Литература
-
Методическая разработка урока литературы в 7-м классе «Является ли Андрий предателем?» (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») 2023
Цели урока: на основе внимательного и вдумчивого прочтения художественного текста, сформировать представление об особенностях характера литературного героя, раскрыть значение понятия «предательство», подготовить учащихся к созданию письменной творческой работы; показывая своеобразие характера литературного героя, совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической и письменной речи; развитие у школьников чувства доброты, любви к Родине, к общечеловеческим, культурным ценностям.
-
Рабочая программа по смысловому чтению. 3-й класс 2023
Данная программа соответствует ФЗ 273 от 29 декабря 2012 г. ФГОС НОО, основывается на Концепции образовательной области «Филология» и решает задачи по формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, по развитию диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
-
Сказка "Зайчище-Жаднище" 2023
Вашему вниманию предлагается сказка "Зайчище-Жаднище".
-
Литература как искусство слова 2023
Литература как искусство слова возникла еще в давние времена. Тогда наука и искусства переплетались, а ученые были как философами, так и писателями. Если обратиться к мифологии Древней Греции, то в ней можно отчетливо увидеть единство искусства и науки. Мифы о музах, дочерях Зевса, рассказывают о том, что эти богини покровительствовали поэзии, науке и искусству. Если человек не владеет знаниями по литературе, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может познать бесчисленную информацию, которую человечество копило на протяжении веков.
-
«Все мы родом из детства» 2023
Да, все хорошее и плохое начинается с детства. Надо в каждой семье прививать собственным детям лучшие качества, подлинные человеческие чувства: любовь, тревогу, радость, заботы, переживания за тех, кто рядом. Каждая семья должна дарить любовь. И самое главное, любить жизнь. Любовь – это побуждение к тому, чтобы стать чем-то внутри себя, стать неким миром, дарить радость всем.
-
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы (из опыта работы) 2023
Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения – важная задача школы. В ее решении особую роль играют уроки литературы, «уроки нравственного прозрения».Составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является определение важнейших нравственных проблем произведения, их сопоставление с нравственными ценностями сегодняшнего дня. Заканчивать изучение того или иного произведения целесообразно уроком-диалогом по теме «Нравственные уроки романа».
-
Кинопедагогика как способ формирования читательских компетенций через кинопрочтение художественного произведения 2023
В статье рассматриваются актуальные вопросы киновоспитания и кинообразования на как основа формирования метапредметных навыков на уроках русской литературы и во внеурочной деятельности. Автор акцентирует внимание на метапредметной сущности кинопедагогики. Обращение к потенциалу кино позволяет учителю-словеснику интегрировать опыт кинопрочтения текста в учебную и воспитательную деятельность при формировании читательских навыков. Развитие восприятия и навыков критического мышления через обращение обучающихся к экранизации литературных произведений способствует формированию духовно-нравственных качеств личности и расширяет горизонты познания мира русской литературы в его многогранности и целостности.
-
Своя игра "Есенин – сын земли раздольной" 2023
Цель мероприятия: расширить и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве С.А.Есенина.
-
Конспект внеурочного мероприятия по литературе, посвященный Есенинскому празднику поэзии. Квиз по творчеству Сергея Есенина 2023
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению творчества С.Есенина по средствам технологии активного обучения.
-
Литературная игра «Правда или ложь?», посвящённая жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. 9-й класс 2023
Литературная игра «ПРАВДА или ЛОЖЬ?», посвящённая жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова, содержит вопросы, которые помогут обучающимся с нарушенным слухом по-новому взглянуть на русскую литературу первой половины XIX века, проверить свою эрудицию и память, а также получить интересные сведения об эпохе, биографии и творчестве М.Ю.Лермонтова.
-
Адаптированные тексты по чтению (литературному чтению) для заучивания наизусть, пересказов с 5-х по 9-е классы для слабослышащих обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью 2023
Цель пособия: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
-
В доме Ростовых. В имении Болконских (усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые Горы») 2023
Цели: продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.
-
Открытый урок по литературному чтению: «В.В.Бианки. "Музыкант"» 2023
Цель урока: уметь определять жанр произведения; уметь определять основные события текста; уметь определять средства выразительности; уметь соотносить пословицы с темой текста.
-
Опыт создания собственного поэтического текста. Творческая мастерская поэзии в 8–9-х классах 2023
Писать стихи интересно, но непросто. Данный коллективный проект имел цель – выпустить литературный альманах «Проба пера». Для достижения цели необходимо было освоить основы стихосложения и законы создания поэтического произведения, создать собственные художественные тексты и подготовить их к публикации, представить сборник учащимся и педагогам гимназии.
-
Образ молодого поколения 1941–1945 гг. в пьесах В.Розова "Вечно живые", А.Афиногенова "Накануне", К.Симонова "Русские люди" 2023
Молодое поколение 20-х годов 21 века, стремится узнать об ушедшей эпохе, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Узнать не только из учебника истории, из рассказов родственников о дедушках-фронтовиках, ушедших на войну молодыми, но и из литературных произведений. Они тоже помогают в процессе общего познания, понять характерные особенности молодого поколения, образ которого представлен в ряде пьес драматургов. Значимость проекта: раскрываются возможности использования результатов на практике, например, в школьном курсе «Литература» для образовательного уровня учащихся.
