кольцом.
? +
Применяется действие силы Ампера в электроизмерительных приборах (амперметры, вольтметры)
(Вспоминаем принципы работы приборов по таблице)
Силу, действующую на движущуюся заряженную частицу со стороны магнитного поля, называют силой Лоренца.
- Ребята, чему равен модуль силы Лоренца?
Если сила Лоренца перпендикулярна скорости движения частицы, то её траектория – окружность.
- Как вычислить радиус, по которому движется частица?
Выполнение тестовых задач.
1. Отношение радиусов окружностей, по которым движутся в однородном магнитном поле две заряженные частицы, имеющие одинаковые скорости, но разные массы (m1 = 4m2)и заряды (q1=2q2) равно:
1) R1:R2 = 1:2
2) R1:R2 = 1:2
3) R1:R2 = 1
4) R1: R2 = 2
5) R1:R2 = 2
2. Электрон движется по окружности радиусом 2 см в однородном магнитном поле с индукцией 0,02Тл. Найти импульс электрона.
1) 6,4 • 10-23 кг•м/с
2) 3,2 • 10-23 кг•м/с
3) 12,8 • 10-23 кг•м/с
4) 1,6 • 10-23 кг•м/с
5) 1,28 • 10-23 кг•м/с
3. Если два протона движутся в однородном магнитном поле в плоскости, перпендикулярной вектору индукции магнитного поля, по окружностям радиусов R1 и R2, то отношение их кинетических энергий Ek1/Ek2 равно:
1) R22/R12
2) R12/R22
3) R2/R1
4) R1/R2
5) 1
Направление силы Лоренца в пространстве
определяется по правилу левой руки
(дать определение правила)
Тестовые задачи на доске.
4. Телевизионная трубка в пространстве сориентирована так, что электроны в ней движутся с юга на север, образуя в центре экрана светящееся пятно. Затем в этом же месте создается магнитное поле, вектор индукции которого направлен вертикально вверх от Земли. При этом светящееся пятно на экране смещается:
1) на запад 2) на восток 3) вертикально вверх от Земли 4) вертикально вниз от Земли 5) остается на месте |
5. Телевизионная трубка в пространстве сориентирована так, что электроны в ней движутся с юга на север, образуя в центре экрана светящееся пятно. Затем в районе трубки создается магнитное поле ( смотри рисунок), вектор индукции которого направлен вертикально вниз к Земле. При этом светящееся пятно на экране смещается:
1) на запад 2) на восток 3) вертикально вверх от Земли 4) вертикально вниз к Земле 5) остается на месте |
Применение силы Лоренца:
- Электронно – лучевая трубка
- Масс – спектограф
(Отвечают учащиеся)
Магнитное поле создается и постоянными магнитами.
Вещества с наибольшей магнитно проницаемостью – ферромагнетики. Из ферромагнетиков изготавливают магнитные ленты. Их широко применяют для звукозаписи в магнитофонах.
Запись звука производится с помощью элекромагнита, магнитное поле которого изменяется в такт со звуковыми колебаниями.
При движении ленты вблизи магнитной головки различные участки пленки намагничиваются.
При воспроизведении звука происходит обратный процесс: намагниченная пленка возбуждает в магнитной головке электрические сигналы, которые после усиления поступают на динамик магнитофона.
Магнитные ленты применяются и для видеозаписи в видеомагнитофонах.
III Итог урока.
Ребята, вот и подошел к концу наш урок.
Итак:
- Перелетные птицы ориентируются по магнитному полю Земли.
- Ученые ампер и Лоренц занимались изучением магнитных явлений.
- Открытия ученых применяются:
- Электронно-лучевая трубка
- Электроизмерительные приборы
- Звукозапись, видеозапись
- В медицине
Также сегодня человечество активно использует электронные носители информации.
О том, как же осуществляется запись информации на компакт-диск, мы будем говорить на наших последующих уроках.
Литература:
- Курс истории физики П.С.Кудрявцев – Москва, “Просвещение”, 1982г.
- Физика 11, Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев – Москва, “Просвещение”, 2003г.
- Пособия для подготовки к тестированию – Центр тестирования МО РФ 2002г., 2003г.