Президент Российской Федерации В.В.Путин в одном из своих выступлений сказал: «Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно, в любом регионе нашей страны».
Для обеспечения реализации ФГОС в образовании и достижения высокого результата обучающихся используются различные технологии и формы работы.
С нашей точки зрения, одной из самых эффективных образовательных технологий в формировании метапредметных навыков и умений являются игровые технологии, форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Часто игры направлены на активацию мышления, устойчивую вовлеченность в процесс обучения и стимулирование учебной деятельности.
В Петрозаводском президентском кадетском училище нами систематически разрабатываются разнообразные игры: литературные, лингвистические, организационно-деятельностные, настольные, квесты.
Опыт многолетней практики показывает, что квест - это уникальная форма работы на уроках и во внеурочной деятельности, которая может быть использована на любом предмете. Именно он является актуальной формой на настоящее время, так как современный школьник отличается особым восприятием информации и работы с ней. Квест предполагает поиск информации, решение поставленной задачи, формирует необходимые навыки: умение работать в команде, скорость принятия единого решения, умение работать с шифровкой, дешифровкой текстов любого типа.
В качестве примера хотим представить опыт проведения внеклассного мероприятия - книжный квест «Книга за книгой». Образовательное событие было апробировано на 2 курсе ППКУ. Был разработан кейс с заданиями, который представлял собой последовательно расположенные картинки, созданные при помощи инфографики.
Команда должна была разгадать зашифрованное название книги и автора. Найти в кабинете данное издание, в котором вложена подсказка с указанием номеров страницы, строки и слова (картинки). Вычислить эти слова и в итоге сложить из всех слов ключевую фразу. Команда, которая справилась быстрее всех и верно составила фразу, становилась победителем.
Кроме того, особое место в нашей работе занимают военные квесты, направленные на воспитание чувства патриотизма, формирование ценностных ориентиров и определение гражданской идентичности. Как правило, игры подобного типа включают интеллектуальные загадки, подвижные упражнения и задания поискового характера.
Для реализации целей гуманистического образования на разных курсах эффективны интерактивные онлайн-игры, которые направлены на формирование ключевых нравственных компетенций в рамках реализации принципов гуманистического образования. Одной из самых интересных стала интеллектуальная игра «Имя России. М.Ю.Лермонтов», в которой особое внимание уделялось фактам военной карьеры поэта. Игра разработана нами с учетом специфики организации образовательной деятельности в довузовских учреждениях Министерства обороны. Например, в конкурсе «Лермонтов - офицер» командам для анализа были предложены списком ошибочные и достоверные факты военной биографии. Требовалось определить, какие из них относятся к военной карьере поэта.
Интересным для обучающихся оказалось задание «М.Ю.Лермонтов» - художник. В нем ребята познакомились рассмотрели пейзажи писатели, созданные им на Кавказе.
Благодаря материалу, выходящему за рамки программы, обучающие смогли открыть для себя многогранность таланта уже знакомого поэта. Все задания разработаны в технологии критического мышления и размещены на платформе Modlle.
Важнейшим этапом формирования нравственных ориентиров в 7-8 классах послужила методическая разработка лото нравственных понятий
«Идеальный кадет». Игра подобного типа представляет собой ряд карточек, на которых предложено толкование различных нравственных понятий, ассоциативная иллюстрация и характерный пример демонстрации данного качества литературным персонажем. Лото нравственных понятий было апробировано в рамках занятий летней практики. Данная игра может быть использована в качестве дидактического материала с целью подготовки к сочинению в формате ОГЭ.
Одна из самых интересных игр, разработанных нами для обучающихся 5-6 классов, стало лингвистическое сражение «Курс молодого бойца», целью которого являлось обобщение и систематизация материала по теме «Лексика и фразеология».
Задачи игры:
- повторить понятия о лексике, устаревших словах, фразеологических оборотах, их значении;
- обогатить словарный запас кадета военной лексикой, закрепить навыки использования устаревших слов и фразеологических оборотов в речи в соответствии с их лексическим значением;
- учить строить связное логическое высказывание в соответствии с речевой ситуацией;
- формировать практические умения в области ораторского искусства;
- актуализировать знания кадет в области военной истории;
- формировать первоначальные представления о профессиях военной направленности.
Игра предполагала решение задач поискового характера, пробуждала интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры, слаженно работать в команде.
Материал заданий конкурса «Выбери оружие» направлен на развитие кругозора, расширение словарного запаса кадет. Впоследствии воспитанники использовали данный материал в качестве загадок для товарищей, что подтверждает интерес к данной форме деятельности.
Игра побуждала обучающихся чаще обращаться к различного рода словарям, которые находятся в кабинете русского языка в свободном доступе. Наибольший интерес вызвали конкурсы «Выбери оружие!», «В бой!». Затруднения вызвал конкурс «Одень свой отряд!», так как в задании встретились устаревшие (вышедшие из употребления) слова, которые обозначают названия частей обмундирования воина.
Данная авторская разработка представляет собой имитационную игру, которая помогает систематизировать материал по теме «Лексика и фразеология». Подбор заданий и их содержание позволяет реализовать военный компонент. Привлекательность данного мероприятия для кадет состоит в сочетании двигательной и интеллектуальной активности.
Использование общих принципов игры возможно для кадет любого возраста при условии подбора соответствующего содержательного материала.
Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
С нашей зрения, именно игра является одним из самых эффективных средств формирования личности обучающегося, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность человека преобразовать действительность и изменить мир.
Список использованных источников и литературы
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
- Галажина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением /М.: Планета, 2011. (Современная школа).
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.