-
Марк Твен и американский юмор 2023
Значительной частью творческого наследия Марка Твена был юмористический цикл 1860–1885 годов. Истории заложили основы возникающего реализма американской литературы.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах 2023
Русский язык - неотъемлемая часть культуры и национальной идентичности. Умение владеть им на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов – лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах. Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.
-
Проблема отцов и детей в рассказе С.В.Лукьяненко «Мой папа – антибиотик» 2023
Взаимоотношения «отцов» и «детей» – это очень сложная проблема, существующая во все времена и широко представленная во многих произведениях русской литературы. Трудности не возникают внезапно, они являются следствием равнодушного, невнимательного и неуважительного отношения родителей к детям. Произведения русской литературы позволяют увидеть ошибки взрослых, допущенные при воспитании детей, последствия этих ошибок, а также показывают примеры духовно-нравственного воспитания детей.
-
Роль несловесных средств выразительности в художественном тексте 2023
Любое литературное произведение не представляет собой законченного целого, поскольку каждый читатель расширяет его содержание за счет своего читательского и жизненного опыта, опираясь на собственные ассоциации, на запас впечатлений. Интерпретация художественного замысла обязательно включает исследование описания невербальных средств общений.
-
Годовая контрольная работа по предмету «Родная русская литература». 6-й класс 2023
Дан пример годовой контрольной работы по предмету «Родная русская литература» в 6-м классе. Контрольная работа подготовлена на бланке в виде теста. Приведены бланки ответов и ключи к ответам.
-
Проект "Ученье – свет, а неученье – тьма" (внеклассное мероприятие по литературе ко Дню лицея для учеников 7-го класса) 2023
19 октября в России отмечается день лицея. В МАОУ «Лицей № 161» ГО г.Уфа РБ этот день отмечается особо. Лицей №161 существует всего шестой год. Это современное учреждение в новом микрорайоне города – миллионника. Ежегодно 19 октября происходит посвящение в лицеисты первоклассников, а для остальных учеников проводятся внеклассные мероприятия по литературе. Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие для учеников 7-го класса «Ученье – свет, а неученье – тьма», включающее в себя выступление учеников с рассказом об открытии Царскосельского лицея и его первых выпускниках, постановку некоторых сцен из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (по программе Г.С.Меркина данная пьеса изучается в 7-м классе в октябре).
-
Невербальные средства в художественном тексте 2023
Невербальная составляющая коммуникации включается в личность человека, ее нельзя отделить от самого человека. Общение происходит по двум каналам: вербальному и невербальному. Внимание ученых к художественному произведению вызвано прежде всего тем, что текст отражает и вербальные, и невербальные компоненты коммуникации. Литература, с одной стороны, отражает явления жизни, с другой стороны, учит читателей.
-
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". Тема: "Сказка нас в гости зовет!" 2023
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Сказка нас в гости зовет!» предназначена для учащихся 1–2-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению. Цель: Прививать интерес и любовь к книге и чтению через знакомство с народными и авторскими сказками.
-
Жизнь и творчество А.С.Пушкина (презентация) 2023
Представлена презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
-
Формирование читательской компетенции обучающихся в средней и старшей школе 2023
Какими же методами и приёмами, повышающими читательскую компетентность, необходимо пользоваться учителю на уроках литературы? Многие из них традиционны, но на современном уроке они используются в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями, использование которых стало важным подспорьем для осуществления различных подходов к изучению текста. Для лучшего восприятия произведения на уроке используются и другие виды искусства: живопись, музыка, экранизация и драматические постановки различных художественных текстов.
-
Почему не состоялось счастье между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным? (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин") 2023
Цели урока: рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа; развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
-
Ризома как модель текстовой структуры современного постмодернистского романа 2023
В центре внимания автора статьи рассматривается литературоведческое понятие ризомы, как одно из ключевых понятий постмодернизма. «Корневище» романов писателей - постмодернистов четко проявляет себя в таких концепциях как аллюзии, реминисценции, цитатность, коллажность, фрагментарность, нелинейность повествования, смешение жанров и стилей. Многоуровневость постмодернистских текстов порождают их двуадресность, создают возможность диалога элитарной и массовой культур. Образ библиотеки-лабиринта как синонима ризомы в литературе используют современные писатели в постмодернистском романе или романе-ризоме, где размываются «кореневища» разных жанров с целью выразить цикличность человеческой культуры, показать духовный поиск как лабиринт, в котором невозможно найти истину. Рождается современный роман, представляющий собой весь комплекс «постмодернистской чувствительности».
-
Урок литературы в 8-м классе "Испытание на истинную человечность" (По рассказу К.Паустовского "Телеграмма") 2023
Цели урока: познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского “Телеграмма”; выяснить его композиционные и художественные особенности; определить авторскую позицию; способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.
-
Формирование читательской грамотности на уроках родного языка и литературы 2023
Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.
-
Проект. Фольклорный праздник «Русские посиделки» 2023
Данный проект ориентирована на духовно-нравственное, и общекультурное развитие личности ребенка.