Литературное образование и литературное развитие младших школьников

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: литературное чтение


1. Задачи уроков чтения в современной системе обучения младших школьников.

2. Особенности обучения чтению в разных версиях литературного развития учащихся начальной школы.

1. Чтение относится к письменным формам речевой деятельности и является сложным психофизиологическим процессом. Чтение осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, смысловой. Начинается процесс обучения чтению в период обучения грамоте. Уроки чтения являются продолжением начатой в этот период работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения, типа правильной читательской деятельности и самостоятельности. Объектом изучения на уроках чтения является литературное произведение. Поэтому задачи уроков чтения определяются, прежде всего, значением литературы в жизни человека, общества. Значимость уроков чтения и литературы в школе состоит в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, формируется мировоззрение, положительные моральные качества, происходит умственное и эстетическое развитие ребенка, овладение основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т.п. На уроках решаются и развивающие задачи: развитие речи (обогащение и активизация словарного запаса, выработка умения воспринимать чужую речь в устной и письменной форме, умения выражать свои мысли), мышления (воссоздающее, творческое, логическое) младших школьников. В обобщенном виде задачи уроков чтения и литературы в начальной школе можно сформулировать так:

  1. Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.
  3. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.
  4. Нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников.
  5. Развитие речи и мышления.
  6. Формирование литературоведческих представлений.

Каждая из задач имеет свои конкретные пути реализации, но решается во взаимосвязи с другими.

2. Традиционной задачей начальной школы является задача обучение ребенка чтению. Однако в последние годы в начальной школе появилось ряд программ, которые так или иначе ставят задачу литературного образования младших школьников. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению: 1) собственно обучение чтению, которое ведется на трех уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию литературного текста, формирование читательской самостоятельности; 2) получение ребенком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей.

Анализ программ по чтению для начальной школы дает основание говорить, что уроки чтения на данном этапе обучения являются пропедевтическим этапом литературного образования младших школьников, т.к. невозможно дать системное литературное образование ребенку, который не владеет или слабо владеет навыком чтения. Поэтому задача формирования литературоведческих представлений на уроках тесно переплетается с задачей формирования и развития навыка чтения. В современных программах по чтению прослеживается тенденция объединения в обучении чтению с целенаправленной первоначальной литературоведческой подготовкой.

Учебный материал (для уроков чтения это литературные произведения) - это объекты, изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает окружающий мир и самого себя. В содержании учебного материала должны быть заложены все предусмотренные программой представления, понятия, виды упражнений в деятельности, интерес к которой у детей надо воспитывать. Тексты, помещенные в учебники, являются образцовыми в художественно-эстетическом, познавательном и языковом отношении. Содержание текстов раскрывает прошлое и настоящее нашей Родины, красоту русской природы, способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма, формированию представлений об общечеловеческих ценностях, культуры межнационального общения и толерантности, нравственных качеств подрастающей личности, расширяют представления детей о национальной культуре русского народа.

Непременными компонентами учебников являются иллюстративные материалы, предназначенные для развития творческого воображения младших школьников, разного рода сопоставлений, осуществление продуктивного многочтения, развития речи, создание проблемно-познавательных ситуаций и т.д.

Умение осознанно и быстро читать - необходимое условие для успешного обучения в школе. Обучение механизму чтения осуществляется в начальных классах. Успешность обучения зависит от целого ряда факторов. Наиболее важными из них являются: владение учителем методикой обучения звуковому способу чтения; достаточное развитие у ребенка речевого аппарата и соответствующий запас слов, высокий природный темп деятельности, широкое поле зрения, отсутствие регрессии глаз, развитая антиципация, достаточный уровень организации и концентрации внимания и др. Причинами низкой техники чтения могут быть психологические факторы: отрицательная установка на чтение, отсутствие мотивации

Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение . Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которой должна достигать 100%.

Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, то есть о чтении «для себя», чтобы воспринять основной материал, содержащийся в тексте, и изучить его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста(70%).Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются в следующих классах. Поэтому, важно сформировать изучающее чтение в двух его формах - вслух и молча.

Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей,- это четкое, внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в темпе, указанном в программе для каждого класса и достаточно выразительное.

Изучающее чтение «про себя», молча - это чтение «глазами», без внешних речедвижений.

Известно, что чтение вслух и молча должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому

сложившаяся в последнее время погоня за скоростью чтения не оправдана. Государственным стандартом определен минимальный порог скорости чтения. В начальной школе при чтении вслух он колеблется от 70 до 90 слов в минуту. Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажению слов, повторам и другим ошибкам, а, следовательно, и к непониманию содержания текста.

Между тем в современных условиях чтение «про себя» приобретает ведущее значение. Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Современная эпоха заставляет критически пересмотреть вопрос о роли обоих форм чтения и способа обучения им.

Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем молчаливое и обслуживает, как правило, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфографической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизводимости, интонационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса. При чтении молча, психофизический механизм упрощается. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыка параллельного мышления. Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг. На этапе регулярного самостоятельного чтения его соотношение должно измениться от 30% до 70% в пользу чтения «про себя» (выпускные классы начальной школы.)

Таким образом, проблема овладения техникой молчаливого чтения должна решаться в начальной школе.

Данная программа и приложение к ней поможет улучшить качество всех параметров чтения вслух и молча (сознательность, правильность, беглость) не столько путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько за счет овладения способами действия, а также мотивация.

Задачи программы:

  1. Систематизация и описание приемов активизации деятельности учащихся в процессе обучения чтению.
  2. Систематизация видов работ над текстом с целью повышения качества чтения (восприятие и понимание основного материала).
  3. Формирование мотивов и способов учения, умение работы с материалом.
  4. Создание условий для коррекции качества чтения учащихся.