Цели:
- Закрепить основные понятия темы путем обсуждения материала, найденного учащимися , и решения качественных задач.
- Отработать решение основных типов задач при работе в группе и фронтальном решении.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с литературой, таблицами.
- Воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе.
- Формировать материалистическое мировоззрение.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Время, мин. |
Подведение к теме, задачи урока Доклады учащихся Работа в группах Решение задач у доски Срез знаний Итоги, домашнее задание |
|
Учащиеся до урока делятся на группы и рассаживаются за столы, поставленные соответствующим образом.
I. Подведение к теме, задачи урока
– Узбекская пословица гласит: “Что в юности
узнал – на камне выбито, что в старости узнал –
по льду написано”.
На прошлых уроках мы узнали с вами, что такое
влажность воздуха и каким прибором ее можно
измерить; говорили о кристаллических и аморфных
телах; бурно обсуждали процесс испарения
жидкости и с интересом рассматривали выращенные
кристаллы.
Сегодня мы продолжим “выбивать на камне” ваши
знания. А именно, обсудим тот материал, который
вам удалось найти в литературе, продолжим
дискуссию об испарении и свойствах кристаллов.
Будем учиться сами и учить своих товарищей
решать задачи по теме “Твердые тела. Взаимные
превращения жидкостей и газов”, посмотрим, какие
кристаллы удалось вырастить вам в домашних
условиях, а заодно проверим с помощью теста как
глубоко в ваши юные годы мы выбили на камне
определенный багаж знаний.
Итак, в добрый путь, в страну таинственного мира
кристаллов.
II. Обсуждение докладов учащихся
А) Кристаллические тела
– Гете писал: “Глянем поглубже в расселины
скал: тихо в кристаллах растет минерал.”
А Линдер утверждал: “И не внешняя форма
характеризует кристалл, а его внутренняя
структура, расположение атомов”.
Так ли это?
Доклад “Кристаллы”.
Б) Аморфные тела
– Обратимся к стихотворению А.С.Пушкина “Анчар” (дерево яда). У него мы найдем таки строки:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один на всей вселенной.Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывая ввечеру
Густой прозрачною смолою.
– А финская пословица гласит, что смола течет в мороз. Почему?
Доклад “Аморфные тела”.
В) Изготовление предметов из стекла
– Стекло – тоже аморфное тело. И нас в жизни окружает множество изделий из стекла. А как их изготовляют?
Доклад “Изготовление предметов из стекла”.
III. Работа в группах
– Вы очень хорошо подготовились теоретически
дома. Но нам надо еще обсудить процесс испарения,
поговорить о влажности воздуха.
Работать будем следующим образом: на каждом
столе есть карточки с задачами. Я дам вам 15 минут
на то, чтобы вы каждый из вас выбрал себе любую из
предложенных задач, решили ее у себя в тетради, а
затем в своей группе обсудили ряд предложенных
вопросов и принцип решения вашего типа задач.
Если возникнут затруднения – поднимите руку.
1 группа
- Найти относительную влажность воздуха при показаниях сухого и влажного термометров психрометра, равных соответственно 28 и 22оС; 16 и 9оС; 26 и 21оС; 20 и 18оС.
- Относительная влажность воздуха в комнате 48%, температура 28 оС. Что должен показывать смоченный термометр психрометра?
- Относительная влажность воздуха 73%. Что показывают сухой и смоченный термометры психрометра, если разность их показаний равна 2оС?
- Определить абсолютную влажность воздуха, если его температура 15оС, а относительная влажность воздуха 80%.
- Почему температура воды в открытых водоемах летом жарким днем ниже температуры окружающей среды?
- Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода?
- Почему купающемуся не становится холодно, когда он выходит из реки во время теплого летнего дождя?
- Почему сырые спички или дрова не загораются?
2 группа
- Шар, выполненный из монокристалла, при нагревании может изменить не только свой объем, но и форму. Почему?
- Почему в природе не существует кристаллов шарообразной формы?
- Почему в мороз снег скрипит под ногами?
- Почему в таблицах температур плавления различных веществ нет температуры плавления стекла?
