Диагностика уровня развития речевой деятельности учащихся через смысловое чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по внеурочному курсу «Смысловое чтение» для 5-7 классов разработана на основе нормативно-методических документов, представленных в Рабочей программе по Смысловому чтению на ступень основного общего образования, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и является авторской.
Программа является актуальной, так как развивает навыки работы с текстом, позволяет ребенку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, физики и биологии, русского языка и литературы, формирует функциональную грамотность.
Чтение является метапредметным навыком, развивающим все универсальные учебные действия:
Хотя Россия - одна из читающих стран, исследования показали, что в стране существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.
И в нашей школе учителя русского языка и литературы видят данную проблему: у учащихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма. Далеко не каждый из детей умеет извлекать смысл из прочитанного, что является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья школьников. В связи с этим работа над связным текстом приобретает особое значение. Именно текст является связующим звеном всех учебных предметов, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельное умение - «смысловое чтение».
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г.С.Ковалева, Э.А.Красноярский, 2004).
Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др.
Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.) наряду со многими универсальными действиями выделены действия смыслового чтения.
Авторская программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» реализует общеинтеллектуальное направление.
Цель данного курса: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы
Задачи курса Смысловое чтение в 5-7 классах:
- Формирование навыка осмысленного чтения и работы с текстом.
- Познакомить обучающихся с различными видами чтения.
- Развивать умение использовать различные виды чтения при сборе информации в определенных ситуациях: при выполнении классных и домашних заданий, при выпуске газет, участии в конкурсах, филологических чтениях и т.д.
- Познакомить обучающихся с разными видами текстов.
- Углубить понятия о тексте.
- Научить читать и понимать тексты.
- Развивать читательскую грамотность обучающихся.
- Обучить вдумчивому и грамотному чтению через проведение анализа текста;
- Обучить выразительному чтению текста.
- Вызвать интерес обучающихся к книге как главному источнику знаний.
Программа «Смысловое чтение» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 5-7 классов.
Используются следующие формы занятий:
- исследовательская,
- предметная,
- поисковая,
- коммуникативная,
- проектная,
- игровая.
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации программы:
- РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Приемы критического мышления: «кластер», «чтение с остановками», «инсерт», «синквейн», «шесть шляп мышления», «знаю - хочу узнать - узнал», «Фишбоун», «РАФТ», «толстые и тонкие вопросы». - КСО (коллективный способ обучения): организация работы в парах постоянного и сменного состава.
Использование методики «заданиями Взаимодиктант», «Взаимная передача темы», «Поабзацное изучение текста», «Взаимообмен. - Технология проектной и исследовательской деятельности
В результате изучения раздела обучающийся
научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
получит возможность научиться:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
- Личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношения к себе и школе;
- Регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- Познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
- Коммуникативные УУД - развитие устной и письменной речи, умение общаться.
В результате изучения раздела обучающийся
научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
получит возможность научиться:
- находить в тексте требуемую информацию
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Работа с текстом: оценка информации
В результате изучения раздела обучающийся
научится:
- откликаться на содержание текста;
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- откликаться на форму текста;
получит возможность научиться:
- оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения.
Тема 1. Диагностическая работа для 5 класса на определение уровня речевого развития
Чтобы составить программу работы по совершенствования навыков смыслового чтения, проводим диагностическую работу по определению развития навыков смыслового чтения в 5 классе.
1. Первым этапом диагностической работы для пятиклассников является работа по определению уровня литературного развития. Она проводится в начале сентября. Работа состоит из следующих заданий:
- Назовите любимых писателей и их произведения.
- Вспомните стихотворение о природе, которое вы учили наизусть. Выпишите из него слова, в которых выражается авторское отношение к изображенной картине.
- Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом «осень» или «зима»
Первый вопрос позволяет выявить начитанность и литературный кругозор, второй-умение анализировать текст, а третий - уровень развития речи.
2. Второй этап диагностики включает проверку техники чтения.
3. Третий этап диагностики включает работу над связным текстом.
Смысловое чтение и работа с текстом | ||
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
|
Работа с текстом: преобразование, интерпретация информации
|
Работа с текстом: оценка информации
|