С 1997 года в школе № 1 г. Шимановска ведётся профильное обучение учащихся 10-11 классов. Я преподаю в классах гуманитарного, естественно-математического профилей, а так же в прогимназических классах среднего звена. Поэтому свою работу строю, исходя из интересов учащихся, их наклонностей, индивидуальных особенностей,
С появлением в школе современного компьютерного класса, подключения к Интернету, расширились возможности организации и проведения урока физики, соответствующего уровню XXI века. Всё чаще на своих уроках я стараюсь использовать интерактивный физический эксперимент, исследовательские и лабораторные формы учебной деятельности. Школьникам, имеющим дома персональные компьютеры, задаю индивидуальные задания, привлекаю их к участию в научно-практических конференциях.
Новые компьютерные курсы “Открытая физика 1.1”и “Живая физика”дают возможность учащимся представить изучаемый материал более наглядно, провести самому имитацию физического явления, рассмотреть устройство механизмов и приборов, исследовать зависимость параметров изучаемой системы, а учителю показать модели физических экспериментов, для которых в нашей школе отсутствует оборудование.
При работе с компьютером повышается интерес учащихся к физике, максимально используются психофизические и интеллектуальные ресурсы личности ребёнка, развивается творческий потенциал, расширяется кругозор, происходит связь теории и практики. Использование в современной школе новых передовых педагогических и информационных технологий – это не дань моде, а назревшая необходимость уже даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.
Я вижу целесообразность и даже обязательность использования компьютерных моделей не только в классах с физико-математическим профилем обучения, где ученики увлечены физикой, занимаются ею на спецкурсах, факультативах, дома самостоятельно, но больше даже для школьников, выбравших гуманитарный профиль обучения. Для них вывод формул, решение задач, “игра” с формулами представляет собой “тёмный лес", полный неразрешимых загадок. Для этих детей здесь открываются широкие возможности, ведь они могут быть не только наблюдателями, но, прежде всего творцами любой компьютерной модели.
Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что учащиеся с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами. Так в 9 классе при изучении математического маятника, сначала выполняем лабораторную работу “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины", а затем, используя мультипроектор, проводим компьютерное исследование этой же зависимости. В прогимназических классах, где уровень мотивации на учёбу и уровень подготовки учащихся выше, провожу лабораторную работу по компьютеру полностью с дополнительными заданиями. Данная работа возможна ещё и потому, что в этих классах преподаётся курс информатики, поэтому хорошо интегрировать уроки физики и информатики.
В 10 классе при изучении темы “Изопроцессы”компьютерные модели позволяют моделировать процессы сжатия и расширения идеального газа при фиксированном значении одного из параметров: давления, температуры, объёма. При этом на графике, приведённом рядом с анимационной моделью процесса, наблюдается изменение двух остальных параметров и, следовательно, внешнего вида самого графика. Тут же внизу выводится энергетическая диаграмма, и учащиеся могут видеть, как изменяются количество теплоты, произведённая работа и внутренняя энергия данного процесса. Идёт практическая проверка первого закона термодинамики. Данные модели изопроцессов удобно так же использовать при проведении зачётов после завершения темы.
В компьютерной модели “Превращение энергии при колебаниях”(тема, рассматриваемая в 9 и 11 классах) графически показано соотношение между потенциальной и кинетической энергией в любой момент времени. В компьютерном эксперименте можно изменять массу тела, совершающего колебательные движения, жёсткость и полную энергию системы. И здесь опять открываются широкие возможности по совершенствованию структуры урока: возможность проведения урока с классами разных ступеней обучения. Одиннадцатиклассники, повторяющие эту тему, могут выступить в роли консультантов и помощников для девятиклассников.
Для контроля знаний при проведении контрольных, самостоятельных работ и зачётов, удобно использовать тесты и задачи разной сложности, предлагаемые в курсе “Открытая физика 1.1", поэтому можно варьировать их, составляя свои задания. Тесты я распечатываю на каждого ученика, поэтому мною накоплены комплекты раздаточного материала по всем классам, позволяющие экономить время при проведении различных видов контроля знаний.
Учащимся, интересующимся физикой, я предлагаю экспериментальные задачи с использованием интерактивной программы “Живая физика". Они сами придумывают задачу, затем создают модель и проверяют правильность решения с помощью компьютерного эксперимента. Когда над задачей работают 2-3 человека, то возникают деловые споры, царит атмосфера коллективного творчества, каждый отстаивает свою точку зрения, пытается предсказать результат. И, конечно, всегда понятна радость победы того ученика, кто оказался прав.
В своей работе большое внимание я уделяю воспитательному аспекту урока и считаю, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. А для этого ему необходимо овладеть умением поиска необходимой ему в данный момент времени информации. Источником такой информации может быть книга, энциклопедия, Интернет, интерактивные компьютерные курсы. Например, недостаток сведений об ученых и их жизнедеятельности, свойств характера в учебнике физики, раньше приходилось компенсировать показом видеосюжетов, которые я записывала с телевизора, собственными рассказами, сообщениями ребят. Теперь стало возможным и здесь использовать “Интерактивную энциклопедию науки и техники", Интернет.
Одной из форм творческой работы школьников на уроках физики и во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов. Здесь опять помогают компьютерные технологии. Чаще всего такую работу я поручаю детям с ослабленным здоровьем, которые пропускают большое количество уроков и детям, имеющим слабые навыки решения задач, но хорошо занимающиеся по предметам гуманитарного цикла, т.е. умеющих логически и красиво, интересно излагать теоретический материал без вывода сложных формул и громоздких уравнений (классы гуманитарного профиля). При выполнении данного вида заданий, ученики приобретают навыки создания таблиц, осваивают умения набора текста, вставляют рисунки и таблицы в текстовой документ, пользуются различными шрифтами, составляют заголовки, оформляют деловые документы (при подготовке к научно-практическим конференциям).
Использование интерактивных компьютерных курсов открывает передо мной - учителем широкие возможности, которые, я уверена, будут только расширяться – это:
- демонстрация и иллюстрация текстов, формул, фотографий при изучении нового материала;
- демонстрация анимационных экспериментов;
- иллюстрация методики решения сложных задач;
- проведение компьютерных лабораторных работ;
- контроль уровня знаний учащихся по методике дифференцированного обучения;
- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;
- составление собственных лекций и экспериментов;
- осуществление текущего контроля.