- Груз весом 5 кН висит на тросе диаметром поперечного сечения 2,8?10-2м. Определить механическое напряжение.
- Проволока длиной 5,4 м под действием нагрузки удлинилась на 2,7 мм. Определить абсолютное и относительное удлинение проволоки.
- Абсолютное и относительное удлинение стержня 1 мм и 0,1% соответственно. Какой была длина недеформированного стержня?
- Верхний конец стержня закреплен, а к нижнему подвешен груз 20 кН. Длина стержня 5 м, сечение 4?10-4м2. Определите напряжение материала стержня и его абсолютное и относительное удлинение, если модуль Юнга для этого стержня равен 2?1011Па.
3 группа
- Как изменится поперечное сечение стержня при продольном сжатии? При растяжении?
- В двух параллельных плоскостях на тело действует противоположно направленная пара сил. Какой вид деформации испытывает тело?
- Какие виды деформации испытывают стены зданий? Тросы подъемного крана? Рельсы на железной дороге? Валы машин? Бумага при нарезании?
- При какой кладке определенного количества кирпичей нижний из них окажется под большим напряжением?
- На рисунке 4 приведен график зависимости
напряжения, возникающего в стержне, от его
относительного удлинения. Определить модуль
упругости.
- На рисунке 5 приведен график зависимости
напряжения, возникающего в стержне, от его
относительного удлинения. Определить модуль
Юнга.
- Почему соль, брошенная на раскаленные угли, трещит?
- Почему кристалл поваренной соли от удара по нему молотком раскалывается на куски разного размера, но имеющие всегда форму прямоугольного параллелепипеда?
4 группа
- Полено легче разрубить вдоль волокон, чем поперек. Почему?
- Как известно, вода имеет гораздо большую теплоту парообразования, чем спирт. Значит, налитая на руку вода, испаряясь, должна сильнее охлаждать руку, чем спирт. В действительности все происходит наоборот. Почему?
- № 658 (Рымкевич)
- № 667 (Рымкевич)
- № 666 (Рымкевич)
- № 659 (Рымкевич)
- № 661 (Рымкевич)
- № 663 (Рымкевич)
IV. Решение задач у доски
Пока пишется решение задачи у доски одним учащимся, обсуждаем качественные задачи группы всем классом. Пока ученик объясняет решение задачи у доски – остальной класс записывает это решение себе в тетрадь.
- 1 группа – задача № 4.
- 2 группа – задача № 8.
- 3 группа – задача № 6.
- 4 группа – задача № 8.
V. Срез знаний (тест)
- Изменение формы или объема тела называется_____________________
- Деформации, которые полностью исчезают после прекращения действия внешних сил, называются __________________________
- Установите соответствие между предметом и
обычно испытываемой им деформацией:
1) ножка скамейки
2) сиденье скамейки
3) натянутая струна
4) винт мясорубкиА) изгиб
Б) растяжение
В) сжатие
Г) кручение
- Механическое напряжение равно:
- Максимальное напряжение, при котором еще выполняется закон Гука, называют:
- Напряжение, при котором происходит разрыв образца, называется:
- Что характерно для монокристаллов?
- Относительную влажность воздуха измеряют с помощью:
- Установите соответствие:
1) относительное удлинение
2) механическое напряжение
3) сила Упругости
4) Модуль упругостиА)
Б)
В)
Г)
А) = l – l0
Б)
В)
А) пределом пропорциональности
Б) пределом упругости
В) пределом прочности
А) пределом пропорциональности
Б) пределом упругости
В) пределом прочности
А) Атомы расположены в строгом порядке
Б) Кристалл обладает высокой прочностью
В) кристаллы обладают большой твердостью
А) термометра
Б) психрометра
В) барометра
Г) манометра
VI. Итоги, домашнее задание
Учащиеся подводят итог урока, объявляю оценки.
– Итак, очень хочется надеяться, что узбекская
пословица сегодня оказалась справедливой. Ибо
все мы юные, все учимся, все стараемся, ищем
интересное, узнаем новое.
Урок закончен. Всем спасибо. Сдайте свои рабочие
тетради.